03.06.2016
Александр Куприн
eye 3377

Он знал, он любил Украину

Он знал, он любил Украину

С. Марценюк, П. Пирог

Жизнь и писательская деятельность Александра Ивановича Куприна тесно связаны с Украиной. Армейская служба на Подолье, пребывание в Киеве, посещение многих городов и провинций Украины были теми живительными источниками, из которых писатель черпал богатейший материал для своего творчества. «...Судьба швырнула меня... в самую глушь юго-западного края... Чужие люди, чужие нравы и обычаи, суровый, бедный, скучный быт Черноземного захолустья... Но крепился». Так писал, терпел и крепился писатель. И эта жизнь, встреча с народом, многими деятелями литературы и искусства, большая наблюдательность были не только плодородной почвой для его произведений, но и для философских обобщений и социальных размышлений. Украинские пейзажи, типичные образы и ситуации отчетливо видны почти во всех произведениях Куприна. Всем своим естеством вобрал он народные чаяния, стремление к лучшему и ненависть к антигуманному.

Молодой писатель активно сотрудничал в газетах «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство»; здесь печатал свои первые репортерские материалы, впечатления и рассказы. В Киеве вышли его первые книги — «Киевские типы» (1896) и «Миниатюры» (1897). В газетах опубликовано свыше сорока рассказов, несколько судебных очерков, подписанных различными псевдонимами.

Некоторые критики и читатели того времени упрекали писателя в том, что в «Киевских типах» отдельные очерки имели «всероссийский характер». Поэтому в предисловии к последнему очерку «Вор» редакция отмечала, что постарается не выходить из сферы киевской Ясизни, с ее особенностями и «жаргоном». В очерках, писал сам автор в предисловии к сборнику, «читатель не найдет ни единой фотографии, несмотря на то, что каждая черта тщательно срисована с натуры». И действительно, он создал «городские типы» с их наиболее характерными чертами.

Нищенский гонорар вынудил писателя искать другие заработки. Какое-то время Александр Иванович служил конторщ­ком в Русско-бельгийском акционерном обществе на Донбассе, что дало ему возможность изучить жизнь, быт и нравы рабочих. Очерки «Юзовский завод» (1896), «В огне», «Рельсопрокатный завод», «В главной шахте», рассказ «В недрах земли» отражают нечеловеческий труд шахтеров, металлургов, ремесленников. Повесть «Молох» — одно из первых значительных произведений писателя — о жизни рабочего класса Донецкого края.

Большую часть 1896 года А.И. Куприн провел в Волынской губернии, куда прибыл, чтобы управлять чужим имением. В газете «Волынь» напечатал рассказ «Собачье счастье», который по идейным замыслам близок к «Песне о соколе» М. Горького. Именно отсюда он совершил ряд поездок в Донбасс для написания повести «Молох». Она была опубликована в петербургском журнале «Русское богатство» (№ 12, декабрь 1896 г.). Тема повести — тяжелейшее положение, эксплуатация рабочего класса.

Летом 1898 года Александр Иванович был актером «на выходах» в драматической труппе г. Сумы. Но среда, в которой он находился, оказалась «до невероятности некультурной». Это и некоторые другие обстоятельства наложили свой отпечаток на отношение Куприна к театру. Осенью того же года он приехал в Одессу. Здесь встретился с известным мастером слова И.А. Буниным и под его влиянием написал рассказ «Ночная смена». Вскоре одесская газета «Южное обозрение» объявила о том, что Куприн вошел в состав ее сотрудников. В этом же издании был опубликован положительный отзыв о рассказе. В феврале следующего года в «Киевском слове» появился очерк писателя «В главной шахте».

Весной 1899 года Александр Иванович приехал в Ялту, где познакомился с А.П. Чеховым и А.М. Горьким. Между писателями создались отношения, положительно сказавшиеся на профессиональном взрослении Куприна. Из Ялты он возвращается в Киев, сотрудничает в газетах, успешно публикуется. Снова Ялта, Одесса... Подарок Чехову — сборник «Миниатюры». Именно Антон Павлович и помог Куприну переехать в Петербург. Так перед молодым писателем открылась дверь в большой литературный мир.

В купринских рассказах и очерках того времени реалистически изображена жизнь людей, народные обычаи и бытовые традиции, радость и горе, любовь и страдание. Впечатления от им виденного нашли отражение не только в произведениях об армейской жизни («Дознание», «Ночлег», «Поход», «Ночная смена», «Поединок»), но и в эпизодах из повседневности провинциальных дворян, чиновников, интеллигентов, купцов, контрабандистов, бездомных актеров, крестьян, еврейской бедноты, людей «дна» («Яма», «Славянская душа», «Игрушка», «Ужас», «К славе», «Миллионер», «Трус», «Жидовка», «Телеграфист», «Неизъяснимое»). Первую повесть «Впотьмах» Куприн написал в Проскурове, будучи офицером. Здесь же подготовил ряд стихотворений.

Эмоциональность, тонкость психологических состояний, образно-мелодическая свежесть событий характерны для всех его произведений. В рассказе «На разъезде» особенно чувствуется дыхание Украины. Еще в 1894 году молодой писатель сумел показать историю «случайного» романа, светлый порыв любви. Работа на Волыни, затем пребывание (зима и весна 1898 г.) в Куршинском казенном лесничестве (Рязанская губерния) у своего зятя дали писателю богатейший материал, на основе которого он создал оригинальную повесть «Олеся» — гимн девичьей любви. Чистое чувство к женщине воспето также в рассказах «Суламифь», «Гранатовый браслет» и других.

Героиня одноименной повести — девушка Олеся — воплощает в себе поэзию бытия, таинственной прелестью исполнены все ее поступки и даже имя. Дни ее проходят как романтическая поэма с драматическими переживаниями. Лесная девушка не только загадочна и очаровательна, она интересна и в социальном плане — как личность, как продукт общественных условий и конкретных обстоятельств среды.

Писатель осуждает грубость, вульгарность, пошлость в отношениях к женщине. Но даже художественно исследуя темные стороны человеческой жизн он постоянно стремится показать красоту вечных нравственных ценностей. И не только яркие вспышки ее, а весь спектр радуги, свет которой освещал обыденную жизнь людей. Так проблема любви приобретает социальную значимость. Это особенно рельефно видим в повестях «Молох» и «Поединок».

В начале XX века Куприн был активным участником литературной и политической жизни страны. В пользу бастовавших путиловских рабочих и Петербургского комитета РСДРП читал главы «Поединка». Во время чтения монологов честного и думающего офицера Назанского, осенью 1905 года в восставшем Севастополе, писателя приветствовал лейтенант Шмидт — руководитель восстания на крейсере «Очаков». Не случайно Александр Иванович был связан с представителями революционных сил Черноморского флота, выполнял поручения нелегальных организаций, помогал скрываться матросам «Потемкина» и «Очакова». А за корреспонденцию «События в Севастополе», разоблачавшую адмирала Чухнина, который жестоко расправился с матросами «Очакова», Куприн был административно выслан из Крыма.

Особое место в творчестве писателя занимают произведения о Донбассе. В них автор художественно ярко и достоверно передает экологическую, производственную и социально-классовую обстановку края, богатства и промышленность которого эксплуатировались преимущественно иностранным капиталом. Социально-бытовые проблемы, отсутствие самого элементарного в жизни тружеников затрагиваются как бы мимоходом, но в типических ситуациях выступают достаточно рельефно.

«Трое рабочих, нагие до пояса и черные, как негры, отрывали слой угля аршина в полтора вышиною... сидели в нем скорчившись и с трудом отбивали куски угля». За свой труд получали по 1 рублю и 1 руб. 10 коп. за 12 часов «упряжки» (Это — из части очерка «Юзовский завод» — «В шахте»).

Очерк «В огне» посвящен доменным печам и цехам Юзовского завода, их производственному процессу, технологии. «Рабочие, с ног до головы красные от рудной пыли, круглые сутки заняты там, чтобы питать это ненасытное чудовище».

По другую сторону доменных печей расположены рельсопрокатное отделение и отделение сварочных печей. «И когда вы смотрите на подвижные черные фигуры людей, копошащихся в этом море огня, вам невольно приходят в голову наивные рассказы об участи грешников, которых поджаривают в аду проворные бесенята».

Для выражения эмоциональной доминанты жизни писатель позаимствовал из восточной мифологии образ Молоха — финикийского бога солнца, огня и войны, которому, как ненасытному, жестокому и жадному существу, приносили человеческие жертвы. Донецкий Молох — ненасытный мир капитала, который пожирает тысячи живых людей, требует все больше и больше «теплой человеческой крови». Это повесть о том, что не только видел, но и о том, что выстрадал сам автор. Осуждая жестокую эксплуатацию и нищенский быт рабочих, писатель, однако, не сумел показать в рабочих ту могущественную силу, которая способна преобразовать общество, построить новый мир. Дань отдается тоже божеству: «Спаси от бед рабы твоя, богородице».

«Поединок» — одно из наиболее зрелых произведений, оно принесло писателю европейскую славу и признание. Не удивительно, что глубокая характеристика военщины не пришлась по вкусу ни царскому правительству, ни армейскому начальству. Разоблачение военной бюрократии, ужасающих будней солдатчины вызвало большое сочувствие демократических кругов и ненависть реакции. Резкой критикой писатель нанес чувствительный удар по престижу царской армии, изыскал материал для размышлений в пользу прогрессивных преобразований. В уста многих героев он вкладывал новое мышление того времени, необходимость по-новому осмыслить реальную действительность, увидеть в ней старое, консервативное, на смену которому должно идти прогрессивное.

Мировоззренческие позиции Куприна противоречивы и непоследовательны. Писатель явно переживал кризис своего творчества, но не утратил реализма, оптимизма и горячей любви к своему народу, родному языку, Отечеству. Жизнь писателя подобна роману приключений. Она подтверждает необходимость ценить Родину, видеть перспективу, быть верным, последовательным и активным защитником общечеловеческой справедливости.

Л-ра: Радуга. – 1990. – № 11. – С. 144-146.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up