10 культовых фильмов о религии
Религия — сложная тема, к ней едва ли стоит подходить опрометчиво и поверхностно. Вспоминаем фильмы, которые делают это достойно.
Причастие. Ингмар Бергман, 1962
Пастор маленького шведского городка после смерти жены теряет веру в бога. Начинает день с неудачной проповеди, не может утешить озабоченного атомной бомбой прихожанина, не способен открыться заботе своей бывшей любовницы и в целом найти смысл существования. Возможно, в чём-то один из самых личных фильмов Бергмана, часть его условной религиозной трилогии, которая, как и новый фильм Скорсезе, была посвящена вопросу божественного молчания. В отличие от своего американского коллеги, шведский мастер подошёл к проблеме с менее очевидных сторон. «Причастие» — скорбное и холодное кино; последнее качество усугубляется тем, что главный герой, как и играющий его актёр Гуннар Бьёрнстранд, весь фильм мучается простудой. Тем не менее для интересующихся темой оно обязательно к просмотру.
Слово. Карл Теодор Дрейер, 1955
Поставленный по пьесе датского лютеранского монаха Кая Мунка, фильм великого режиссёра Карла Теодора Дрейера — одного из главных исследователей вопросов веры в истории кинематографа. Набожный патриарх большой деревенской семьи Мортен противится браку своего младшего сына с дочкой местного портного, с которым у него серьёзные религиозные разногласия. Старший сын — атеист и счастливо женат на Ингер, которая ждёт их третьего ребёнка. Средний же сын, как все считают, начитался в университете Кьеркегора, сошёл с ума и теперь мнит себя Иисусом. В какой-то момент здоровье Ингер резко ухудшается. Дрейера в основном помнят по «Страстям Жанны д’Арк», но «Слово» всё-таки остаётся куда более совершенной работой. Этот аскетичный, внешне и эмоционально, но на деле мощный фильм позднее не менее изобретательно переосмыслил в своём «Безмолвном свете» Карлос Рейгадас.
Дневник сельского священника. Робер Брессон, 1950
Экранизация книги Жоржа Бернаноса. Одна из главных работ, быть может, лучшего и уж точно самого непростого из классических режиссёров Франции. Фильм рассказывает о молодом священнике, который мучается проблемами со здоровьем и безуспешно пытается найти расположение своих первых прихожан. Именно здесь Брессон начал применять свой минималистичный и продуманный стиль съёмки и монтажа, использовать непрофессиональных актёров и активно разрабатывать свой уникальный подход к кино. Любимый фильм Андрея Тарковского, «Дневник сельского священника» может оказаться испытанием для современного зрителя, но это тот случай, когда старания окупаются с лихвой.
Хадевейх. Брюно Дюмон, 2009
Молодую монахиню Селин изгоняют из монастыря за излишне рьяную и слепую веру: девушка видит в Иисусе своего возлюбленного, но из-за невозможности быть с ним истязает себя голодовками и прочими испытаниями. Вернувшись в мир, она знакомится с арабским юношей Яссином, через которого постепенно погружается в мир радикального ислама. Возможно, лучший фильм французского философа от кино Брюно Дюмона, чьи работы часто оказываются для публики слишком экстремальными по форме и содержанию. Несмотря на некоторую нарочитость завязки, «Хадевейх» почти воздушная и пронзительная лента. Дюмон при этом остаётся верен себе в стремлении умалчивать о главном и ничего не разжёвывать. События в фильме развиваются не по какой-либо повествовательной логике и не по законам реального мира, а в какой-то своей собственной чувственной и идейной системе координат.
Под солнцем Сатаны. Морис Пиала, 1987
Некогда освистанный в Каннах, но взявший там главный приз фильм сложного во всех отношениях французского классика Мориса Пиала; экранизация ещё одного романа Жоржа Бернаноса. Жерар Депардье играет сельского пастора, который, задаваясь вопросами веры, истязает свой разум и тело, пытается помочь убившей своего любовника девушке; как-то раз он встречает на ночной дороге Сатану. Эту историю о трудностях веры Пиала снял с холодностью и ясностью взгляда закоренелого атеиста и получил на выходе один из самых психологически страшных фильмов на тему. Депардье, сейчас воспринимаемый исключительно как дурная шутка, а не актёр, сыграл у режиссёра свои лучшие роли; здесь — возможно, лучшую.
Мудрая кровь. Джон Хьюстон, 1979
Молодой ветеран неопределённой войны Хейзел Мотс (мощнейшая роль Брэда Дурифа) возвращается в родные края с израненными телом и разумом, а также маниакальным презрением ко всему, что связано с верой. Вскоре он решает основать «Церковь правды без Христа» и начинает проповедовать на улицах, привлекая к себе не менее странных персонажей. «Мудрая кровь» — экранизация первого романа Фланнери О’Коннор, убеждённой католички, уникальной американской писательницы и одной из самых ярких представительниц южной готики. Истории о религии зачастую строятся вокруг отчаянных поисков бога; «Кровь» — редкое произведение про кризис веры, в котором герой изо всех сил от бога бежит, чтобы раз за разом болезненно с ним сталкиваться. Великий режиссёр Джон Хьюстон порой перекручивает абсурдистский комизм этой трагичной истории, отчего фильм начинает напоминать работы Дэвида Линча, но в конечном счёте и это идёт ему на пользу.
Последнее искушение Христа. Мартин Скорсезе, 1988
Экранизация книги важного греческого писателя Никоса Казандзакиса и первая полноценная попытка Мартина Скорсезе высказаться на тему религии, увенчавшаяся мощным скандалом. Уиллем Дефо играет Иисуса, которому на кресте является видение его возможной мирской жизни. Подобная ересь, особенно постельная сцена с Марией Магдалиной вызвала бурю негодования со стороны религиозных организаций и простых верующих. По нынешним меркам фильм смотрится достаточно целомудренно, Дефо кажется немного странным выбором для роли Иисуса, а Питер Гэбриэл в саундтреке — скорее приметой времени. Зато Дэвид Боуи неожиданно оказывается на своём месте в роли Понтия Пилата, да и в целом Скорсезе не снимает неудачных фильмов.
Тереза. Ален Кавалье, 1986
Экранизация истории Терезы из Лизьё — молодой монахини конца XIX века, которая вступила в орден кармелиток всего в пятнадцать лет, а в 24 года умерла от туберкулёза. За это время она успела прославиться в католической среде своим подходом к вере, а также написать крайне популярную автобиографию, изданную вскоре после её смерти. В двадцатых годах прошлого века Тереза была причислена к лику святых. Фильм не слишком известного за пределами родины, но одного из самых оригинальных французских режиссёров Алена Кавалье меньше всего походит на традиционный байопик. Это подобающе аскетичный фильм, по сути, снятый в театральных декорациях и при помощи коротких, зачастую бессловесных кинематографических фраз. Подобная герметичность тем не менее не лишает фильм воздуха и лишь акцентирует нюансы этой истории любви девушки к Иисусу.
Чёрный нарцисс. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1947
Группа католических монахинь во главе с сестрой Клодой отправляются в Гималаи обустраивать школу для индийских детей. Вскоре они поймут, что новая для них окружающая реальность — от слишком красивого и статного помощника мистера Дина до местных нравов и горного воздуха — начинает пробуждать в них давно забытые чувства, что ставит под удар всю миссию. Один из лучших и уж точно самый красивый фильм мощнейшего режиссёрского дуэта Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Большая часть декораций была нарисована на задниках, но оператор Джек Кардифф умудрился снять это всё так, что мало какой современный фильм может так же захватить дух своими цветами. На экране при этом происходит напряжённая борьба веры с чувствами и разума с безумием. Мартин Скорсезе как-то назвал «Чёрный нарцисс» одним из первых эротических фильмов — в целом справедливо.
Андрей Рублёв. Андрей Тарковский, 1966
Второй фильм Андрея Тарковского. Эпичное, составленное из череды не слишком связанных между собой эпизодов полотно, крайне вольно рассказывающее о жизни великого иконописца, а заодно о Руси XV века. Фильм сложной судьбы, полную версию которого долгое время невозможно было увидеть. В одинаковой мере высказывание о творчестве, вере и свободе, которые для Тарковского явно были темами неразделимыми. Грязное, мрачное, местами крайне жестокое, но всё же визуально впечатляющее произведение, оказавшее безусловное влияние на русское (и не только) кино; для многих — чуть ли не главный шедевр кинематографа.
Василий Миловидов