Джейн Остен и этические искания её времени

Джейн Остен и этические искания её времени

А.А. Чамеев

Джейн Остен, замечательная английская романистка начала XIX в., была воспитана на просветительской литературе, глубоко впитала художественные и нравственные принципы своих великих наставников, унаследовала их веру в действенную силу разума.

Во второй половине XVIII в. Англия переживала промышленный переворот, обнаживший пороки буржуазного строя и в значительной мере подорвавши рационалистические иллюзии просветителей. На поздней этапе Просвещения писатели, не полагаясь более на скомпрометированный повседневной практикой разуй, стали апеллировать к чувству. Мучительный процесс переосмысления рационалистических идеалов, носивший в начале характер своеобразной «самокритики», привел многих романистов конца века к отходу от реалистических и материалистических традиций просветительской эпохи. Иррационалистические тенденции романа «тайны и ужаса», откровенная идеализация действительности в чувствительном (или эпигонски-сентиментальном) романе свидетельствовали о кризисе просветительской идеологии.

К 1790 г. чувствительный роман наряду с готическим приобрел неслыханную популярность. Если Ричардсон, Гольдсмит, Стерн открыли огромные богатства внутреннего мира человека, то их многочисленные подражатели, односторонне истолковав новаторство своих предшественников, подменили исследование глубины и тонкости чувств превознесением чувствительности как величайшей из добродетелей. Авторы трогательных историй, стремясь превзойти литературных соперников, фабриковали советы все более невероятные, пока поведение персонажей романа и события, в нем изображаемые, окончательно не утратили сходства с естественным поведением, реальной жизнью.

В конце XVIII в. существовала уже значительная оппозиция, выступавшая против непомерного увлечения чувствительностью. Еще в 1775 г. Гаса Нор целую главу работы «Критика современной системы женского образования « посвятила этому сомнительному достоинству.

Таким образом, критическое отношение Джейн Остен к литературе, прославлявшей чувствительность, было связано с определенным направлением этической мысли ее времени. Подобно другим приверженцам рационализма, она полагала, что подчинение чувств разуму является необходимым условием строгой нравственной дисциплины и душевной гармонии. Для Остен, как и для глубоко почитаемого ею Сэмюэля Джонсона, чувствительность, возведенная в абсолют, всегда оставалась равнозначной моральной анархии, ведущей человека к пренебрежению семейным и гражданским долгом.

Из ранних опытов Дж. Остен, относящихся к 1787-1793 гг., особого внимания заслуживает «Любовь и дружба» (1790). Предметом для этой остроумной пародии могли послужить роман Г. Маккензи «Человек чувств» (1771), роман неизвестного автора «Лаура и Август» (1780), многие эпизоды из произведений Ш. Смит и других писателей. Иронически подражая осмеиваемому образцу, доводя до абсурда присущие ему черты, Дж. Остен доказывала несостоятельность и вредность идеалов, проповедуемых чувствительными сочинениями.

Путь Дж. Остен от пародии к роману, к большим, серьезным произведениям начался в 1795 г. Проблемы, о которыми ей пришлось столкнуться в этот период, ее удачи и поражения наиболее полно отражены в первом опубликованном ею произведении-романе «Здравый смысл и чувствительность», ранние варианты которого были созданы именно в ту пору. В возрасте 20 лет Остен пишет роман в эпистолярном жанре «Элинор и Иариан» - первоначальный варант романа «Здравый смысл и чувствительность». Уже через год он подвергается изменениям: отказавшись от эпистолярного жанра, она сохраняет приблизительно тот же сюжет и тех же героев.

К 1779 г. романистка завершает еще два произведения, однако попытки опубликовать их заканчиваются неудачей. С 1799 по 1809 г. Остен почти ничего не пишет: утрата надежды найти издателя для своих романов не могла не сказаться на ее настроении. Лишь в 1809 г., спустя 13 лет, рукопись романа «Здравый смысл и чувствительность» в третий раз подвергается доработке. Не исключено, что Остен решила начать со «Здравого смысла и чувствительности», потому что желала вернуть былую уверенность руке, давно не бравшей пера, прежде чем подвергать операции свое «любимое дитя» - «Гордость и предубеждение». Однако более вероятным представляется иное объяснение. В эти годы начавшаяся еще в литературе прошлого века борьба с этикой чувствительности достигает большого размаха. В мае 1809 г. «Куотерли ревью», подчеркивая то огромное влияние, какое романы из современной жизни оказывали на читателей, предъявлял этим романам обвинение в неправдоподобии, осуждал их за то, что они прославляли чувствительность как глубочайшее проявление человечности и воспевали как высшую ценность жизни любовь, ради которой следовало жертвовать своим долгом и обязанностями перед обществом. Полемизировали с этикой чувствительности и другие авторы. Таким образом, начав работу над «Здравым смыслом и чувствительностью», Остен принимала во внимание не столько его художественные достоинства, сколько вкусы издателей и читателей своего времени.

В центре романа судьбы двух сестер - Элинор и Мариан Дэшвуд. Каждая из них по праву может быть названа главной героиней, отсюда неизбежная раздвоенность сюжета; две параллельно развивающиеся истории любви, разочарований, надежд и наконец благополучного замужества. Заглавие романа «Здравый смысл и чувствительность» имеет своим источником весьма распространенную в литературе конца XVIII в. тематическую модель, в которой противоположные моральные начала воплощались в противостоящих друг другу героинях, обыкновенно сестрах или близких подругах.

Для убедительного доказательства идеи превосходства здравого смысла над чувствительностью романистике необходимы были в идеале два сопоставимых ряда абсолютно непохожих друг на друга героев и абсолютно одинаковых ситуаций. Но Дж. Остен всегда стремилась к правдивому и точному изображению жизни, и такая прямолинейная иллюстрация заранее заданной схемы была для нее неприемлема. Таким образом, автор оказывался перед дилеммой: логической прямолинейности доказуемого можно было достичь, только пожертвовав правдивостью изображаемого, и, напротив, правдивости изображаемого можно было добиться, лишь отказавшись от математической четкости доказуемого.

То же противоречие разрешила М. Эджуорт в своем первом опубликованном произведении «Письма Джулии и Кэролайн» (1795), которое, по мнению американского исследователя А.У. Литца, было хорошо известно Дж. Остен и послужило отправной точкой ври создании «Элинор и Мариан». В «Письмах» М. Эджуорт также использовала антитетическую структуру и касалась той же темы, но трактовала ее в традиционной форме, в бескомпромиссных выражениях формулируя различие между здравым смыслом и чувствительностью. Качества, присущие одной героине, совершенно отсутствовали у другой. Поставленная перед необходимостью выбора из двух женихов, Джулия, не вняв советам благоразумной Кэролайн, выходит замуж за дурного человека, вскоре осознает это и бежит с любовником на континент. История заканчивается раскаянием героини и ее трагической гибелью. Условие абсолютной противоположности героинь было соблюдено М. Эджуорт добросовестно, что исключало реалистическую трактовку образа.

Такой подход к изображению характеров в художественном произведении был чужд Джейн Остен. В романе «Здравый смысл и чувствительность» она пытается освободиться от тирании контрастов. Вспомним характеристику двух дочерей миссис Дэшвуд в первой главе романа: «Элинор, старшая дочь... была девушкой очень разумной и отличалась трезвостью суждений... У нее был чудесный характер и любящее сердце, и чувства ее были глубокими, но она умела владеть ими - качество, которое ее матери еще предстояло пробрести и которое одна из ее сестер решительно не хотела развивать в себе вовсе.

По своим способностям Мариан во многих отношениях не уступала Элинор. Она была девушкой умной и даровитой, но пылкой во всем: она не умела умерять свои печали и радости. Она была великодушна, мила, интересна - в ней было все, кроме благоразумия».

Совершенно очевидно, что Джейн Остен надеялась избежать традиционного изображения героинь, представляющих некие противоположные нравственные начала. Образ матери Дэшвуд - несомненно, огромная творческая удача писательницы. Ни в одной из ее героинь, кроме, быть может, Эммы Вудхаус, не смешиваются так убедительно нравственные изъяны и достоинства. Чрезмерная чувствительность, себялюбие, поверхностность и категоричность суждений о людях уживаются в ней с душевной чистотой, непосредственностью, непримиримостью к лицемерию и лжи.

Пылкой, увлекающейся Мариан противостоит в романе ее рассудительная и уравновешенная сестра. Хотя Дж. Остен уверяет читателя в способности Элинор к глубоким чувствам, она не решается в полной мере их показать, опасаясь переступить неуловимую грань, за которой ее благоразумной героине не избежать упреков в той самой чувствительности, которой она призвана противостоять. Налет декларативности, напоминающий о рационалистических просветительских тенденциях творчества Остен, ощутим в образе Элинор.

О тех же тенденциях свидетельствует очевидная симметричность в развитии двух параллельных сюжетов. «В наших ситуациях, - замечает Мариан в конце романа, - было больше сходства, чем в нашем поведении». Элинор знакомится с неким Эдвардом Феррарзои, рассудительным и благородным молодым человеком. Элинор любит Эдварда, но старается не давать волю своему чувству. Расположения Мариан ищет тридцатипятилетний полковник Брэндон, человек высоких принципов и большого ума; но пылкой девушке он не по душе. «Я не могла бы быть счастливой о человеком, чьи вкусы не совпадают во всем с моими», - говорит она. Таким человеком кажется ей Уиллоуби, его отличает «мужественная красота и необычайная изысканность манер».

В отличив от своей сестры Мариан не только не пытается подчинить свою любовь рассудку, но и всячески разжигает собственные, чувства. Когда Уиллоуби уезжает в Лондон, девушка предается отчаянию. «Мариан, - с иронией замечает автор, - почла бы себя непростительно бесчувственной, если бы смогла сомкнуть глаза в первую ночь после разлуки с Уиллоуби... Она бодрствовала вою ночь и большую часть ее провела в слезах. Она поднялась с головной болью, была не в состоянии разговаривать, не желала слышать о пище, каждую минуту причиняла боль матери и сестрам и игнорировала всякие попытки утешения о их стороны. Ее чувствительность была такой глубокой!».

В противоположность сестре Элинор, узнав о тайной помолвке Эдварда, искренне и глубоко страдает, но не выдает своих чувств даже самым близким людям. Узнав, что сестра давно знает тайну Эдварда, Мариан поражена. «Такая спокойная! - восклицает она. - Такая жизнерадостная! Что поддерживало тебя?» - «Чувство, что я выполняю свой долг..., - отвечает Элинор. Здравый смысл не помогает разумным героиням Дж. Остен оправиться со своим чувством: и Элинор, и Фанни Прайс («Мэнсфилд Парк»), и Анна Элиот («Убеждение»), понимая безнадежность своей любви, продолжают любить вопреки здравому смыслу, но они владеют собой, одерживают свои порывы и не позволяют страсти превозмочь чувство долга и морали.

По мнению американского ученого М. Мадрика, Дж. Остен осуждает не только фальшивое чувство, но и чувство вообще. Главным критерием оценки мира и человека она считает разум. Однако американский исследователь забывает о той, что Элинор - единственная, по его словам, кому удалось избегать иронии и неодобрения автора, - способна на глубокие чувства. Стало быть, по мысли Дж. Остен, глубокие чувства не только непредосудительны, они заслуживают всяческого одобрения, если по крайней мере контролируются рассудком.

В ту же крайность, что и М. Мадрик, впадает английский исследователь Э. Райт, когда утверждает, что «Здравый смысл и чувствительность» может быть сведен к сатире на чувствительную героиню XVIII в. В полемика с этикой чувствительности занимает, несомненно, центральное место в романе, но если Остен не удалось логически прямолинейно воплотить идею превосходства здравого смысла над чувствительностью, то произошло эго именно потому, что она, стремясь избежать упрощения, категорически отказалась от карикатурного изображения сентиментальной героини. Образ Мариан, хотя ее экзальтированное поведение и описывается «когда с очевидной иронией, исполнен в целом глубокого драматизма и вызывает искреннее сочувствие читателя.

Мариан искренне любит молодого человека, убеждена, что любима, а осторожность и недоверие, по ее мнению, оскорбительны для подлинного чувства, и если Мариан заблуждается на счет Уиллоуби, то вместе о ней заблуждается на его счет и читатель. Образ Уиллоуби - живое свидетельство того, как развращают богато одаренную натуру условия и нормы общества, где достоинства человека измеряются цифрой его доходов, фунт стерлингов - полноправное действующее лицо романа «Здравый смысл и чувствительность». Все герои так или иначе испытывают его - власть. Именно ему посвящена вторая глава романа, великолепная по силе сатирического обобщения, фунт стерлингов уверенно одерживает верх над теми добрыми побуждениями, которые теплятся в душе бесхарактерного Джона Дэшвуда; унаследовав все состояние отца, он нарушает обещание, данное отцу перед смертью. С убийственной иронией автор показывает, как, подстрекаемый скаредной женой, Джон Дэшвуд легко отказывается от первоначального намерения закрепить за каждой из своих сестер по тысяче фунтов стерлингов и, постепенно понижая эту сумму, останавливается, наконец, на решении преподносить им время от времени «небольшие подарки». Но и подарков не дождутся от него сестры. Этот человек, чей годовой доход превышает 4000 фунтов, способен без тени смущения жаловаться на свою бедность и тут же предъявлять доказательства своего богатства.

Лейтмотив денег проходит через весь роман. Дж. Остен не преминув сообщить читателю точные цифры доходов почти всех персонажей. Мы узнаем, что годовой доход полковника Брэндона составляет 2000 фунтов стерлингов, доходы Уиллоуби не превышают 600-700 фунтов, состояние мисс Грэй измеряется цифрой в 50 тысяч, тогда как приданое Мариан - всего в одну тысячу и т. д, Всемогущий фунт стерлингов и связанные с ним эгоистические расчеты настойчиво вторгаются в действие романа, подчиняют развитие сюжета, взаимоотношения действующих лиц и их характеры.

По сути, драма Мариан Дэшвуд не столько в ее чрезмерной чувствительности, сколько в том, что она живет на «ярмарке тщеславия», где порок способен надеть маску благопристойности и добропорядочности, а чрезмерная доверчивость может привести человека к роковым ошибкам. «Рассудительность Элинор, - справедливо отмечает А.А. Вельский, - лучше защищает человека от жизненных невзгод, чем живая непосредственность Мариан. Последняя гораздо больше Элинор подвержена тем опасностям, которые несет с собой мир эгоизма и корысти». Уиллоуби предает Мариан Дэшвуд ради 50 тысяч фунтов стерлингов мисс Грэй. Деньги не приносят молодому человеку ожидаемого счастья. Его ожидают раскаяние, тоска по невозможному и навсегда утраченному, душевные терзания.

Дж. Остен прекрасно видит истинного виновника пороков и несчастий Уиллоуби: «Общество сделало его расточительным и тщеславным, расточительность и тщеславие имели следствием своим бессердечие и эгоизм». Разумеется, романистка не ставила своей целью сокрушить устои общества. Но она сумела подметить и отразить в своих произведениях такие факты действительности, которые свидетельствовали о несовершенстве и неблагополучии современного ей общественного устройства. По мнению Остен, чувствительность опасна, поскольку она может породить себялюбие, поверхностное суждение о людях, пренебрежение моральным долгом и ответственностью перед другими людьми. Но в этом мире существует опасность куда большая - преклонение перед фунтом стерлингов: став божеством, он лишает людей счастья, коверкает их души, ломает человеческие судьбы.

Здравый смысл, согласно Дж. Остен, есть «та основа, на которой может быть построено все хорошее». Но одного здравого смысла далеко не достаточно, чтобы заслужить симпатии и одобрение автора. Доводам здравого смысла в романе следуют не только безупречная Элинор, честный Эдвард Феррарз и благородный Брэндон. Им подчиняются и Уиллоуби и Люси Стил, бесцеремонная в выборе средств для достижения своих. Означает ли это, что способность трезво судить о действительности может в одинаковой мере содействовать добру и злу? - спрашивает английский критик С. Гриффин и не находит ответа на поставленный вопрос.

Никто из многочисленных исследователей творчества Остен до сих пор не обращал внимания на то, что в своем романе она сопоставляла здравый смысл Элинор не только с чувствительностью Мариан, но и со здравым смыслом Люси Стил - здравым смыслом, освобожденным от нравственной «цепочки». Остен подчеркивает, что Элинор осуждала в Люси «то совершенное отсутствие деликатности, высоких нравственных принципов и честности в суждениях, о которых свидетельствовали ее любезное обхождение, ее низкопоклонство, ее лесть». Главную беду Люси автор видит в ее безнравственности. Человек, освободившись из-под контроля совести, в мире эгоизма и корысти не может удержаться на стезе добродетели - он встает на службу побочным наклонностям человека. Здравый смысл помогает Люси в совершенстве познать законы, правящие обществом; трезвый расчет заставляет ее без колебаний предать лишившегося наследства Эдварда и выйти замуж за его глупого и тщеславного брата - любимчика богатой матери. К своей цели - во что бы то ни стало добиться богатства и положения в обществе - она идет, используя вое имеющиеся в ее распоряжении средства: грубую лесть, мнимую покорность, лицемерие, подлость и предательство.

Здравый смысл Элинор и Эдварда не приносит им ни знатности, ни богатства. В своей жизни они руководствуются иными принципами, чем те, которые лежат в основе поступков Джона Уиллоуби, Люси Стил и Джона Дэшвуда. Последний никак не может понять, что помогать ближним, не размышляя о том, во сколько обойдется ему добрый поступок, побуждают благородного Брэндона высокие нравственные убеждения. Те же убеждения не позволяют Эдварду расторгнуть помолвку с девушкой, которую он более не любит, а Элинор - способствовать счастью любимого человека, отказавшись от тайных надежд на разрыв между ним и Люси. Здравый смысл, таким образом, является только почвой, где при наличии нравственных принципов прорастает семя добра, а при отсутствии таковых = - сорная трава порока.

Исследование вопроса о том, как этические искания времени отразились в первом крупном произведении Дж. Остен, позволяет сделать два вывода, существенных для понимания не только этических задач, которые ставила перед собой писательница, но и творчества ее в целом. Во-первых, в этом произведении, стремясь к реалистической трактовке изображаемого, романистка сознательно осложняет характер своих героинь такими нравственными качествами, которым данная героиня призвана согласно традиционной схеме противостоять. Во-вторых, рассматривая поступки героев прежде всего в свете этических оценок, Дж. Остен отнюдь не ограничивается нравственными сентенциями, а пытается в окружающей действительности отыскать истинный корень зла, причину общественных пороков.

Таким образом, уже в этом произведении отчетливо проявляется общая направленность творческих поисков Джейн Остен: она стремится избавиться от всего того, что мешает реалистическому изображению характеров и событий; отсюда сознательное нарушение романисткой традиции, отсюда попытки объяснить характер обстоятельствами, его порождающими.

В сущности, первый роман писательницы представляет интерес, поскольку в нем буквально на глазах у исследователя рождается творческий метод Дж. Остен - реалистический.

Л-ра: Традиции и взаимовлияния в зарубежной литературе XIХ-ХХ вв. – Пермь, 1986. – С. 36-44.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up