Трилогия Бомарше: письма и драматургия

Трилогия Бомарше: письма и драматургия

К. А. Чекалов

Французский критик Габриель Конеза дает формально-структурный анализ трилогии Бомарше, выявляя бинарные и тернарные структуры диалогов, формальные принципы оцепления эпизодов и построения сцен, всячески при этом подчеркивая «игровое начало» творчества драматурга. По мнению Конеза, в тщательном анализе нуждается взаимодействие различных конститутивных элементов драматургической модели Бомарше. Только в этом случае можно уяснить себе секрет воздействия его пьес на аудиторию. Вместе с тем речь идет отнюдь не о драматургии импровизационного характера, не регламентированной жесткой эстетической концепцией. Объект исследования Конеза - в первую очередь «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»; позднейшая, третья часть трилогии - «Преступная мать» - оценивается им как свидетельство деградации творческой манеры Бомарше. Критик проводит последовательный анализ различных уровней «театрального текста», начиная с организации фразы и кончая общими принципами структурирования пьесы. При этом Конеза довольно часто обращается к сопоставлению трилогии с традицией классической комедии, с Мольером, утверждая, что Бомарше не только отдавал дань уважения традиции, но и модифицировал ее в русле нового видения мира, присущего второй половине XVIII в.

В первой части исследования рассмотрена «словесная ткань» комедий Бомарше: способы построения фразы, взаимодействие реплик, особенности тирад и монологов. Краеугольным камнем драматургического стиля Бомарше исследователь считает лаконичность. Она выражается в сокращении частей фраз, не несущих важной с точки зрения автора информации и не способствующих возникновению сценического эффекта. Этот лаконизм характеризует всех без исключения героев и исключает индивидуализацию их речевых стихий.

В то же время драматург стремился придать репликам персонажей динамиз, ощущая вслед за Мольером «первостепенное значение ритмических эффектов в драматургическом языке». Так возникают, в частности, бинарные синтаксические конструкции (Конеза демонстрирует вырождение этого приема в «Преступной матери»), троичные структуры и целые серии однородных членов (accumulations). Последний прием представляется исследователю наиболее репрезентативным для писательской и человеческой индивидуальности Бомарше. Реплики в комедиях Бомарше отчетливо подразделяются на «короткие» и «длинные»; в «коротких» автор недвусмысленно противопоставлял себя Мольеру, отказываясь от тщательного подчинения реплик формальной организации контекста и выдвигая на первый план «референциальную насыщенность диалога». Подобная насыщенность требовала от зрителей повышенного внимания и явилась для своего времени новшеством.

Анализируя приемы связывания реплик в комедиях Бомарше, исследователь отмечает в первую очередь игровой тип отношения автора к языку, проявляющий себя на разных уровнях. Прием умолчания (резкое прерывание речевого потока) основывается на сочетании экономичности и «игрового принципа»; в репликах в сторону игровое начало еще более очевидно, они явно возникали у Бомарше как дань традиции. Все реплики выстраиваются в комедиях в законченную систему, за исключением крайне неудачно построенной «Преступной матери».

Переходя на уровень драматургической сцены. Конеза отмечает разнообразие сценических эффектов у Бомарше. Бомарше не придавал особого значения естественности в соединении частей диалога; для него важнее всего «создание речевых ситуаций».

Взаимодействие «игрового» и «серьезного» начал обуславливается: 1) смыслом эпизода (обычно игровые моменты привносятся при слабом драматургическом напряжении);

2) пьесой в целом, при этом в «Севильском цирюльнике» игровых моментов больше, так как здесь автор еще только вырабатывал свой стиль, зато в «Женитьбе Фигаро» он полностью «владеет своим искусством». Зачастую финал эпизода совпадает у Бомарше с финалом акта, что ведет к резкому разрушению сценической иллюзии (зритель внезапно возвращается к реальности).

Критик обращает особое внимание на особенности интриги, понимаемой Бомарше «количественно», как накопление перипетий и неожиданных поворотов. Слабая мотивированность связей между эпизодами заставляла Бомарше обращаться к теме «судьбы и случая», трактуемой с характерной для него программной «непринужденностью». Что касается психологического анализа, то он, по мнению Конеза, не находился в центре внимания Бомарше.

Это отражается на чрезвычайно осторожном использовании таких приемов психологической интроспекции, как жесты и паузы. Точно так же и речь героев не проясняет их психологию, а реплики безболезненно кочуют из одной пьесы в другую. В «Преступной матери», напротив, Бомарше был озабочен психологической мотивированностью происходящего. Однако, ощущая необходимость опереться в данном случае на авторитет Мольера (подзаголовок пьесы - «Новый Тартюф»), Бомарше оказался в невыигрышном положении, значительно уступив в мастерстве своему учителю. Главная задача Бомарше-драматурга, которую он успешно решал, утверждает Конеза, не анализ внутреннего мира героев, а «игра в язык», перемещение конфликта в сферу языка.

Взаимоотношения между зрителем и спектаклем у Бомарше строятся на основе принципов «дистанцирования» и «идентификации». Первый принцип предусматривает резкое отграничение зрителя от представления, внешнего мира - от мира спектакля. Конеза дает следующее объяснение этому: не до конца удовлетворенный своим социальным статусом, Бомарше стремился, «указуя перстом на свою маску», внушить зрителю мысль о приоритетной роли творца спектакля, создателя мира Фигаро и Керубино. Принцип «дистанцирования» позволяет также понять небрежное отношение Бомарше к «связкам» эпизодов (подчеркнутая условность их лишний раз напоминает зрителю, что он находится в театре). Напротив, принцип «идентификации» расширяет границы происходящего, выводит события пьес в широкий социально-политический контекст. Сложное взаимодействие этих двух принципов определяет собой особенности сатиры Бомарше. В заключение Конеза отмечает перспективность художественных поисков драматурга, «прокладывавшего новые пути развития театра» и подвергавшего ревизии структуральные особенности классицистической комедии.

Л-ра: Общественные науки за рубежом. Серия 7 : Литературоведение. – 1987. – № 3. – С. 31-34.

Биография

Произведения

Критика


Читати також