Тема «Маленького человека» в творчестве Куприна Александра Ивановича
Байэшанов М.М.
Байэшанов Мустафа Мухаммедович - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой,
кафедра русского языка и литературы,
Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: тема маленького человека в реалистической литературе берет свое начало с рассказа «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. В рассказе изображается бесправный, неспособный на активные сопротивления человек. С подобным героями мы встречаемся и в повести «Шинель» Н.В. Гоголя, таким бесправным является Феодор - герой рассказа «Бурмистр» из серии «Записки охотника» И.С. Тургенева. После отмены крепостного права в 1861 году, уже к концу XIX столетия подобные герои в творчестве русских писателей приобретают новые черты. Начинается эпоха А. Чехова, И. Бунина, А. Горького. События в произведениях этих авторов протекают в разных уголках России и мира.
Ключевые слова: маленький, человек, судьба, взгляд, Балаклавский, мелодий, идеал, революционные.
Bayeshanov M.M.
Bayeshanov Mustafa Muhammedovich - Candidate of Philology, Head of the Department,
DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE,
GULISTAN STATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
THE CONCEPT OF "LITTLE MAN" IN THE WORK OF KUPRIN
ALEXANDER IVANOVICH
Abstract:the theme of a small person in realistic literature originates from the story “Station Caretaker” by A. S. Pushkin. The story depicts a person without rights, incapable of active resistance. We meet with such heroes in the story “The Overcoat” by N.V. Gogol, Theodore, the hero of the story “Burmister” from the series “Notes of the Hunter” by I.S. Turgenev is so disenfranchised. After the abolition of serfdom in 1861, by the end of the 19th century, such heroes in the works of Russian writers acquired new features. The era of A. Chekhov, I. Bunin, A. Gorky begins. Events in the works of these authors take place in different parts of Russia and the world.
Keywords:little, man, destiny, look, Balaklava, melodies, ideal, revolutionary.
А. Чехов показывает своих героев в обыденной жизни, для него были важны проблемы семейного и человеческого счастья, в качестве примера можно рассмотреть известные рассказы «Дама с Собачкой» и «Крыжовник». Для творчества И. Бунина важным становится изображение проблемы жизни и смерти - «Господин из Сан-Франциско», проблемы уходящей приусадебной дворянской жизни» - «Антоновские яблоки», прошлый и настоящий Восток. Перечитывал он произведения восточных авторов, побывал в таких странах как Сирия, Египет, Турция, Израиль и др. Впоследствии он написал множество лирических и эпических произведений о Востоке. Романтические герои М. Горького - сильные, смелые, незнающие преград, и они заявляют - о своем не согласии с окружающим миром. Образ «маленького человека» в рассказах И. Куприна уже не объект социального угнетения, он под воздействием современной жизни приобретает новые черты, герой становится более активным, способным на акт возмущения и постоять за себя. Одним из таких героев является - Сашка музыкант - из рассказа «Гамбринус» (1907). Бедный еврей - скрипач из портового кабачка "Гамбринус". Много лет в этом заведении для развлечения и удовольствия посетителей играл на скрипке Сашка. По внешности определить его возраст трудно. Он человек не большого роста, худощавым телосложением, облысевшей головой, овальным, исхудалым лицом, задумчивыми маленькими глазами, всегда от выпивки веселый и кроткий [1]. В этом незаметном человеке скрывался настоящий виртуоз своего дела. Посетители пивного заведения приходили туда, чтобы послушать музыку у Сашки и предварительно договаривались между собой, планировали, какую музыку послушают, и с нескрываемой радостью звали друг - друга, и народу было здесь всегда много. В пивной собирались люди разных национальностей и мастей и все они просили, чтобы он сыграл ту музыку, которая была известна им, и он выполнял требования всех, не возражая никому, и было такое ощущение, как будто он знал музыку всех народов мира, за что любили и уважали его. Посетители иногда брали у него в долг деньги и никогда не возвращали - и он у них не просил возврата - вот такой широкой душой был этот Сашка. С началом русско-японской войны - старого музыканта призывают в армию. Перед уходом на службу из его прощального разговора с мадам Ивановой становятся известны новые черты его характера - оказывается этот незаметный «маленький человек» всегда с большой теплотой и любовью относился своим близким родственникам - помогал и поддерживал вдову своего племянника и двоюродного брата. С уходом Сашки в пивном уменьшается приход людей, исчезла и та привлекательность которая была при Сашке. И на войне этот «маленький человек» не струсил, он участвует в трех больших битвах, ходит в атаку в составе музыкантской команды, даже попадает в плен. И своим участием на этих сражениях он оказался более полезным стране нежели те, которые, нашли способ укрыться от нее. И вот однажды Сашка возвращается в родной город, опять занимает свое привычное место, со своей скрипкой в руке. Узнав о его возвращении с небывалой радостью люди вновь стали протекать в «Гамбринус», вновь в заведении жизнь закипела, возвращается все в свои русла, вновь заиграла Сашкина скрипка. В эту пору в стране начинаются события, способствующие изменениям в жизни общества [2].
Впоследствии круто изменившие жизнь революционные события коснулись и «Гамбринуса». Сюда заглядывали судебные приставы и полицейские агенты, они прислушивались разговорам посетителей и музыке, которые играл на своей скрипке Сашка. Один из прихожан был Мотька Гундосый - человек большой физической силы с перебитым носом, испробовавший многие профессии в трущобах жизни, а ныне полицейский агент. Он почему-то в глубине души завидовал Сашкину таланту и был готов его наказать. Это был гнусный человек, крещеный еврей, когда он заходил в помещение, Сашка играл на своей скрипке народную мелодию «Метелица» И это случай сыграл ему на руку. Он решил наказать Сашку своего единоверца из-за его вольностей, мотивировав свое поведение в его не послушании представителей власти. Обвинив его якобы по просьбе зрителей этот джига играл революционные гимны. Это было оскорбление человеческого достоинство Сашки и сильно возмутило его. Никто из посетителей не ожидал от него такой неожиданной, быстрой реакции. Он в ответ своему обидчику смело бросает вызов, назвав царского полицейского агента "убийцей", ударил его по шее своей скрипкой. А посетители не дали арестовать скрипача. Так Сашка становится едва ли не самым отважным из всех "маленьких людей" в произведениях И. Куприна. Таким его сделала жизнь. Идея социально активной и нравственно ответственной личности нашла свое яркое воплощение в данном рассказе. Эта идея воплощена не просто в образе «маленького человека», но в образе человека предельно бесправного в России той поры. Протест героя в кульминации рассказа против насилия и насильников. Картина всколыхнувшегося времени с наступившей «ускоренной жизнью» создается прежде всего образами разнообразных музыкальных мелодий, то печальных - «страстно-тоскливых, рыдающих и проклинающих звуков» то веселых, как джига, то торжественных и героических, как «Бурский марш» и «Марсельеза», то «страдательных», как песня Балаклавских рыбаков про войну на Дальнем Востоке [3].
Итак, маленький человек в творчестве Куприна, способен на поступок, на акт возмущения, против унижения его человеческого достоинства, способен сделать самостоятельный нравственный выбор, даже вовсе отказаться от уготованной ему судьбой с ее несвободой, несправедливостью, таковым является Сашка-музыкант из рассказа «Гамбринус». Однако подобный выбор часто оказывается трагическим, сопряженным с жизненной катастрофой героя. И, видимо, здесь скрываются индивидуальные особенности творчества Куприна в изображении героя. С годами изображение темы «маленького человека» в творчестве Куприна достигает большого психологического мастерства.
Список литературы / References
- Байэшанов М.М. К вопросу историко-типологического изучения образа Гобсека в одноименной повести Оноре де Бальзака / Вестник науки и образования, 2020. № 2 (80).Часть 2. 38-41 с.
- Жегалов Н. Река жизни // Александр Иванович Куприн. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. М., 1982. 464 с.
- Козловский Ю. Александр Иванович Куприн / Ю. Козловский // А.И. Куприн. Избранное. М.: Правда, 1988. 448 с.
- Куприн А.И. Повести и рассказы / А.И. Куприн. М.: Олимп, 2000. 688 с.