О забытом поэте

О забытом поэте

Н. Сергиевский

Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович, второй сын Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны, родился 10 августа 1858 г. в Императорской мызе Стрельне Петергофского уезда. 26 сентября того же года салют в 301 выстрел и колокольный звон петроградских церквей возвестили жителям столицы о совершении Таинства Крещения над Августейшим Новорожденным. Воспреемниками при Таинстве Крещения были: Государь Император Александр Николаевич и вдовствовавшая Государыня Императрица Александра Феодоровна...

Первое стихотворение было написано Великим Князем в 1879 г. Весну этого года он проводил, вместе с Августейшим отцом и сестрой — Королевой Эллинов Ольгой Константиновной, на южном берегу Крыма. Под влиянием весенних красот благодатной природы Крыма молодой Великий Князь воспел вдохновленное ею настроение в следующем восьмистишии, написанном в Орианде:

Задремали волны,
Ясен неба свод;
Светит месяц полный
Над лазурью вод.
Серебрится море,
Трепетно горит...
Так и радость горе
Ярко озарит.

За этим первым поэтическим произведением последовали и другие, но выступить в печати поэт решился лишь три года спустя: в августовской книжке «Вестника Европы» (1882 г.), в котором в то время печатались произведения корифеев нашей литературы — Тургенева («Стихотворения в прозе»), гр. Алексея Толстого, Полонского. Жемчужникова и др., появилось на первой странице стихотворение «Псалмопевец Давид», написанное Августейшим Автором в сентябре предыдущего года в Татое, близ Афин. Появилось это стихотворение под скромной подписью К. Р. Присяжные любители поэзии остановили на нем внимание, но для большой читающей публики эти скромные авторские инициалы промелькнули незаметно. Когда же в декабрьской книжке журнала появилось сразу пять стихотворений под общим заголовком «В Венеции», на неведомого, но несомненно даровитого поэта, продолжавшего скрываться под таинственными инициалами, и критика и читающая публика обратили широкое внимание. По мере того, как стихотворения К. Р. продолжали появляться в печати, интерес к личности автора их все больше возрастал, и постепенно стало известно, что под скромной подписью скрывается талантливый Августейший Поэт...

В 1886 г. появился первый сборник «Стихотворений К. Р.», который был издан в ограниченном количестве экземпляров и в продажу не поступил: Автор, ввиду свойственной ему чрезвычайной скромности, видимо, все еще сомневался в своих силах и предназначил сборник только для литературных друзей и для опытных судей в лице таких почтенных представителей поэтического творчестве и критики, как А. А. Фет, А. Н. Майков, H. Н. Страхов и др., на суд которых он и послал свой сборник. После этого обращения начинающего поэта к маститым собратьям по перу, между ними и К. Р. начались и переписка, и дружественное знакомство. Особенно тесное литературное общение завязалось между Августейшим Поэтом, Фетом и Майковым, искренно ценившими вдохновенное дарование К. Р., нежную прелесть его певучей лирики. В одном из своих посвящений А. А. Фету, Августейший Автор просит маститого поэта, свершившего с верой «в доброе и в Богам «высокий подвиг свой», благословить «своей дряхлеющей рукою» «на трудный путь» — его, «взращенного судьбою в цветах и счастьи, и любви». И вот, посылая К. Р. третий выпуск своих «Вечерних Огней», поэт-старец, в предвидении близкой могилы, в следующих знаменательных словах передает младшему товарищу по творчеству свое благословение :

Трепетный факел, — с вечерним мерцанием
Сна непробудного чую истому, —
Немощен силой, но горд упованием
Вестнику света сдаю молодому.

Доживавший свои дни великий поэт с полной верой передавал К. Р. «факел» русской поэзии, благословлял его быть «вестником света» на поприще родного искусства, соблюдать в служении этому искусству заветы добра и красоты, его самого всю жизнь вдохновлявшие, — великие заветы чистого искусства, преподанные русской литературе великим Пушкиным. Чтобы понять в должной мере всю важность подобного, так сказать, «литературного завещания», надо отдать себе отчет в огромном значении литературного авторитета, каким пользовался Фет, про которого чуткий критик Страхов сказал, что он в своем роде «поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии»; что Фет — «истинный пробный камень для способности понимать поэзию».

Годом позже (в 1899 г.) после этого события большого значения в литературной жизни К. Р., каковым несомненно должно быть признано вышеупомянутое «литературное завещание» А. А. Фета, другой маститый поэт, А. Н. Майков, назвал К. Р. «поэтом-провидцем»...

По случаю предстоящего в 1899 г. чествования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, Академией наук был объявлен конкурс на сочинение кантаты. По рассмотрении особой комиссией всех представленных на конкурс произведений, стихотворение под девизом «Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел» — было единогласно признано наиболее совершенным из числа других (около 40), представленных на конкурс. По вскрытии запечатанного конверта, приложенного к кантате, оказалось, что она принадлежит перу К. Р. Кантата, переложенная на музыку А. К. Глазуновым, была исполнена на торжественном чрезвычайном заседании Академии, созванном в день чествования столетия со дня рождения ее знаменитого сочлена. На том же заседании состоялось объявление Высочайшего указа Правительствующему Сенату об учреждении при Академии наук «разряда изящной словесности» взамен существовавшей со времен Императрицы Екатерины II Российской Академии, преобразованной впоследствии в отделение русского языка и словесности, которое преследовало чисто филологические цели и в которой не избирались выдающиеся художники слова. В память одного из славнейших членов Российской Академии А. С. Пушкина, таковая возрождалась в лице разряда изящной словесности. 8 января 1900 г. состоялись первые выборы «пушкинских академиков», и в число первых девяти наших «бессмертных» оказался избранным поэт К. Р. (наряду со следующими поэтами и писателями: гр. Л. Н. Толстым, А. А. Потехиным, А. Ф. Кони, А. М. Жемчужниковым, гр. А. А. Голенищевым-Кутузовым, В. С. Соловьевым, А. П. Чеховым и В. Г. Короленко).

После первого сборника его лирических произведений (в продажу, как мы знаем, не поступившего), в 1886 г. вышло 2-е издание «Стихотворений К. Р.», а в 1900 г. был издан 3-й сборник.

Успех оба сборника имели крупный и в короткое время оказались распроданными. Эти два сборника были переведены на немецкий язык поэтом профессором доктором Юлиусом Гроссе (в 1891 и 1895 гг.) и, выпущенные в свет в Германии, имели там выдающийся успех...

Такова в весьма сжатых словах литературная деятельность Августейшего Поэта. К ней тесным образом примыкает театрально-артистическая его деятельность: многократно выступая на сцене домашних театров — Императорского Эрмитажного, Царскосельского «Китайского» и в «Измайловском Досуге», он создал новый, сильный, глубоко продуманный образ Гамлета, дал вдохновенный образ Иосифа Аримафейского в драме «Царь Иудейский».

Л-ра: Слово. – 1990. – № 1. – С. 68-69.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up