Топ 20 фильмов-антиутопий
Если утопия – идеальное общество, то антиутопия – его противоположность. Чаще всего её рассматривают как версию будущего мира, в котором что-то пошло не так: население понесло огромные потери или мир перенаселён, люди страдают от дефицита продовольствия и экологических катастроф, падает уровень рождаемости и/или распространяются обширные генетические мутации. В большинстве антиутопий наступает господство тоталитарного режима, когда основная масса населения угнетена привилегированным правящим классом.
Сейчас фильмы-антиутопии в числе популярнейших жанров кино. К примеру, «Голодные игры», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте»... кассовый успех этих проектов колоссален. Мы не включили их в этот список, но в нём вы найдёте 20 величайших антиутопических фильмов, которые стоит посмотреть.
1984 / Nineteen Eighty-Four (1984, Майкл Рэдфорд)
Все знакомы с классическим произведением Джорджа Оруэлла «1984». Это, пожалуй, самый известный и мрачный роман-антиутопия. Широко распространились перевёрнутые принципы из книги: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».
В центре сюжета «1984» история мужчины Уинстона Смита, живущего в тоталитарном режиме, где самым тяжким считается мыслепреступление. Он завязывает незаконный роман с молодой женщиной Джулией. Фильм и, конечно же, книга, вызывает удручающее чувство не только из-за показанного социума, но из-за пугающих параллелей между выдуманным и нашим собственным обществом.
Зелёный сойлент / Soylent Green (1973, Ричард Флейшер)
Фильм снят по роману Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Действие разворачивается в 2022 году. Мир страдает от перенаселения и экологических катастроф. На фоне острого дефицита продовольствия корпорация «Сойлент» представляет новый источник пищи: «зелёный сойлент». Одного из процветающих владельцев корпорации убивают, а расследование поручают детективу Торну. Следователь, раскручивая клубок тайн, узнаёт шокирующий секрет о том, как добывают «зелёный сойлент».
Фильм снят в 1973 году, но он по-прежнему служит ярким примером научно-фантастического кино. Особенно рекомендован к просмотру почитателям фантастики, пронизанной мощными социальными темами.
Особое мнение / Minority Report (2002, Стивен Спилберг)
В этом фантастическом триллере, снятом по мотивам одноимённой повести Филипа Киндреда Дика, поднимается такая важная тема, как «растущая размытость между реальным и виртуальным».
Действие происходит в 2054 году. Система правосудия действует на базе отдела, предотвращающего преступления до их совершения. В рамках экспериментальной программы преступный отдел узнаёт о грядущем преступлении через видения трёх провидцев. Но у одного из них существует «особое мнение», которое отличается от других.
Королевская битва / Battle Royale (2000, Киндзи Фукасаку)
Это один из современных японских фильмов, о которых каждый слышал и, скорее всего, видел. «Королевская битва» – оригинальное и весомое произведение в кинематографе. Оно с головой погружает зрителя в апокалиптическое будущее, где класс школьников принудительно отправляют на безлюдный остров и объясняют правила «игры»: три дня они должны убивать друг друга пока в живых не останется только один. Яркая и агрессивная психологическая антиутопия Киндзи Фукасаку, снятая по одноимённому роману Косюна Таками.
Город потерянных детей / La cité des enfants perdus (1995, Жан-Пьер Жёне и Марк Каро)
Это вторая совместная работа французских кинорежиссёров, снятая после «Деликатесов». «Город потерянных детей» – мрачный научно-фантастический фильм о безумном учёном Кренке, живущем на океанской буровой установке. Он не может видеть сны, поэтому похищает детей из близлежащего портового города и крадёт их сновидения. Однажды к нему в руки попадает маленький мальчик по имени Денри. Учёный не ожидал, что у того есть старший брат – силач Уан, – который отправится на поиски пленника.
Фильм почти сразу обрёл культовый статус, который со временем лишь укрепился благодаря его поистине уникальному визуальному ряду.
Процесс / The Trial (1962, Орсон Уэллс)
Фильм снят по мотивам одноимённого романа Франца Кафки. Сам режиссёр сказал: «Процесс» – лучший фильм, который я когда-либо делал». Главный герой Йозеф К. просыпается однажды утром от визита неизвестных мужчин, которые объявляют, что он арестован, но не объясняют, по какой причине. Йозефа не забирают под стражу, но теперь он вынужден ходить по судам, искать причину своего ареста и справедливости в бесконечных бюрократических лабиринтах. В этом безумном мире его, наконец, приговаривают к смерти, не объясняя причины.
12 обезьян / 12 Monkeys (1995, Терри Гиллиам)
Фантастический фильм Гиллиама, снятый по мотивам французского короткометражного фильма «Взлётная полоса», обрёл статус культового кино. Роль главного персонажа исполнил Брюс Уиллис. Он сыграл заключённого, который отправляется назад во времени, чтобы собрать информацию о вирусе, унёсшем жизни большей части населения планеты.
«12 обезьян» – наибольший коммерческий успех в карьере Гиллиама. И Брэд Питт здесь впервые продемонстрировал, что в нём есть нечто большее, чем просто красивое лицо, за эту роль он номинировался на «Оскар».
THX1138 (1971, Джордж Лукас)
Будучи студентом Южно-Калифорнийского университета, Джордж Лукас снял короткометражку «Электронный лабиринт: THX 1138 4EB». В 1968 году его работа удостоилась первой премии на III Национальном фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. А позднее режиссёр выбрал ёе в качестве основы для своего первого полнометражного фильма «THX 1138».
Действие разворачивается в 25 веке. Люди живут под землёй под деспотичным контролем роботов. Вместо имён у всех буквенно-цифровые комбинации. Они обязаны принимать препараты, подавляющие проявление эмоций, и используются в качестве рабов. Любые человеческие чувства считаются отклонением от нормы и жестоко подавляются. Но в общей массе обнаруживается бунтарь, который желает оставаться Человеком.
«THX 1138» – настоящий бриллиант в фильмографии Лукаса, да и среди всех антиутопий, снятых в семидесятых.
Чужие среди нас / They Live (1988, Джон Карпентер)
Безработный бродяга Джон приезжает в Лос-Анджелес, чтобы подзаработать денег на стройке, и заводит дружбу с Фрэнком, который приводит его в трущобы. Там в церкви ночью происходит полицейская облава, после чего Джон находит коробку с очками и берёт себе одну пару.
Вскоре он понимает, что солнцезащитные очки на самом деле позволяют видеть мир таким, какой он есть на самом деле. В обществе среди людей живут инопланетяне, а на рекламных щитах, листовках и книгах скрыты лозунги: «Потребляй», «Подчиняйся», «Женитесь и размножайтесь», «Никаких независимых мыслей», «Смотрите телевизор», «Спи», на деньгах – «Это твой Бог». Джон пытается рассказать другим людям о своём открытии, но его принимают за сумасшедшего. Спасаясь от преследования инопланетян, он находит людей, которые знают правду, и ищет способ разоблачения «Чужих».
Матрица / The Matrix (1999, Лана и Лилли Вачовски)
Культовый научно-фантастический боевик об истинной природе реальности. Сумасшедшая по амбициозности и философской наполненности фантастическая кинокартина, блестяще снятая сёстрами Вачовски. Она заняла высокую позицию среди лучших научно-фантастических фильмов, когда-либо выходивших на экраны.
«Матрица» – история о ближайшем будущем, в котором человеческое общество существует в симуляции, созданной разумными машинами. Более того, искусственно построенное общество не заметило своего порабощения.
Гаттака / Gattaca (1997, Эндрю Никкол)
«Гаттака» – один из самых недооценённых фильмов, но его идея, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. В этой киноленте режиссёр и сценарист Эндрю Никкол предлагает исследовать идеи генной инженерии, аккуратно подчёркивая тонкие богословские вопросы о том, должен ли человек вторгаться в «дела Божьи», и приведёт ли такое вмешательство к созданию лучшего человека и общества. Это стильный триллер, дающий пищу для размышлений, и один из немногих научно-фантастических фильмов, лишённых спецэффектов.
Бразилия / Brazil (1985, Терри Гиллиам)
Проекты Терри Гиллиама всегда вызывали повышенный интерес, не менее любопытной стала кинолента «Бразилия». Многие описали её как «сатиричную антиутопию», которая «высмеивает бюрократию».
Сэм Лаури сыграл главного героя Джонатана Прайса, клерка, пытающегося найти женщину, которая является в его снах. Он работает на отупляющей работе, живёт в маленькой квартире, существует в мрачном антиутопическом мире, где всё зависит от угнетающей бюрократической машины с культом непогрешимости. Но случается небольшая опечатка, за которой разворачивается цепочка событий.
Это действительно сатирический взгляд на бюрократию, которая, как все мы знаем, способна превратить в головную боль нечто элементарное.
451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451(1966, Франсуа Трюффо)
Роман Рэя Брэдбери был опубликован в 1953 году, а одноимённый фильм первоклассного французского режиссёра Франсуа Трюффо появился 13 лет спустя. Это его первый цветной и единственный фильм, снятый на английском языке.
Сюжет разворачивается в мире, тоталитарное правительство которого распоряжается о повсеместном сжигании книг. Людей, уничтожающих книги называются «пожарными», одним из них числится главный герой Гай Монтэг. Он живёт обычной жизнью, пока не встречает молодую девушку, которая заставляет его переосмыслить свою профессию и усомниться в идеологии общества относительно искоренения книг. Эта экранизация не претендует на абсолютно достоверное изложение книги, но передаёт значимость литературной культуры для человеческого духа и развития личности.
Безумный Макс 2: Воин дороги / Mad Max 2: The Road Warrior (1981, Джордж Миллер)
Продолжение фильма «Безумный Макс» (1979), возможно, один из самых выдающихся научно-фантастических фильмов в истории кино. Хотя и первая часть стала настоящим хитом, сиквел даже затмил оригинал, обрёл широчайшую популярность и считается одним из величайших постапокалиптических и антиутопических фильмов.
Дитя человеческое / Children of Men (2006, Альфонсо Куарон)
Фильм Альфонсо Куарона – тревожная философско-фантастическая антиутопия. В нём источник проблем уже не в правительстве, а в самом обществе. Мир предстаёт в непривлекательном, удручающем свете. Человечество постигает бесплодие, в течение 18 лет не родился ни один ребёнок.
Главный герой оказывается в опасной ситуации, ему предстоит сопровождать иммигрантку – единственную беременную женщину в мире, которая пытается добраться на корабль почти мифической организации, сулящей защиту ей и малышу. Но ребёнка планируют использовать в своих целях решительно настроенные политические активисты. Герой обязан сделать правильный выбор и защитить спутницу, отведя её в безопасное место. Это очень эмоциональный, необычайно поражающий фильм.
Тёмный город / Dark City (1998, Алекс Пройас)
Фантастическая антиутопия исследует проявление личности и её податливость в рамках сложившихся условий. По сути, «Тёмный Город» это реальность, которая создана путём проекции концепта идеального общества, и образована с целью исследования природы человеческой души. В фильме показано, как человек может преодолевать консенсусную реальность (в данном случае мрачную и депрессивную атмосферу города) и развивать свою личную «тихую гавань» в существующем мире, чтобы взрастить собственное сознание.
Заводной апельсин / Clockwork Orange (1971, Стэнли Кубрик)
Культовая адаптация от режиссёра Стэнли Кубрика на известный роман Энтони Бёрджесса. «Заводной апельсин» – один из самых популярных фильмов в истории кино, снятый одним из популярнейших режиссёров. В нём рассказывается о молодом парне по имени Алекс, который вместе со своей бандой бесчинствует в городе, а после убийства женщины попадает в тюрьму. В заключении он соглашается пройти экспериментальное лечение по избавлению от склонности к насилию. Но у программы выявляются побочные эффекты.
Акира / Akira (1988, Кацухиро Отомо)
Это не только одно из лучших когда-либо выпущенных аниме, но и один из самых примечательных научно-фантастических фильмов. «Акира» стал новой вехой в японской анимации и именно с этого произведения Западу открылся жанр аниме.
Действие происходит в 2019 году в городе Нью-Токио. Его построили на месте старого Токио, уничтоженного в результате катастрофического события 30-летней давности, за которым стоит некий Акира. Молодой мотоциклист Тэцуо попадает в аварию с ребёнком-мутантом, наделённым невероятными способностями. На место столкновения прибывают военные и забирают обоих, так как у Тэцуо с огромной скоростью проявляются необъяснимые парапсихические и физические силы. Подобными возможностями обладает лишь заточённый в секретном месте мальчик Акира.
Метрополис / Metropolis (1927, Фриц Ланг)
«Метрополис» – самый старый фильм в нашем списке. Режиссёр Фриц Ланг, снявший его в 1927 году, наполнил киноленту немецким экспрессионизмом и стилем 20-х годов. Эта драма о классовой борьбе заслуживает внимания своей исторической значимостью и стоявшими за ней грандиозными амбициями. «Метрополис» стал самым дорогим и, конечно, самым удивительным кинопроектом своего времени.
Фильм повествует о Фредере, сыне правителя города Метрополиса, который разочаровывается в богатстве, узнав, какой ценой поддерживается достаток высшего класса.
Эта эпическая драма поднимает тему технического прогресса и связанных с ним рисков, рассматривает классовое столкновение и, конечно, будущее, которое выглядит совсем неправильно.
Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982, Ридли Скотт)
Это один из самых умных и глубоких научно-фантастических фильмов всех времён. Среди тем, которые в нём поднимаются:
- дегуманизация человечества через образы технологического и капиталистического избытка;
- роль творца и творения, их взаимное порабощение;
- сама природа человечества: эмоции, память, цели, желания, жестокость, технологическое освоение окружающей среды, земная жизнь и смерть;
- смысл существования и многое другое.
Всё переплетается с потрясающими визуальными картинами мрачного футуристического городского пейзажа. «Бегущий по лезвию» – один из лучших научно-фантастических фильмом в истории кино.