Николай Гумилёв: эволюция личности и мифологема героя
Т.В. Тадевосян
Мифологема героя играет важную роль в поэтическом творчестве вообще и в поэзии Н.С. Гумилёва в особенности. Ее изучение очень важно для понимания сути поэзии Гумилёва, обоснования периодизации его творчества, уточнения специфики взаимодействия автора и лирического героя, направления эволюции поэта.
К.Кереньи и К.Г.Юнг, которые ввели в научный оборот термины «архетип» и «мифологема», с самого начала указали на амбивалентную природу данных понятий. «Основная масса» мифологического материала, сохранявшаяся традицией с незапамятной древности, содержалась в повествованиях о богах и богоподобных существах, героических битвах и путешествиях в подземный мир — повествованиях, которые всем известны, но которые далеки от окончательного оформления и продолжают служить материалом для нового творчества. Мифология есть движение этого материала» [1]. Исходя из этого, мифологему в художественном тексте можно понимать амбивалентно: как знак, насыщенный определенным мифологическим смыслом, и как индивидуальный авторский образ, по структуре схожий с архаическими мифологическими моделями.
Стихотворения, вошедшие в поэтические сборники Гумилёва: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы», «Жемчуга» в редакциях, «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921), полно представляют корпус мифологем, характерных для Гумилёва на различных этапах творчества. Их изучение позволяет раскрыть особенности динамизма и эволюции героев и автора в художественном пространстве поэзии Гумилёва. Поэт опирался в своих стихотворениях и драмах на определенные универсальные схемы, порожденные человеческим мышлением и выкристаллизованные в «коллективном бессознательном», используя в качестве ключевых фигур ряд мифологем героев. Широкое включение в текст разнообразных персонажей и авторская модификация героических образов придает многим произведениям Николая Гумилёва характер мифов, а его поэзия включается в общий процесс мифотворчества. Достаточно сложным представляется построение типологии героев в поэзии Гумилёва, тем не менее можно наметить шесть преобладающих типов: герой-воин, герой-путешественник, герой-поэт, герой- жрец, герой-повелитель и герой-эстет. Конечно, в реальной художественной практике эти мифологемы героев сложно переплетаются и взаимодействуют между собой. Их выделение как автономно рассматриваемых категорий имеет условный характер. И все-таки такой путь, на наш взгляд, продуктивен для дальнейшего изучения.
Особенно показательным для общего направления восприятия Гумилёва, а вместе с тем и его героев является стереотип «воина» («конквистадора»). С образом поэта-воина не раз сочетался и образ поэта-путешественника. В сборнике «Путь конквистадоров» представлены различные формы воплощения мифологемы героя. В ряде стихотворений («Я конквистадор в панцире железном...», «С тобой я буду до зари...», «Credo», «Песня о певце и короле», «Иногда я бываю печален...») ощутима персоналистичная форма воплощения героя, что проявляется в том, что повествование ведется от первого лица, причем для лирического субъекта важна автоидентификация: «конквистадор», «сын голубой высоты», «король», «забытый покинутый Бог». В мифологическом бытии герой-поэт обладает даром пророка, жреца и приближается к функции демиурга.
В сборнике «Романтические цветы» авторский взгляд несколько изменяется. Хотя и этот сборник остается по-прежнему персоналистичным, однако самоидентификация героя встречается реже. Здесь Гумилёв обогащает свою художественную палитру. В частности, более активно, чем раньше, для создания мифологем героев, придания им необходимых автору черт используются образы животных, писатель наделяет их антропоморфными чертами, связывает с мифо-поэтическими ассоциациями.
Как замечает Е.Раскина, «В ''Ужасе'' и ''Гиене'' Гумилева /.../ речь идет об инфернальной героине. Создать такой образ можно было лишь с привлечением символики гиены, а не львицы. Ведь, как известно, именно гиена символизирует непостоянство, нестабильность, порочность и двуличность» [2]. Мифологема героя-правителя отчетливо проявляется в образе императора Каракаллы. С одной стороны, это жестокий, развратный и расточительный тиран, обладающий сверхъестественными способностями («Императору», «Мореплаватель Павзаний»), с другой — сновидец, маг и поэт, каким он предстает в стихотворении «Каракалла». Таким образом, мифологема герой-правитель вбирает в себя черты героев-магов и жрецов.
Ключевой в поэтическом сборнике «Романтические цветы» является мифологема героя-дьявола. («Пять коней подарил мне мой друг Люцифер // И одно золотое с рубином кольцо» (1, 51); «Мой старый друг, мой верный Дьявол, // Пропел мне песенку одну» (1, 58)). Можно отметить, что ранний Гумилёв осуществляет свои философско-культурологические поиски, выходя далеко за пределы православно-христианских канонов. В дальнейшем этот опыт поисков для него окажется важным, но все-таки фундаментальной основой его творчества станет традиционная библейско-христианская образность.
«Романтические цветы» настолько насыщены реминисценциями из поэтов-предшественников и поэтов-современников, что подобная цитатность может рассматриваться как стилевое явление, отражающее не только ученичество молодого поэта, но и «угол зрения» [3] на мир, восходящий к романтическому мироощущению. В путешествии по духовной истории человечества для раннего Гумилёва важны африканские впечатления, обусловившие активное использование анималистических образов для создания мифологемы героя-мага/жреца. Этот тип как раз наиболее активен в области языческого, оккультного, эзотерического поиска.
Гумилёв уже в первых сборниках чувствует и умеет передать всю смысловую и эмоциональную глубину слова, пытается для их раскрытия задействовать различные структуры, лежащие в основании, обнажает то, что можно назвать «культурной памятью» [4] слова.
В сборнике «Жемчуга» постепенно начинает исчезать «масочность» персонажей и формируются цельные нераздробленные образы. При создании мифологемы героя-путешественника в сборнике «Жемчуга» поэт в основном опирается на способы и ассоциации, описанные нами выше, но можно говорить о появлении более универсального образно-ассоциативного пласта взамен прежней дробности ассоциаций. Цикл на основе гомеровских сюжетов, образ Одиссея отчетливо проявляют эту тенденцию.
Интересные трансформации происходят также в области поэтических поисков Гумилёва, которую мы связываем с мифологемой героя-мага/жреца. Герой эволюционирует от демонического типа в цикле «Жемчуг черный», через пограничное состояние между жизнью и смертью в «Жемчуге сером» к духовному возрождению, смирению, жертвенной покорности, принимая мир таким, какой он есть, любуясь даже самыми незначительными мелочами: «Вот парк с пустынными опушками,//Где сонных трав печальна зыбь,//Где поздно вечером с лягушками//Перекликаться любит выпь» (1, 103). Эволюция героя «Жемчугов», пронизанная идеей обновления, позволяет говорить о неоромантическом характере этого поэтического сборника.
По сравнению с «Романтическими цветами» основные темы «Жемчугов» почти не изменяются. Меняется авторское отношение к ним — поэт перестает быть бесстрастным и подчеркнуто серьезным. Эта тенденция воплощается в структуре соответствующей мифологемы героя-поэта. Ирония, направленная прежде всего на самого себя, пройдет через все творчество Гумилёва — « /.../ я не герой трагический, // Я ироничнее и суше» (1, 194).
Герой-поэт «Жемчугов» обретает существенные отличия от более раннего содержания этой мифологемы. В духе пушкинской традиции («Пророк»), поэт акцентирует связь поэта с высшими сущностями. Благодаря этому обеспечивается бессмертие подлинно поэтического труда. Акт творчества у Гумилёва уподобляется героическому мифологическому поединку героя с хтоническим существом, поэтому путь поэта — один из самых опасных, представляющих собою балансирование на грани славы и гибели (ср. со стихотворением «Волшебная скрипка»: «Духи ада любят слушать эти царственные звуки, // Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. /.../ // Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье, // И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — // Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи // В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь» (1, 82).
В сборнике стихотворений «Чужое небо» важные изменения связаны с разработкой и применением акмеистических творческих принципов. Одна из внутренних противоположностей лирического «я» автора выносится вовне и становится частью внешнего мира, а так как мир во всех его проявлениях однозначно принимается акмеистической эстетикой, то происходит и приятие «другого я» как части этого мира. Теория Гумилева-акмеиста находит воплощение в творчестве. Философские, теоретические, мифо-поэтические размышления и образы обретают более тесную связь с землей: «Я печален от книги, томлюсь от луны,//Может быть, мне совсем и не надо героя,//Вот идут по аллее, так странно нежны,//Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя» (1, 129).
В следующих сборниках «Колчан» и «Костер» лирическое «я» автора имеет явные биографические корни — ориентируется на опыт Гумилёва-воина, поэта, путешественника; это герой, прошедший акт самопреображения. События Первой мировой войны, по крайней мере на первом их этапе, Гумилёв воспринимает как борьбу за сохранение лучших достижений мировой культуры, в ряду которых он все активнее рассматривает русскую тему и российские реалии. Участие в борьбе поэт стремится представить как освященное божественным благословением. В соответствии с этим, сквозной тематикой сборников «Колчан» и «Костер» становится религиозно-христианская, причем приоритет постепенно отдается православно-христианскому началу. Вошедшая в творчество Гумилёва благодаря военным событиям русская тема остается для него важнейшей на всем оставшемся этапе жизненного и творческого пути.
В основе лирического сюжета сборника «Огненный столп» лежат история жизненного пути и развитие самосознания лирического героя. Открывается «Огненный столп» стихотворением «Память», что вполне сочетается с заглавием и общей концепцией сборника. В стихотворении даны пять этюдов духовных метаморфоз героя. Их венчает строфа медитативного склада, содержащая множество ассоциаций: «Я — угрюмый и упрямый зодчий // Храма, восстающего во мгле, //Я возревновал о славе Отчей, // Как на небесах, и на земле». Поэтическая форма порождена ретроспективным самоанализом пройденного пути, где выявляются различные образы, воплощенные в лирическое «я».
Если на более ранних этапах мифологемы героев можно было с некоторой долей условности автономизировать друг от друга, рассматривать отдельно, то в книге «Огненный столп» отдельные содержательные разновидности мифологемы героев практически невозможно вычленить. Герой-поэт идет сложным путем эстетического поиска, в то же время он обретает черты воина, зодчего. В этом духовном путешествии важнейшим стремлением героя становится обретение власти над собственным духовным миром и это же, как он понимает, может быть целью и оправданием происходящего в России и в мире. «Огненный столп», таким образом, становится и символом «мирового пожара», и свидетельством о свете, который, может быть, пробьется сквозь разрушительную стихию. Синтез временного, современного и вечного, индивидуального и общего, связанного с проблемами «моей родной страны» и общемировыми — главная содержательная примета мифологемы героя последней книги Гумилёва.
Анализ сборников и произведений, относящихся к различным этапам творческого пути поэта, убеждает в наличии у него шести преобладающих типов мифологем. Возникнув в самом начале творческого пути Гумилёва, они представлены в его поэзии до самого конца. Однако они постоянно подвергаются трансформации, эволюционируют, 79 приобретают новое смысловое наполнение и пересекаются между собой.
Литература
- Кереньи К., Юнг К.Г. Введение в сущность мифологии // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М.—Киев, 1997 — С. 13.
- Раскина Е.Ю. Поэтическая география Н.С. Гумилёва. —М., 2006. —С. 56.
- Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский и Николай Гумилёв // Вопросы литературы. — 1987. —№2. —С. 276.
- См.: Яковлев Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. — 1998 — №3.