Топ 10 южнокорейских фильмов
«Паразиты» - далеко не первый неанглоязычный фильм, который пробился в главную оскаровскую номинацию, но первый, который получил звание «Лучшего фильма» от Киноакадемии, не являясь при этом продуктом американского кинопроизводства.
Как сказал когда-то сам режиссер картины Пон Джун Хо, «как только вы преодолеете дюймовый барьер субтитров, перед вами откроется новый неизведанный мир увлекательных историй». Конечно, мы вовсе не пытаемся быть первооткрывателями замечательного неанглоязычного кино - все мы восхищаемся французской новой волной, итальянским неореализмом, немецким экспрессионизмом немой эры и т.д. Но как насчет маленькой страны под названием Южная Корея? Как много фильмов их производства вы видели? И знали, что образцами этого кинематографа вдохновляется не один голливудский режиссер? Победа «Паразитов» - непрозрачный намек на то, что пора исследовать нетривиальное, иногда шокирующее, иногда медитативное, но не похожее ни на что другое кино из Южной Кореи.
Воспоминания об убийстве (2003)
Реж. Пон Чжун Хо
1986 год, в корейском провинциальном городе Хвасон две местные женщины были убиты одним и тем же извращенным способом. Местный детектив и его помощник пытаются найти убийцу, а точнее - заставить признаться в содеянном первого же подозреваемого, и делают это самыми жестокими методами. К ним на помощь прибывает детектив из Сеула чтобы провести собственное взвешенное расследование. Между тем убийства не прекращаются.
Это один из любимых фильмов Квентина Тарантино. Триллер является доказательством того, что Пон Джун Хо был мастером режиссуры задолго до «Паразитов». Картина основана на реальных событиях. Пользуясь выдержанным саспенсом, автор не только рассказывает мистическую историю убийств, но и иронично разоблачает бюрократию южнокорейских полицейских.
Служанка (2016)
Реж. Пак Чхан Ук
1930-е годы, Корея находится под властью Японии. Мошенник по прозвищу Граф предлагает бедной девушке Сук-хи разыграть аферу. Он рассчитывает очаровать богатую японку Хидеки, убежать с ней в Японию, жениться, потом объявить ее сумасшедшей, упрятать в психбольницу и завладеть ее богатством. Сук-хи должна ему помочь, отправляясь на службу в поместье, где живет Хидеки. Ухаживая за своей госпожой, Сук-хи вдруг понимает, что очарована Хидеки и не готова отдавать ее в руки аферистов.
Исторический сеттинг здесь работает на контрасте с настоящей гендерной игрой, которую Пак Чхан Ук устроил для своих персонажей - все герои одновременно являются и хищниками и жертвами, мистика и загадки не раскрываются до самого финала, а эротизм этого фильма сделал его одним из самых смелых конкурсантов Каннского кинофестиваля в свое время.
Я видел дьявола (2010)
Реж. Ким Джи Ун
Маньяк жестоко убил и расчленил дочь полицейского чиновника в отставке. Девушка была невестой специального агента Ким Су-Хена и ждала ребенка. Желание мести становится для героя целью его жизни. Су-Хен проверяет всех извращенцев, кто стоит на учете в полиции, быстро находит нужного, но не спешит тянуть его в полицию. У спецагента свой план действий.
Еще один образец азиатского криминального боевика, который в свое время был жестоко отцензурирован в Южной Корее чтобы попасть в прокат. Триллер довольно кроваво исследует, как в погоне за справедливостью может стираться грань между добром и злом. Картину не раз собирались переснимать в Голливуде, а Николас Виндинг Рефн внес ее в список своих любимых боевиков.
Поезд в Пусан (2016)
Реж. Ён Сан Хо
Главный герой - сеульский инвестиционный менеджер, эгоист и трудоголик, развелся и воспитывает дочь 8 лет. В свой день рождения она просит отца свозить ее на поезде к матери, которая живет в Пусане. Между тем на улицах столицы несколько неспокойно - проносятся полицейские машины и скорые. Уже в дороге они узнают, что страну накрыл загадочный зомби-вирус, а зараженные есть даже среди пассажиров.
Все сторонники зомби-ужастиков - вам сюда. Блокбастер Ёна Сан Хо называют чуть ли не новым «28 дней спустя» - нашпигованный экшеном, это один из самых оригинальных зомби-фильмов XXI века, который вдохновляется эстетикой «Войны миров Z», умудряясь при этом быть еще и политическим высказыванием.
Жажда (2009)
Реж. Пак Чхан Ук
Уважаемый прихожанами священник добровольно принимает участие в испытании экспериментальной вакцины от смертельной болезни. В результате он заболевает, умирает, а потом оживает. Вскоре у священника улучшается зрение и появляются другие интересные навыки - умение летать, быстро восстанавливаться, а также непреодолимое желание пить человеческую кровь.
Вампирская тема еще никогда не покоряла Канны, пока в 2009 году там не явился Пак Чхан Ук и не забрал Приз жюри за «Жажду». Это кино о любви, грехе и искуплении, но выполнен он в уникальной странной манере южнокорейского кинематографа. Конечно, было бы совсем неправильно называть его исключительно мистической мелодрамой - здесь хватает и философской притчевости, и сатиры, и немного мейнстримного триллера.
Пылающий (2018)
Реж. Ли Чхан Дон
Главный герой - молодой писатель Чжонсу живет на ферме у границы с Северной Кореей. Однажды Джонсу встречает подругу детства, которая превратилась в прекрасную женщину. Но роман внезапно прерывается - девушка едет в Африку, а возвращается оттуда уже с новым кавалером с европейским именем Бен, дорогой машиной и красивой квартирой в Сеуле. Бен, улыбчивый и всегда любезный, однажды непринужденно сообщает Чжонсу о своем странном хобби - поджигать здания.
Один из лучших фильмов 2018 года, получивший приз FIPRESCI, является экранизацией рассказа Харуки Мураками. «Пылающий» - неторопливый триллер, который залезает под кожу зрителю и заставляет сомневаться в реальности.
Вторжение динозавра (2006)
Реж. Пон Чжун Хо
Во время утилизации формальдегида с американской военной базы в реку Хан выливается огромное количество токсичных веществ. Через некоторое время в реке заводится страшное чудовище, которое однажды вылезло на берег в Сеуле погонять туристов и на глазах у зеваки-отца проглотило маленькую девочку.
А мы опять о Пон Чжун Хо. Режиссер знал как удивить публику, снимая этот комедийный хоррор. «Вторжение динозавра» сразу нарушает все западные конвенции жанра: чудовище в полный рост показывают уже в первые минуты фильма, а остальное время посвящено комическим приключениям дисфункциональной семейки, которая спасает младшую дочь из логова монстра.
Олдбой (2003)
Реж. Пак Чхан Ук
1988 год. Обычного отца семейства О Де-су похищают неизвестные. Мужчина приходит в себя в комнате без окон, которая станет его тюрьмой на долгие годы. При этом герой так и не узнает, что за безумец приговорил его к такому ужасному заключению. Проходит 15 лет, О Де-Су снова на свободе и мечтает о мести. Все, что у него есть: кошелек, набитый деньгами, и мобильный телефон, на который поступает звонок от незнакомца, который диктует ему правила игры.
До «Паразитов» самым известным фильмом из Южной Кореи был именно «Олдбой» - напряженный триллер Пака Чхан Ука, который получил Гран-при Каннского кинофестиваля и обзавелся не слишком удачным американскими ремейком от Спайка Ли. «Олдбой» прекрасен не только саспенсом, и неожиданным финалом, но и техническим совершенством - вспомнить хотя бы сцену драки в коридоре, снятую одним кадром.
Весна, лето, осень, зима ... и снова весна (2003)
Реж. Ким Ки Дук
Это история про двух монахов, живущих в плавучей хижине на озере, окруженной горами. По мере смены времен года их души наполняются энергией, что ведет как к чувству одухотворенности, так и к трагедии. Под строгим наблюдением старого монаха молодой познает потерю невинности, любовь, преступную зависть и одержимость, цену искупления и просветления опытом.
Ким Ки Дук сделал себе имя режиссера,который не боится шокировать ни потоками крови, ни инцестом, ни сценами издевательства над животными. Однако насилие и натурализм, которые порой смущали зрителя в его ранних картинах, на этот раз демонстративно оставлены за кадром. Конечно, это не убавляет градуса психологизма, который здесь отражен в монтаже и крупных планах.
Поэзия (2010)
Реж. Ли Чхан-дон
В провинциальном городе живет эксцентричная пенсионерка Ми-джа с внуком-школьником. Она посещает курсы стихосложения в местном доме культуры. Впервые в жизни Ми-джа пишет стихотворение и находит красоту в обыденном, на что никогда не обращала особого внимания. Ей кажется, что теперь она наконец заметила то, что раньше просто видела, и приходит в восторг. Однако неожиданные события спускают Ми-джу с небес на землю.
Получив в Каннах награду за лучший сценарий, Ли Чхан Дон доказал, что является редким автором,который умеет говорить о высоком, вечном, трагикомическом, не впадая в назидательность и банальность. Эту картину о прекрасной и жестокой жизни до сих пор считают образцом философского южнокорейского кино.