По следам Джека Лондона

По следам Джека Лондона

Ирина Галяк

Я любительница бумажных книг, настоящих, в твёрдом или мягком переплете, хрустящих страниц с головокружительным запахом.

Найти «Моряка в седле» в таком формате оказалось проблемой. Ко мне в руки попала книга 1980 г. издательства, с мелким шрифтом и пожелтевшими страницами. Найти роман в современном издательстве оказалось невозможно.

С первых страниц несознательно сравнивала с «Жаждой жизни» - и вредный критик проснулся во мне, но третий способ чтения книг от М. Адлера заставил его замолчать и продолжить чтение. И дальше страница за страницей наблюдала за жизнью Джека Лондона. Именно наблюдала, а не проживала, как это было с Ван Гогом. Мне не хватало живых диалогов, мыслей главных героев. Повествование идёт от третьего лица, но благодаря таланту автора ты становишься проникновенным наблюдателем.

С самого начала романа меня удивил характер юного Джека. В 13 лет он отправился в море, но не от хорошей жизни. Его мать весьма странная особа, которая с лёгкостью тратила деньги, которые так тяжело доставались её мужу и сыну. Будучи хорошо образованной и воспитанной в обеспеченной семье, она покинула родительский дом. Причина так и осталось тайной. Она зарабатывала уроками музыки, увлекалась спиритизмом и умудрилась быть женой сразу трёх профессоров. Один из них, этнический ирландец Вильям Чейни, является отцом Джека Лондона, но он так и не признал отцовства. А ведь родство налицо. Ирландская кровь текла в жилах Джека, а ведь ирландцы, как известно, лучшие в мире рассказчики.

Самыми близкими людьми ему стали люди чужие по крови: няня Вирджиния, отчим Джон, сестра по отчиму Элиза. Няня дарила заботу и ласку, которой так не хватало маленькому Джеку, и она дала ему 300 долларов, на которые он купил своё первое судно. Мать никому не давала покоя. Это очень сблизило Джека с отчимом, они часто уходили из дома и отдыхали в обществе друг друга. Элиза до конца дней была лучшим другом Джека.

Эпоха экономического кризиса и желание матери быстро обогатиться гоняли семью с места на место. Меня поразило, что каждый раз теряя всё, что досталось упорным трудом, Джон Лондон находил силы вставать и начинать всё заново. Думаю, что Джек впитал это с детства. Несмотря на все трудности жизни, Джек Лондон продолжал идти к заветной мечте - стать писателем. И он стал им, добился успеха при жизни, его произведения и сейчас читают и любят во всём мире.

Детство Джека было трудным, да и вся жизнь была такой насыщенной, что её бы хватило на несколько. В 13 лет, с покупкой первого судна, начались его приключения. Сначала пиратство и ловля морских котиков, потом работа на джутовой фабрике, работа гладильщиком в прачечной и кочегаром.

Социалистическая война захлестнула Джека Лондона. Посидев в тюрьме, он понял, что ценится только интеллектуальный труд. И начал упорно заниматься самообразованием. Его сила воли восхищает, а свои установленные десять тысяч слов он писал почти до самой смерти.

Он поступил в Калифорнийский университет и освоил программу за короткое время, что портило репутацию университета, да ещё и постоянная нужда заставили бросить учёбу и отправиться на Аляску за золотом. Обогатиться у него не получилось, но он привезет оттуда бесценный опыт, который ляжет в основу его произведений и принесут славу и деньги.

Меня поразило, что мать Джека, эта странная несимпатичная мне особа, поддержала его в трудный момент, когда Джек метался между куском хлеба и писательством. Джек Лондон, отчаявшийся и измученный, получил место почтальона со стабильной зарплатой, но мать уговорила отказаться от него и продолжать заниматься писательским трудом, заверив его, что перенесут все тяготы жизни, что им не привыкать, а ему нужно продолжать писать.

И он писал, много, иногда ради денег, но многие произведения стали популярны.

Лондон женился на невесте своего погибшего друга Бэсси. Поженились они не по большой любви, а потому что были оба готовы к браку. Бесси говорила, что выходила замуж за Джека без любви, но потом в него невозможно было не влюбиться. Джек был готов к отцовству и с трепетом ожидал рождения первенца, но разочаровался, потому что родилась дочь, а он так мечтал о сыне. Спустя пару лет его снова постигло это чувство - жена родила вторую дочь.

В одном варианте биографии прочитала, что Джек бросил семью и ушёл к Шармэйн (Чармен) Киттридж. Но бросил - это громко сказано, до конца дней он обеспечивал бывшую жену и дочерей и общался с ними.

Джек Лондон всю жизнь переживал, что он незаконнорожденный, замыкался в себе, но сумел сохранить в себе любопытного ребёнка и всегда жаждал приключений, и даже спроектировал судно для кругосветного путешествия, которому не суждено было совершиться до конца.

Преодолев первую часть романа с трудом, наступил момент, что не смогла оторваться от этих пожелтевших страниц. Джек Лондон открылся для меня с другой стороны, и мне захотелось перечитать «Мартина Идена». Когда ты знаешь о жизни автора чуть больше, чем прочитал в Википедии, то воспринимаешь и чувствуешь произведения иначе.

Любителям Джека Лондона особенно рекомендую.


Читати також