Биография Леонида Юзефовича

Биография Леонида Юзефовича

Леонид Абрамович Юзефович – русский писатель, сценарист и историк. Кандидат исторических наук; автор детективных и исторических романов – родился 18 декабря 1947 года в Москве.

Детство и юность прожил в посёлке Мотовилиха в Перми, где всю жизнь работал его отчим Абрам Давидович Юзефович — начальник ствольного цеха и главный технолог Мотовилихинского пушечного завода. Он был одноклассником родителей Леонида, которые поженились в 1946, а развелись спустя два года после рождения сына из-за того, что отец сильно пил. Мать, Галина Владимировна Шеншева, происходила из семьи ассимилированных евреев (её дед был владельцем книжного магазина и издательства в Кронштадте, мать была выпускницей мелитопольской гимназии), с 1943 служила фронтовым врачом, после войны — врачом в лагере для военнопленных. Отец Константин Владимирович Ефимов — русский с примесью немецкой и армянской крови, с началом войны ушёл на фронт, был ранен, после госпиталя служил в СМЕРШе. Фамилия и отчество достались Леониду от отчима, который с 1950 вырастил его как своего сына; родного отца он видел лишь два раза в жизни.

В 1967 Юзефович стал участником сборника «Современники» Пермского книжного издательства, подвергнутого резкой критике. В 1970 окончил филологический факультет Пермского университета (один курс с Ниной Горлановой и Анатолием Королёвым). Служил в армии в Забайкалье (1970-1972). В армии впервые заинтересовался буддизмом, Монголией, биографией барона Унгерна, написал первый исторический роман, до сих пор не опубликованный.

Работал инженером-социологом, корреспондентом областной газеты «Молодая гвардия». С 1975 по 2004 — учитель истории в разных школах. В Перми это была школа № 9. В 1981 под руководством профессора М. И. Черныша защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Посольский обычай Российского государства XV – начала XVII в.» (специальность 07.00.02 — история СССР); в процессе работы консультировался с московским археографом С. О. Шмидтом. В 1984 году уехал из Перми, жил и работал в Санкт-Петербурге и в Москве.

Литературный дебют состоялся в 1977 в журнале «Урал»: повесть «Обручение с вольностью», но дальнейшая литературная карьера развивалась неровно. Много печатался во второй половине 1980-х, запомнился как автор документального романа о бароне Унгерне «Самодержец пустыни» (1993). По словам Юзефовича, Виктор Пелевин признавался ему, что использовал эту книгу, когда писал роман «Чапаев и Пустота», один из героев которого — барон Юнгерн.

Известность к Юзефовичу пришла только в 2001 после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине, которые получили хорошие отзывы у критиков, хотя неизбежно сравнивались с книгами Акунина.

В 2002 появился детективный роман «Казароза», действие которого происходит в1920 в Перми (первый вариант — «Клуб „Эсперо“» — был издан ещё в 1990). Роман тоже был высоко оценён критикой и вышел в финал престижного конкурса — премии «Русский Букер». За роман «Журавли и карлики» Леонид Юзефович назван лауреатом первой премии «Большая книга» 2009 года. В 2012 вышла обновлённая версия «Самодержца пустыни», получившая большой резонанс.

В 2015 вышел в свет документальный роман о забытом эпизоде Гражданской войны на Дальнем Востоке — «Зимняя дорога», в котором рассказывается об эпическом противостоянии в 1922-1923 в снегах Якутии колчаковского генерал-лейтенанта А. Н. Пепеляева и забайкальского красного партизана И. Я. Строда. За эту работу в 2016 Юзефович во второй раз получил премии «Национальный бестселлер» и «Большая книга».

В начале марта 2017 Леонид Абрамович был объявлен автором текста предстоящего «Тотального диктанта». Он написал три варианта, в которых выразил свою любовь к трём городам и трём рекам: «Санкт-Петербург. Нева», «Пермь. Кама» и «Улан-Удэ. Селенга».

Юзефович с молодости писал стихи, однако читатель впервые познакомился с ними в 2003, когда в журнале «Знамя» была опубликована подборка под названием «Кяхтинский тракт». В последние годы Юзефович работает для телевидения: он написал оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» (2004) о работе контрразведки в Петрограде времён Первой мировой войны и революции; а также сценарии к сериалам, поставленным по его книгам.

Повесть «Эсперо» была опубликована в Антологии современного детектива (том 29). Произведения писателя публиковались также в журналах «Дружба народов», «Новый мир», «Нева», «Октябрь».

Книги Юзефовича переведены на немецкий, итальянский, французский, польский, болгарский, сербский, испанский языки.

Произведения:
1977
— Обручение с вольностью
1981 — Ситуация на Балканах
1981 — Чугунный агнец (Чугунный ягнёнок)
1986 — Школа Героев: Документальная повесть об истории пермской школы № 47
1987 — Контрибуция (Охота с красным кречетом)
1988 — «Как в посольских обычаях ведётся…»: Русский посольский обычай конца XV – начала XVII вв.
1990 — Клуб «Эсперо»
1993 — Самодержец пустыни: Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга
1994 — Триумф Венеры (переработанная «Ситуация на Балканах»)
1994 — Знак семи звёзд
1999 — Самые знаменитые самозванцы
2001 — Костюм Арлекина (переработанный «Триумф Венеры»)
2001 — Дом свиданий (переработанный «Знак семи звёзд»)
2001 — Князь ветра
2001 — Песчаные всадники
2002 — Казароза (переработанный «Клуб „Эсперо“»)
2009 — Журавли и карлики
2011 — Путь посла
2012 — Самодержец пустыни (дополненное и исправленное издание)
2015 — Зимняя дорога
2018 — Маяк на Хийумаа
2020 — Филэллин

Фильмография:
1991
— Сыщик Петербургской полиции (Свердловская киностудия)
2005 — Казароза (3 серии, «ДАГО-фильм»)
2005 — Гибель империи (10 серий, ТРИТЭ)
2007 — Сыщик Путилин (8 серий, «Централ Партнершип»)
2007 — Ораниенбаум. Серебряный самурай
2016 — Контрибуция

Награды:
2001
— Премия Национальный бестселлер (за роман «Князь ветра»)
2009 — Первая премия «Большая книга» (за роман «Журавли и карлики»)
2016 — Премия Национальный бестселлер (за роман «Зимняя дорога»)
2016 — Строгановская премия в номинации «за выдающиеся достижения в области культуры и искусства»
2016 — Первая премия «Большая книга» (за роман «Зимняя дорога»)

Биография

Произведения

Критика


Читати також