Питер Хёг. Тишина: музыка, церковь, цирк
Каждому человеку Всевышняя определила свою тональность - и Каспер умел ее слышать ... Именно этим предложением Питер Хёг начинает свою необычную книгу, полную потрясающих событий, непредсказуемых сплетений и небанальных сюжетных линий. Все это - на фоне внешне холодного Копенгагена.
Каспер Кроне - главный герой, всемирно известный клоун, который выступал в том числе и в «Цирке Солнца», обращается к Богу как к женщине. Он не крещен, но в молитве проходит бОльшая часть его жизни. Он необычный скрипач, он - некий музыкальный Парфюмер, который может определить звучание не только каждого человека, но и точно указать на местоположение особы, с которой разговаривает по телефону, угадать марку часов или помогать сейсмологической службе.
Однажды к нему приводят девочку, внутри которой тишина. Тишина, которую Каспер искал всю жизнь, тишина, которая была до того, как Всевышняя поставила первый компакт-диск. Затем Клара-Мария попросит его о помощи: «Меня похитили ... Найди мою маму. И приходите вдвоем за мной». И именно с этого момента книга превращается в неординарный приключенческий детектив, в который Питер Хёг впутывает, на первый взгляд, совсем не связанных героев. Каспер встречается с отцом Максимилианом, который тоже когда-то был циркачом, но потом пошел в адвокаты, с монахинями, среди которых африканка с черным поясом по восточным единоборствам, с безногим гонщиком Францем Фибером, бывшей возлюбленной, с представителями сейсмологических служб, полицейскими, которые хотят бросить его в испанскую тюрьму, тайными спецподразделениями, акушерками и одаренными детьми. Неоднократно ему будут угрожать тюрьмой в Мадриде, бесчисленное количество раз его жизнь будет висеть на волоске, но недаром Каспер - клоун, а жизнь его - цирковой манеж. Поэтому из каждой беды он выбирается с достоинством и иронией, каждый раз придумывая все новые и новые варианты, как обвести вокруг пальца, чтобы добраться цели. Очень часто в этом ему помогает не только его профессия, но и умение слышать.
Каспер натренировал свой слух с детства. Недаром, вспоминая первые сознательные годы, он говорит о звуке падающей картофелины, с которой он учился жонглировать. Если быть внимательным, из книги можно даже извлечь определенную азбуку звуков, которую трактует для себя Каспер, когда слышит эти тональности у людей:
Ре минор - тупик, смерть,
Ми минор - горе, стресс, беспокойство,
Фа минор - самоубийство,
Си минор - мир, созерцание,
Ми мажор - сияние,
Фа мажор - доверие, зеленый цвет,
Ля мажор - опасность,
Ля-бемоль мажор - сочувствие.
Книга полна чрезвычайно сочных диалогов, которых так не хватает современной литературе. Здесь герои все время балансируют на лезвии ножа, бросая друг в друга такими ремарками:
- Если ты во что-то веришь, не мог бы ты помолиться, чтобы нам помогли?
- Нельзя ни о чем просить, - пояснил он. - Во всяком случае, просить, чтобы дали другие ноты. Только о том, чтобы сыграть как можно лучше те, что у тебя есть.
или:
- В этот момент, - продолжала она, - я поняла, что люблю тебя.
- Может, ты выйдешь, - сказал он тогда. - Мне надо подтереться.
Хёг достаточно афористичный. И «Тишина» не стала исключением. Не всегда это полнокровные сентенции (вроде «Счастье - это не тогда, когда надо создавать, а тогда, когда научился отказываться», «Некоторые дети - какие-то древние души, покрытые тонким лаком инфантильности»), иногда достаточно просто остроумной метафоры: «Он улыбнулся. Это была улыбка, которая, по мнению Каспера, могла бы стать основанием для лишения водительских прав», « Что тут скажешь? За полвека мы сделали шаг из джунглей прямо в зоопарк», «возникло ощущение, что Всевышняя играет краплеными картами» и другие.
В «Тишине» максимально сближаются понятия религии и цирка. Герои часто молятся, причем не традиционным путем, а просто добрым словом. Монахини в «Тишине» могут постоять за себя, они умеют драться, стрелять и лазить по старым подземельям в поисках пропавших детей и делать операции Касперу, когда фактически можно было бы ставить на нем крест. Бог - женского рода. Восточная церковь воспринимается здесь самой светлой среди всех остальных, основным значением которой является не страдания Спасителя, а преобразования, воскрешение. Узнав об этом, Каспер подумает: «Странно, женщины могут достичь некоего подобия абсолютного счастья, не привлекая при этом никаких других мужчин, кроме Спасителя. А может, даже и его не привлекая». Восточная Церковь, с которой связаны монахини, представляется в книге прогрессивным объектом с новыми взглядами на христианство.
В книге все время сочетается несочетаемое, как и должно быть в настоящем цирке, звучит «Чакона», часто пьется арманьяк и находится подтверждение, что действительно «Всевышняя - даже в священных собраниях - придерживает клоуна до последней минуты, чтобы достать его как козырную карту из рукава».
Интересный, выдающийся детективный роман, способный приковать к себе внимание даже самого требовательного читателя.