Трудное лето Эммы Эванс

Трудное лето Эммы Эванс

Е. Гениева

Знакомясь с этой книгой, естественно задаться вопросом, какое место в современной английской литературе занимает творчество М. Дрэббл, автора уже шести романов.

Ее произведения — типичный образец так называемого «романа малой темы», но жизнь, которую она описывает, не лишена интереса.

«Один летний сезон» — это книга-воспоминание тридцатилетней англичанки Эммы Эванс. На протяжении всего повествования Эмма последовательно, с большой тщательностью восстанавливает в памяти несколько месяцев, которые она вместе со своим мужем Дэвидом, профессиональным актером, и двумя маленькими детьми просела в провинциальном городке Херефорде на театральном фестивале.

Значимых событий было не так уж много, и не они определяют содержание книги. В воспоминаниях Эммы, в ее внутренних монологах оживают мысли, чувства, волнения, радости — иными словами, ее внутренний мир, который далеко не спокоен и не уравновешен.

Время, проведенное в Херефорде, совпало с кризисом в жизни Эммы. Все у нее получается не так, как бы хотелось. Пришлось отказаться от долгожданной работы диктора на телевидении в Лондоне из-за эгоистичного желания Дэвида принять участие в спектаклях под руководством режиссера Уиндема Феррера в Херефорде. Эмма бесконечно устала от тягот материнства. Ей надоело постоянное пребывание в четырех стенах, никчемная напыщенная болтливость театральных коллег мужа, и, наконец, ее раздражает своей грубостью, бестактностью, отсутствием внимания сам Дэвид.

В глубоко личном рассказе молодой женщины, который она ведет от первого лица, не нужно искать вопросов большой общественной значимости. И в этом смысле книга М. Дрэббл кажется несколько вневременной; такие романы писались еще во времена Джейн Остин, то есть в начале прошлого столетия. Однако совершенно естественно, что проблемы, которые волнуют сегодня современников писательницы, не могут косвенно не отразиться в ее повествовании. И именно они, как нам кажется, в значительной степени определяют характер Эммы Эванс, причины ее внутреннего недовольства. Так «отраженно» ставится в романе вопрос об отношении к викторианству, ко всему типу пуританской морали, к стандарту в обществе «потребителей».

Об антивикторианстве Маргарет Дрэббл писали В. Ивашева в статье «Три новых имени», из которой отечественный читатель впервые узнал о творчестве автора «Одного летнего сезона», и Г. Анджапаридзе в подробном послесловии к русскому изданию книги.

Не повторяя их выводов, хочется сказать еще об одной стороне «викторианской проблемы».

Под викторианством чаще всего понимается равнодушие, ханжество, фальшь, показная добропорядочность, лицемерие. Однако викторианство — это и определенная упорядоченная система морально-этического существования: сдержанность в отношениях, строгое соблюдение элементарных норм и законов общежития. Проблема викторианства и реакции на него чрезвычайно сложна, в должной мере объективно осмыслить ее способен лишь социолог и историк. В литературе нового времени она по плечу, наверное, только Г. Грину, который, как нам кажется, в своем последнем романе «Путешествие с тетушкой» подводит читателя, с одной стороны, к выводу, что именно викторианский, а точнее, сугубо пуристский тип морали несет значительную долю ответственности за нравственную разнузданность, за отсутствие духовности в современном британском обществе. Но, с другой стороны, Г. Грин, насыщая текст «деталями эпохи королевы Виктории», пытается внушить соотечественникам, что в жизни необходим хоть какой-нибудь стержень, какая-нибудь твердая этическая основа.

Маргарет Дрэббл не поднимается до подобных философских обобщений. Ее борьба с условностями викторианства — это чаще всего откровенный эпатаж. Всем своим неупорядоченным образом жизни, чересчур раскованным поведением Эмма готова шокировать современных пуритан Скоттов. Горькими словами вспоминает ока свое строгое викторианское детство. Между тем это не мешает ей со страстью украшать свой современный дом старомодной мебелью, ковриками, вазочками, облачаться в давно вышедшие из моды костюмы и шляпки. Зачем! Думается, Эмма интуитивно понимает, что старинная шляпка может стать чем-то вроде символической брони, которая обеспечит ей душевную стабильность и поможет сохранить себя. Таким образом, героиня М. Дрэббл, сознательно отталкиваясь от викторианства, неосознанно тянется к нему. Ее стремление объясняется тем, что Эмма Эванс живет в обществе, которое, уничтожив прежнее представление о жизни, взамен не дало никакого другого — породило безликость и удручающую безнравственность.

Эмма отстаивает свою индивидуальность, борется за нее «по-женски» противоречиво, непоследовательно. Работа на телевидении прельщает Эмму, обеспеченную женщину, только тем, что это будет ее собственное дело. Она заводит роман с Уиндемом Феррером. Но адюльтер Эммы — это не «классическая» измена мужу, а лишь попытка утвердить свою самостоятельность и право на личную жизнь.

Кажется, будто Эмма Эванс не находит никакого позитивного решения в своих поисках, финал которых она иронически определяет как «теплое чувство поражения». Однако вряд ли мы можем полностью согласиться со столь строгим суждением Эммы о себе. Героиня терпит поражение в общественной жизни, но не в личной. В личном плане поражение Эммы сродни победе над собой, во всяком случае, это то поражение, которое может дать силы для других душевных битв. В недовольстве Эммы, в ее непримиримости с собой — нравственный и этический потенциал героини Маргарет Дрэббл.

Рассказ Эммы Эванс волнует, или, как мы часто говорим, берет за живое.

Л-ра: Литературное обозрение. – 1973 – № 3. – С. 83-84.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up