Степной волк Германа Гессе
Вы должны научиться слушать
проклятую радиомузыку жизни,
должны чтить скрытый за нею дух,
должны научиться смеяться
над ее суматошностью.
«Степной волк» - это книга в книге, сплав сознательного и подсознательного. Здесь стерта грань между реальностью и воображением.
Главный герой произведения - Гарри Галлер, человек, который разочаровался в жизни и ищет смерти. Однако, в его жизни появляется девушка, Гермина, которая на первый взгляд воплощает полную противоположность степном волку, а именно так он себя зовет, она знает как получить удовольствие от жизни. Гермина открывает Галлеру другой мир: мир танцев, развлечений и любви. Сначала степной волк чурается этих ничтожных мещанских, с его точки зрения, занятий и потом все больше погружается в атмосферу земных утех. Он находит новых друзей, совсем иного рода, это не вежливые и любезные профессора и их жены, а женщина легкого поведения и джазовый музыкант Пабло. Они открывают ему другую сторону жизни: чувственной, легкой и непринужденной. В конце романа Пабло показывает Галлеру магический театр к которому ведут множество дверей, за каждой дверью новая, альтернативная реальность. Автор передает динамику внутренних процессов фантасмагорическим миром, по которому путешествует Галлер. Открывая те или иные двери, герой попадает в мир, где присутствуют его друзья, знакомые или люди похожи на знакомых или друзей. Это своеобразное путешествие внутрь своих внутренних Я, ибо у Галлера их много. Так путешествуя он, наконец, достигает того, к чему так стремился - своей казни, а следовательно смерти. Только Гарри не ожидал, что приговор будет не смерть, а «вечная жизнь», а наказанием - невыносимый смех.
От произведения остается странный привкус, такая двойственность ощущений, даже противоречие ощущений. Поскольку, в первой части романа главный герой предстает мыслителем, человеком, который любит одиночество, книги, классическую музыку и со скепсисом относится к чувственным удовольствиям. Во второй части Галлер подвергается чувствительным порывам и все то, что он ненавидел становится уже не ненавистным, а желанным. Эта двойственность немного сбивает с толку, трудно составить какую-то определенную мысль. Читатель вместе с героем переходит из одного состояния в другое, где существует две правды одновременно, Гарри - волк, Гарри - человек. И в конце становится понятно, что книга вовсе не о смерти, а наоборот о жизни. О жизни, которая продолжается...