Популярные компьютерные игры, созданные украинскими разработчиками
Украинский игрострой очень долго находился в тени, хотя может похвастаться не одним и даже не двумя оригинальными играми. Некоторые из них попросту незаслуженно обойдены, а то и просто забыты отечественной игровой журналистикой. А зря, среди них есть и такие образцы, которые до сих пор не потеряли своей актуальности. Мы подготовили шорт-лист игр, которые были разработаны или в самой Украине, или украинскими разработчиками. В нем вас ожидает несколько приятных сюрпризов.
Итак, начнем наш небольшой дискурс в украинском игрострой
Cossacks: European Wars (2001)
Сейчас уже порядком забытая стратегия реального времени, разработанная фирмой GSC Game World как украинский аналог Age of Empires 2, чьи основные кампании рассказывают об основных событиях европейской истории. В отличие от AoE, "Казаки" были более ориентированы на массовые битвы, а кроме того, в ней содержалась внутриигровая энциклопедия - которая позволяла превратить игру в интерактивный учебник истории. В ней можно было поиграть за 16 различных европейских наций, при этом украинцы и россияне едва ли не впервые в мировом игрострое были реализованы как РАЗНЫЕ фракции с разными родами войск и различными вооружениями. Игра оказалась настолько успешной, что стала хитом не только на постсоветском пространстве, но и на мировом рынке. К ней было выпущено два дополнения: Art of War (5 дополнительных кампаний) и Back to War (4 дополнительные кампании) - в общей сложности 63 новых миссии. В 2005 году было выпущено продолжение "Казаков" - Cossacks II: Napoleonic Wars. Собственно, это не столько продолжение, сколько аддон-переросток, который решили сделать отдельной игрой. Соответственно, в ней только 6 наций, а исторический период фокусируется только на XIX в. Ее встретили более прохладно, хотя игра внесла несколько новаций - например, она позволяла держать в игре одновременно 64000 (это не описка) юнитов, а некоторые миссии (в основном это известные исторические битвы) получили чисто тактическую форму (то есть, настроить кучу солдат там нельзя). К ней тоже было выпущено дополнение - Battle for Europe, в которой было добавлено еще 3 нации, и несколько исторических битв, которые можно было воспроизвести - Бородино, Ватерлоо и Битва при Лейпциге. Игра достойна того, чтобы в нее играть и сейчас.
STALKER: Shadow of Chernobyl (2007)
Заслуженный рекордсмен по позиции "самый длинный игрострой". Разрабатывалась эта игра долгих шесть лет, с 2001 по 2007 годы, при этом сама ее концепция несколько раз менялась. Мало кому известно, но изначально это должна была быть игра, похожая на "Звездные врата", с палеотехнологичными зданиями ацтеков и инопланетными пришельцами. Называться она должна была Oblivion Lost, и была даже написана рабочая бета. Однако после тестирования разработчики из GSC Game World поняли, что такого масштаба игру они не потянут, и переключились на более простой сюжет - написанный на базе романа братьев Стругацких "Пикник на обочине" и фильма Андрея Тарковского "Сталкер", где действие происходит на территории Чернобыльской АЭС, которая превратилась в одну из Зон. И в итоге получился настоящий хит в жанре Action-RPG - это единственная украинская игра, которая попала на вершину чарта по версии британской организации ELSPA (за 2007 год), а также приобрела культовый статус. К ней были выпущены приквел STALKER: Clear Sky (2008) и продолжение STALKER: Call of Pripyat (2009), сформировавшие законченную трилогию - которая по сюжетной глубине и реалистичности постапокалиптического мира не уступает классической серии Fallout.
Metro 2033 (2010)
Еще один представитель жанра постапокалиптика, созданный украинскими разработчиками 4А Games по мотивам одноименного романа русского писателя Дмитрия Глуховского. В отличие от "Сталкера", здесь апокалипсис гораздо большего масштаба - действие происходит в глубинах московского метро, которое после атомной войны превратилось в конгломерат княжеств и микро-республик. Игра очень глубоко продумана, и несмотря на линейный сюжет, в полной мере позволяет насладиться реалиями пост-ядерной подземкой Москвы, которая страдает от мутантов и местных тиранов. Однако, к сожалению, разработчикам пришлось удовлетвориться лишь культовым статусом, а социальный эффект оказался куда меньше, чем ожидалось - игра даже не была особенно отмечена общественностью. Впрочем, к ней было также создано и продолжение - Metro: Last Light (2013), которое завершает сюжетную линию и раскрывает тайну, кто такие таинственные "черные", которые имеют явно внеземное происхождение, и которые были одной из основных угроз в первой части.
Carnivores (1998)
Это одна из первых заявок украинского игростроя на мировом рынке, сделанная фирмой Action Forms, одной из старейших украинских игровых студий. В ней игроку предложено сыграть роль ... охотника на динозавров. Для этого был даже разработан собственный трехмерный движок, ведь в конце 90-х годов не было такого разнообразия готовых игровых оболочек, как сейчас. Авторы игры не постыдились, и кроме классического тираннозавра, предложили поймать паразауролофа, велоцираптора, стегозавра, аллозавра и даже трицератопса. Все это было очень классно нарисовано, как для тех лет, а полученной прибыли хватило на создание целых двух сиквелов - Carnivores 2 (1999), в котором динозавры уже имели свои особенности поведения и поймать их было гораздо сложнее. И Carnivores Ice Age (2001), в котором можно было заняться уже животными ледникового периода, включая мамонта и саблезубого тигра.
Collapse (2008)
Эта игра, в жанре боевика от третьего лица, которая была разработана украинской студией Creoteam. Действие здесь происходит в Киеве, который превратился в эпицентр вторжения существ из другого измерения, и главному герою придется буквально прорубать себе путь к порталу, через который и ввалятся в украинскую столицу разнообразные монстры. Киевские пейзажи здесь превратились в странный микс из постапокалиптики и "лунного пейзажа" после многомесячных уличных боев. Здесь можно даже попасть на Майдан Независимости и посмотреть на руины железнодорожного вокзала. Игра имела не такой большой успех, как предыдущие, однако оказалась достаточно популярной, чтобы было выпущено дополнение - Collapse: The Rage (2010).
Cryostasis: Sleep of Reason (2009)
Это еще одна игра фирмы Action Forms, но главным героем ее является уже не охотник, а обычный метеоролог, чей корабль был зажат ледниками в Арктике. Соответственно, и жанр игры другой - это survival horror, в котором нужно не только выжить среди арктической мерзлоты, но и разгадать тайну ледокола "Северный ветер", который много лет назад был потерян среди белых ледовых пустынь. Игра очень красивая и стильная, но к сожалению, плохо оптимизирована, из-за чего нужна достаточно мощная рабочая станция, чтобы в нее сыграть.