Стихотворение А. Н. Плещеева «Сон»

Стихотворение А. Н. Плещеева «Сон»

E. A. Рогаткина

Впервые стихотворение «Сон» было напечатано журналом «Современник» в сборнике «Стихотворения А. Плещеева 1845-1846» в 1846 году с подзаголовком «Отрывок». Оно стало программным как в этом, так я в последующих изданиях. Эпиграфом к поэме послужили слова из памфлета Ламеннэ «Слова верующего»: «Земля печальна и иссушена зноем; но Она зазеленеет вновь. Дыханье зла не вечно будет веять над нею палящим дуновеньем». Алексей Плещеев занимался переводом этой запрещенной книги со своим бывшим однокурсником по университету Николаем Мордвиновым. Друзьям по душе была мысль о нравственном самоусовершенствовании человека и о неизбежном торжестве социальной справедливости. «Увлеченный пафосом проповедей Ламеннэ в памфлете «Слова верующего», воспринимая идею борьбы порабощенных. с поработителями, важнейшую идею времени, А. Н. Плещеев пытается проводить ее и в своих поэтических произведениях; в частности, в стихотворении «Сон» молодой поэт прямо заявляет о своем пробуждении, о готовности «возвещать ... свободу и любовь» утесненным, убеждать своим искренним и правдивым словом, что «человеку той поры недолго ждать, // Недолго будет он томиться и страдать». И за такой поэтической метафорой была уже и личная убежденность в необходимости изменения существующей действительности, и личная готовность к делу во имя избавления людей от страданий». Наряду со стихотворениями, навеянными очень субъективными мотивами (неразделенная любовь, несовпадение духовных запросов поэта и его возлюбленной), А. Н. Плещеев создает произведения, пронизанные важными философскими проблемами бытия. Поэма «Сон» служит тому примером.

Во всех существующих на сегодняшний день работах, посвященных поэтическому творчеству Алексея Николаевича Плещеева, это стихотворение рассматривалось как обращение автора к теме назначения поэта и поэзии. В частности, об этом пишет в своей монографии Л. С. Пустильник. Исследователь М. Михайлов заметил связь героя поэмы «Сон» с лермонтовским «Пророком». Он же указал на то, что магистральной темой произведения является проблема общественного служения, также идущая от М. Ю. Лермонтова.

В. И. Коровин выделил в стихотворении тему личной жертвенности, которая уже осмыслена по-новому: иным предстает отношение к сегодняшним врагам. Они - «безумные палачи», их действия не освещены истинным разумом и потому при достижении победы их можно «простить». По мнению И. А. Щурова, творец художественных произведений возводится Плещеевым в ранг пророка. В стихотворении автор заявляет, что сама богиня его «пророком избрала». По выражению исследователя, миссию поэта А. Н. Плещеев сравнивает с библейской легендой о спасителе и его учениках.

Целью работы мы избрали рассмотрение библейских мотивов в данном художественном тексте. Вышеназванные авторы в той или иной степени касались интересующего нас вопроса, но мы в этой статье хотим несколько расширить представление о стихотворении А. Н. Плещеева «Сон».

Влияние Священного Писания, прямое или опосредованное, заметно сказалось в плещеевском отрывке из поэмы, которая так и не была закончена. Это влияние мы улавливаем на совершенно разных уровнях художественного текста - лексическом, сюжетном, образном. Антиномия «сон - пробуждение» встречается часто в литературном творчестве разных авторов. Мысли о необходимости пробудить в человеке нравственные чувства и вырвать его из дремоты жизни нашли отражение в поэзии А. Радищева. По дороге в ссылку он написал стихотворение, в котором мы находим строки:

На восходящую воззри теперь денницу,
На лучезарную ее зри колесницу:
Из недр густейшей мглы смертообразна сна
Возобновленну жизнь земле несет она.

Современник и друг Алексея Николаевича, Тарас Григорьевич Шевченко, также описывает светлый, радостный по своему настроению, сон и пробуждение, возвращающее в унылую реальность. Стихотворение украинского Кобзаря с одноименным названием «Сон» было переведено А. Н. Плещеевым на русский язык для журнала «Народное чтение» в 1858 году. Противопоставление, о котором идет речь, в стихотворениях многих поэтов несет различную смысловую нагрузку.

В поэме А. Н. Плещеева герой-путешественник, испытывая душевную усталость, желает отдохнуть, забыться. Он прилег «под явором густым» около скалы, и ему является Богиня. Герой слышит ее голос («И, наконец, уста разверзлися ее, // И вот что услыхал тогда я от нее...»). Эта ситуация отдаленно напоминает завершающие главы Книги Иова. Но мы хотим подчеркнуть, что это лишь слабое сходство. Богиня говорит о родине, из-за которой путник проделал такой долгий путь. Возвращение в «отчизну» - также своего рода реминисценция из Библии. Слова из Священного Писания «возвратись в дом свой» означают призыв обратиться к душе, довериться собственной интуиции. В стихотворении не Бог, а Богиня, обращаясь к человеку, наставляет его на правильный путь, утверждает, что «воскреснет жизни луч».

К Библии восходит использованная в произведении метафора - «сон как пророчество»: «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (1 Деян. 2:17). Пророческое сновидение путешественника выводит повествование на новый смысловой уровень: под путником, который слышит предсказания, подразумевается сам автор. Понятие «лирический герой» в стихотворении может отождествляться в сознании читателя с образом автора. «Это образ, складывающийся или созданный из основных черт творчества поэта. Он воплощает в себе иногда также и элементы художественно преобразованной его биографии. Потебня справедливо указывал, что поэт-лирик «пишет историю своей души (и косвенно историю своего времени). Лирическое я — это не только образ автора, это вместе с тем представитель большого человеческого общества». Мучения, которые довелось испытать путнику, можно сравнить с невзгодами, выпавшими на долю самого А. Н. Плещеева. Для глубокого осмысления сюжетно-образной информации текста необходимо обратиться к внетекстовым связям.

С середины 40-х годов в поэзии А. Н. Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе, заряжающими верой в грядущее царство «гуманистического космополитизма» (по выражению В. Майкова). Регулярные посещения кружка А. Н. Бекетова и «пятниц» М. В. Петрашевского усилили скепсис молодого поэта ко многим явлениям общественной жизни. В 1849 году он вместе со своими единомышленниками-петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной по конфирмации императора Николая I солдатчиной, лишением всех прав, состояния и отправкой в отдельный оренбургский корпус рядовым. Восемь с лишним лет находился он на военной службе, принимая участие в военных действиях (штурм крепости Ак-Мечеть). Через годы, в день сорокалетнего юбилея, А. Н. Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта собственной отчизне.

В художественном произведении «Сон» автор говорит не только о пророческом сне, но и об образе пророка - носителя истины:

И снова ты пойдешь, избранный мной левит,
И в мире голос твой недаром прозвучит.
Зерно любви в сердца глубоко западет;
Придет пора, и даст оно роскошный плод.

Левит - служитель храма у древних евреев. По библейскому преданию - сыновья Левия и все их потомство, на которое была возложена служба в храме. У А. Н. Плещеева этим словом называется человек; наделенный даром пророчества. Пророк в стихотворении - не служитель храма, а странник, пришелец, перед которым «лежит еще далекий путь». В I Послании Петра говорится: «Возлюбленные! прошу вас, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками».

Пророческая миссия странника проецируется на самого автора, который решил возвестить миру истину и готов пострадать за нее. В образе гонимого властями пророка он реализовывал моменты собственной биографии.

Исследователь творчества А. Н. Плещеева Е. М. Бикмухаметова считает, что в сороковые годы в русской поэзии происходит переосмысление учения об Иисусе Христе: в нем стали видеть не борца за небесное счастье, а «апостола свободы и социального равенства. Идеи христианства стали использоваться в целях революционного движения, в целях оправдания борьбы с помещиками, в целях оправдания убийства угнетателей и тиранов, как нарушающих Христово учение». Мы можем согласиться с данным утверждением лишь отчасти. В учении Христа «не убий» - одна из основных заповедей. В лирическом творчестве А. Н. Плещеева мы не найдем поощрения Христом убийства или оправданий ему подобного.

Появление образа Христа в поэзии Плещеева подчинено другой цели: сын Божий является для поэта тем, «с кого нужно делать жизнь», вдохновителем и учителем. («Он шел безропотно тернистою дорогой», 1858). Рассказывая историю земной жизни Иисуса, автор приходит к выводу о том, что судьба настоящего поэта во многом похожа на судьбу Христа.

Поэт так же, как и Христос, утверждает «священной истины закон». Они оба несут людям любовь к правде. Но есть между ними и существенные отличия. Христос, как известно, пошел проповедовать свое учение после долгих размышлений и раздумий над проповедью пустынника Иоанна. Поэт же начал вещать «свободу и любовь» угнетенным в результате озарения, под впечатлением видения Богини. На наш взгляд, появление Богини в лирике Л. Н. Плещеева не случайно. Христос - это богочеловек, и в истинности его учения у нас не возникает ни малейшего сомнения. А Поэт - простой смертный. И хотя он намного духовнее толпы, все же где гарантия, что он не заблуждается, что все, о чем он говорит - это «святая истина»? Чтобы укрепить мнение читателя в собственных убеждениях, Поэт не сам себя объявляет пророком, гак его называет Богиня, которая «избрала» его и явилась к нему во сне. Она-то и открыла ему истину. И уже Поэт, избранник Божий, пошел учить людей доброте, любви и правде по «далекому скорбному пути». В отличие от Христа, Попа-пророка часто терзают сомнения относительно правильности выбранного пути. Но, в конце концов, он вновь обретает силы и идет продолжать свое дело:

Мой падший дух восстал...
И утесненным вновь
Я возвещать пошел свободу и любовь.

В поэме «Сон» можно встретить еще один библейский мотив. Вспомним Евангелие от Матфея:

«Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.
А когда все люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел.
Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда и появились плевелы.
Рабы же хозяина пришли и спросили у него: «Господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?»
Он же ответил им: «Враг людей сделал это». А рабы сказали ему: «Так прикажи, мы пойдем и выберем».
Но он ответил: «Нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу. Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жрецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою».

Когда ученики Иисуса попросили разъяснить им значение притчи о плевелах на поле, он сказал им в ответ: «Сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий; поле - это мир, хорошие семена - это сыновья Царства, а плевелы - сыновья лукавого; враг, посеявший их, - это Диавол, жатва - конец века сего, а жнецы — это ангелы. Подобно тому как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет в конце века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из царства Его все соблазны и всех, творящих беззакония и ввергнут их в печь огненную... Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их». Плевелы ядовиты и трудноотличимы от пшеницы. В данном случае плевелы - это прообраз тех религиозных людей, религия которых бесполезна. Такие люди бывают значительным препятствием в деле спасения погибающих грешников, об этом предупреждает и апостол Павел. В стихотворении А. Н. Плещеева плевелы - это «рабы греха», «рабы постыдной суеты», те, кто способен бросать «каменья» в пророка.

Апостол Павел призывает верующих: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». Многие люди, называясь христианами и признавая ценность библейских этических и моральных принципов, фактически не имеют в своей собственной жизни духовного плода, который является результатом рождения свыше.

В природе плевелы никогда не смогут превратиться в пшеницу, но в духовном мире иначе: те, кто жил под властью тьмы, могут, благодаря любви и истине, покаяться и стать «пшеницею». А. Н. Плещеев с нескрываемой надеждой верит в подобное превращение:

Зерно любви в сердца глубоко западет;
Придет пора, и даст оно роскошный плод.
И человеку той поры недолго ждать,
Недолго будет он томиться и страдать.
Воскреснет к жизни мир... Смотри, уж правды луч
Прозревшим пламенем сверкает из-за туч!

Стихотворение «Сон» полно человеколюбия, веры в лучшие качества, которые могут быть в людях. Существующая притча о сеятеле также могла служить основанием для данного отрывка. Она гласит о том, что не все высеянные семена вырастают одинаково: одни, попав на дорогу, оказываются сразу же склеванными птицами; другие, попав на каменистую почву, прорастают, но ненадолго; третьи попадают в бурьян, который заглушает их. А есть такие, которые попадают в хорошую землю, вырастают и приносят замечательный урожай. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но осветились, но оправдались именем господа нашего Иисуса Христа». Даже самый падший человек может быть преображен силою Бога и любви в полезный для Него сосуд. Богиня верит, что сердце человека - это благодатная почва. И ее убеждение впоследствии становится убеждением Поэта. Во многих стихотворениях упоминается о зерне любви, дающем роскошный плод. Именно вера в здоровую сущность человека является причиной того, что пророк, зная о тюрьме, об оковах, продолжает служить народу.

На протяжении всего стихотворного отрывка А. Н. Плещеева герой находится в состоянии сна, но в конце он пробуждается и многое переосмысливает. Путешествие, в которое он отправился, - это на самом деле некий духовный поиск, результатом которого может стать нравственное прозрение и обретение нового понимания действительности.

Тема личности, которая высится над толпой, погрязшей в земных заботах, станет одной из центральных в поэзия начиная с 1830-х годов. Идеей мученичества, актуализацией образа Христа отмечена вся литература XIX века. А. Н. Плещеев опирался на мощный пласт христианской культуры, которая, в свою очередь, служит для реализации авторских идейно-художественных задач.

Л-ра: Література в контексті культури. – Дніпропетровськ, 2006. – Вип. 16. – Т. 1. – С. 245-251.

Биография

Произведения

Критика


Читати також