Что посмотреть. Я, Дэниэл Блэйк
Кен Лоуч не отходит от своих правил и снова снимает фильм в стилистике британского социального реализма 60-х - и даже несмотря на это «Я, Дэниэл Блэйк» выглядит современным и весьма стильным. Минималистичность и определенная камерность ленты со стопроцентной эффективностью вызывают аудиторию на контакт. Кен Лоуч, который снимает фильмы только как Кен Лоуч, уже давно доказал, что существование вне трендов может не только оправдать себя ... но и создать собственный локальный тренд.
Если режиссерские правила у Лоуча неизменны, то истории - каждый раз разные. Дэниел Блэйк пытается получить помощь в связи с временной нетрудоспособностью, зато сталкивается с многочисленными процедурами, инструкциями и дискриминацией. Формальный повод для последней довольно необычный - неумение пользоваться современными технологиями. Компьютер становится замечательной метафорой современной бюрократии, явно не слишком ориентированной на людей.
Конфликт возникает как из ниоткуда, очень напоминая такой же сдержанный фильм на подобную тему - «Закон рынка» Стефана Бризе. Он также решен в духе минимализма, но снят менее динамично. Бризе уверенно идет к цели, заставляя нас возненавидеть бюрократическую и античеловечную систему бирж труда. Хотя, казалось, зачем - вот вы лично знаете кого-то, кто в восторге от подобных институтов? Кажется, такие знакомые есть только у Бризе.
«Закон рынка» при этом более отстранен от героя, чем «Я, Дэниэл Блэйк»: Лоуч сильно сопереживает своим персонажам. Он пытается показать их с лучшей стороны и, кажется, если бы мог, просто бы вышел и вместо Дэниэла разобрался с тем чертовым компьютером. Но у Лоуча не получается, четвертая стена остается на месте, а мы до сих пор находимся в поле реальности. Что ж, такие правила социальных драм