Биография Фридриха Вольфа

Биография Фридриха Вольфа

Фридрих Вольф – немецкий писатель, драматург, общественный и политический деятель – родился 23 декабря 1888 года в Нойвиде (Германия) в семье еврея-коммерсанта Макса Вольфа.

С 1895 по 1899 посещал еврейскую начальную школу, по окончании которой учился в городской гимназии Нойвида. Позже, порвав с семьёй, несколько лет бродяжничал и перебивался случайными заработками. В 1907-1912 изучал медицину, философию и искусствоведение в университетах Гейдельберга, Тюбингена, Мюнхена, Берлина и, наконец, Бонна, где, защитив диссертацию, получил медицинское образование.

Некоторое время практиковал в Мейсене, Бонне и Дрездене. В 1914 устроился судовым врачом на корабль, курсировавший по маршруту Канада-Гренландия-США. С началом Первой мировой войны в качестве военного врача служил на Западном, а затем — на Восточном фронтах. Был неоднократно ранен. С 1916 Фридрих Вольф открыто выступает сторонником прекращения войны, а в 1918 отказывается от военной службы и возвращается с фронта в Германию, где сразу же включается в политическую борьбу, участвуя в леворадикальных и антиправительственных выступлениях. В ноябре 1918 становится членом Совета рабочих и солдатских депутатов Дрездена.

Именно к этому периоду относятся первые литературные произведения Фридриха Вольфа. Он начал писать в 1917, ещё будучи на фронте. В 1919 опубликовал пьесу «Это ты», а через год представил на суд публики ещё одно драматическое произведение — «Чёрное солнце». Острая публицистичность и бунтарская направленность этих произведений приносят Вольфу известность как драматурга.

В начале 1920-х ситуация в Германии остаётся крайне нестабильной, общество разобщено и политизировано. В этих условиях произведения Фридриха Вольфа, написанные в остросоциальном и бунтарско-революционном духе, пользуются успехом и идут во многих театрах Веймарской республики. В этот период Вольф работает много и очень продуктивно, пьесы «Бедный Конрад» (1924), «Цианистый калий» (1929) «Матросы из Катарро» (1930) становятся заметным событием немецкой драматургии того периода. Меняется и литературный стиль: если в раннем периоде творчества в произведениях Вольфа присутствовали элементы романтизма и экспрессионизма, то с течением времени он переходит на позиции социалистического реализма.

Наряду со своей общественно-политической и литературной деятельностью, Вольф остаётся практикующим врачом. Работая в Ремшайде, Хехингене и Штутгарте, он ратует за развитие системы медицинского обслуживания населения и увлекается лечением силами природы и гомеопатией. В 1927 он пишет книгу о здоровом образе жизни «Природа как врач и помощник». Пьеса «Цианистый калий» (1929) была посвящена проблематике абортов, полемика о целесообразности которых будоражила в то время немецкое общество. После опубликования этого произведения Вольф был даже на некоторое время арестован по обвинению в проведении незаконных абортов. Также он привлекался к ответственности за пьесу «Крестьянин Бетц».

В 1928 Фридрих Вольф стал членом Коммунистической партии Германии и Союза пролетарских революционных писателей. В 1932 в Штутгарте организовывает самодеятельную коммунистическую агитбригаду. В марте 1933, после прихода к власти национал-социалистов, Вольф подвергался двойной опасности — как коммунист и как еврей — и вынужден был с семьёй эмигрировать из Германии. В 1934 он приезжает в Советский Союз. В СССР он продолжает свою политическую и литературную деятельность: издаёт антифашистские пьесы «Профессор Мамлок», «Флорисдорф», «Троянский конь», участвует в гражданской войне в Испании и в конспиративной деятельности во Франции (по линии Коминтерна). В 1941, после освобождения из лагеря интернированных Верне в неоккупированной зоне Франции, возвращается в СССР, где оставалась его семья. Фридрих Вольф стал одним из организаторов антинацистской радиопропаганды на немецком языке, адресованной германским войскам, участвовал в создании коммунистического комитета «Свободная Германия».

В 1945, после окончания Второй мировой войны Фридрих Вольф вернулся в Германию, где стал активным деятелем восточногерманского государства. В 1949-1951 он был послом ГДР в Польше.

Ещё при жизни Фридрих Вольф был объявлен классиком немецкой литературы социалистического реализма. В ГДР были большими тиражами опубликованы его произведения, его пьесы ставились в театрах по всей стране и экранизировались. Дважды он становился лауреатом Национальной премии ГДР. Послевоенные произведения Вольфа: пьесы «Бургомистр Анна» (1950), «Томас Мюнцер» (1953), роман «Летающие блюдца» (1952) и другие стали частью культурной политики ГДР.

Фридрих Вольф умер 5 октября 1953 года от инфаркта в своём рабочем кабинете в Ленице (Германия). Похоронен на мемориальном кладбище Фридрихсфельде.

Фридрих Вольф был дважды женат: 30 ноября 1914 женился на Кэти Гумпольд (1888-1961), а 15 апреля 1922 его супругой стала воспитательница детского сада, впоследствии актриса — Эльза Дрейбхольц (1898-1973). От первого брака у Фридриха Вольфа было двое детей: дочь Иоганна Мари (р. 1915) и сын Лукас (р. 1919). От второго супружества у Вольфа родилось двое сыновей: Маркус (1923-2006) (почти 30 лет возглавлял внешнюю разведку ГДР) и Конрад (1925-1982) (кинорежиссёр), которые оставили заметный след в истории ГДР.

Награды:
Орден Красной Звезды (1942)
Национальная премия ГДР (1949) — за пьесу «Профессор Мамлок»
Национальная премия ГДР (I класса) (1950) — за сценарий к фильму «Совет Богов»

Произведения:
1917 – Мохаммед (Mohammed), пьеса
Лангемарк (Langemarck), повесть
1919 – Кто ты? (Das bist du), пьеса
Безусловность (Der Unbedingte), пьеса
1921 – Чёрное солнце (Die Schwarze Sonne), пьеса
1922 – Тамара (Tamar), пьеса
1923 – Шкафная комедия (Die Schrankkomödie), пьеса
Бедный Конрад (Der Arme Konrad), пьеса
1924 – Героический эпос Ветхого Завета (Das Heldenepos des alten Bundes), еврейский народный эпос
1925 – Творение (Kreatur), роман
1926 – Собачья колонна (Kolonne Hund), пьеса
Эфир (Äther), радиопьеса
1927 – Природа как врач и помощник (Die Natur als Arzt und Helfer), книга о здоровом образе жизни
Коритке (Koritke), пьеса
Борьба в Руре (Der Kampf im Kohlenpott), новелла
1928 – СОС… приём, приём… Фойн — «Красин» спасает «Италию» (SOS … rao rao … Foyn — «Krassin» rettet «Italia»), радиопьеса
1929 – Цианистый калий (Cyankali), пьеса
1930 – Матросы из Катарро (Die Matrosen von Cattaro), пьеса
Тай Янг проснулся (Tai Yang erwacht), пьеса
1933 – Профессор Мамлок (Professor Mamlock), пьеса
1934 – Флоридсдорф (Floridsdorf), пьеса
1935 – Троянский конь (Das trojanische Pferd), пьеса
1938 – Двое на границе (Zwei an der Grenze), пьеса
1940 – Бомарше (Beaumarchais), пьеса
1942 – Русский тулуп (Der Russenpelz), новелла
1944 – Возвращение сыновей (Heimkehr der Söhne), пьеса
Доктор Лили Ваннер (Dr. Lilli Wanner), пьеса
1945 – Бедный Конрад (Der arme Konrad), радиопьеса
Профессор Мамлок (Professor Mamlock), радиопьеса
Что человек посеет (Was der Mensch säet), пьеса
1946 – Последнее испытание (Die letzte Probe), пьеса
Сказки для больших и маленьких детей (включая сказку «Рождественский гусь Августа») (Märchen für große und kleine Kinder (darin: Die Weihnachtsgans Auguste)), сказки
1947 – Как дикие звери (Wie Tiere des Waldes), пьеса
1948 – Козодой (Die Nachtschwalbe), либретто к опере Бориса Блахера
1949 – Совет Богов (Der Rat der Götter), сценарий для фильма
Бургомистр Анна (Bürgermeister Anna), комедия
1952 – Летающие блюдца (Предзнаменование) (Menetekel), пьеса
Томас Мюнцер (Thomas Müntzer), пьеса

Биография


Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up