Память и долг
Н. Литвинец
Как один из членов подпольной антифашистской группы Шульце-Бойзена — Харнака, известной также под названием «Красная капелла», Вайзенборн был в 1942 году арестован гестапо и брошен в тюрьму, из которой был освобожден Советской Армией. В заключении на обрывках бумаги он начал писать заметки о своей жизни. Писатель вспоминает годы юности, первые литературные успехи, странствия по свету, любовь, пронесенную через всю жизнь. Хронологическая последовательность событий не важна для автора, ему чужда обычная мемуарная размеренность. Мысль, не скованная никакими ограничениями, переносится с одного континента на другой, иногда несколько раз возвращается к какому-то событию, иногда, оттолкнувшись от него, уходит далеко вперед. Его воспоминания — это цепь таких нанизанных друг на друга ярких мгновений, выхваченных из сплошного потока обыденных событий. Иногда в них раскрываются характерные черты времени, иногда они полны для автора глубоко личного значения, но в целом все это складывается в интересную и запоминающуюся картину, дающую представление о сложном жизненном пути человека того времени.
Жизнь в мире, еще не знавшем нацизма, отнюдь не представляется Вайзенборну безоблачной, этаким вариантом потерянного рая. Это был мир, далекий от совершенства, но все же светлые по тону воспоминания о нем контрастируют с другим планом повествования, где говорится о мрачном времени нацизма, о деятельности группы Сопротивления и о скитаниях по гестаповским застенкам. Эти страницы писались в первые послевоенные годы. Книга вышла в свет в 1947 году, одновременно в обеих частях Германии. Это было время, когда недавнее прошлое, ставшее уже историей, предлагало все новые и новые проблемы, настойчиво требовавшие своего осмысления. Одной из таких проблем, вызвавших резкие споры, был вопрос об антифашистском Сопротивлении в самой Германии. После войны стали известны многие документы, до тех пор тщательно оберегаемые в гестаповских архивах. Движение Сопротивления предстало как реальный исторический факт, но оценка его отнюдь не была единой. Далеко не все были склонны видеть героев в участниках Сопротивления. Раздавались голоса, обвинявшие их в подрывной деятельности, в предательстве интересов нации. Г. Вайзенборн включился в этот спор со всей страстностью своего таланта. Правда, иногда он сбрасывал со счетов расхождения в целях среди участников движения Сопротивления и связанные с этим противоречия. Но он добился основного.
Драма «Подпольщики», повесть «Мемориал», сборник документов «Безмолвное восстание», роман «Мститель» — все эти книги Вайзенборна рассказывают об истоках и, движущих силах отчаянной и неравной борьбы внутри самой Германии, скупые сведения о которой тонули в море лживой нацистской пропаганды.
Эта борьба полна для Вайзенборна глубокого и непреходящего значения, ибо она велась во имя человечности. Писатель показывает, что фашизм — это не только гитлеровская государственная система, он несет угрозу всему человеческому, пропитывает ложью и извращает все, к чему прикасается. Поэтому вопрос об отношении к фашизму для Вайзенборна. не только общеполитический, но и вопрос личной совести каждого человека. Здесь было только два возможных решения: подчиниться и стать молчаливым соучастником творимых нацистами преступлений или выбрать борьбу, требовавшую постоянной готовности к самоотречению. Невидимый фронт борьбы с фашизмом, как это убедительно показывает Вайзенборн, проходил в Германии через души и сердца многих и многих людей.
Вайзенборн дает небольшие, но весьма выразительные портреты тех, для кого фашизм был внутренне приемлем, кто использовал обстановку террора для сведения личных счетов. Из этих отдельных зарисовок рождается собирательный образ мещанина, глубоко равнодушного ко всему, что происходит за пределами его собственных интересов, и поэтому приспособившегося к нацизму. Но не эти люди определяли для писателя будущее Германии. Были люди, и их становилось все больше, готовность которых защищать гуманистические идеалы не смогли поколебать ни жестокость гестапо, ни смертные приговоры.
В своей книге Вайзенборн создает запоминающиеся образы подпольщиков-антифашистов, участников исторической «Красной капеллы», и в первую очередь одного из ее руководителей — Харро Шульце-Бойзена, о котором он пишет с глубоким восхищением - и теплотой. Это были лучшие люди немецкой нации, люди высокой и чистой души, героические, самоотверженные, сохранившие несгибаемую волю под пытками и перед лицом смерти.
«Мемориал» — книга не только об одной антифашистской группе. Это долг памяти перед всеми, для кого был невозможен нравственный компромисс с фашизмом, кто не желал быть соучастником преступлений, кто отказывался продавать душу за возможность выжить и кто находил в себе силы сказать «нет» даже тогда, когда за это «нет» приходилось платить жизнью.
Пройдя по всем кругам нацистского ада, испытав на себе гестаповскую технику подавления человеческого в человеке, познав отчаяние и горечь утраты друзей, холод и одиночество, постоянную близость смерти, Вайзенборн не чувствует себя духовно сломленным. В своих товарищах по борьбе и заключению он открывает неиссякаемый источник душевной стойкости и благородства. «...B годы, когда человеческая жизнь стоила не больше кулька ежевики, в те годы мне открылись величие и мощь человеческого племени», — писал он в предисловии к «Мемориалу». Это итог, к которому приходит писатель в своей книге. Она читается с постоянным и неослабевающим интересом. Это человеческий документ, страстное и правдивое свидетельство человека, прошедшего «по самой середине своего времени».
Л-ра: Литературное обозрение. – 1974. – № 2. – С. 95-96.
Произведения
Критика