Как в кино: 7 классических фильмов о карантине и самоизоляции
Кино, сериалы и книги могут не только развлечь во время карантина, но и убедительно проиллюстрировать его базовые правила. Если вы уже устали от фильмов о зомби, а "Заражение" Стивена Содерберга слишком пугает своим реализмом, то вот еще несколько хороших и актуальных фильмов для просмотра.
Осторожно! В тексте - спойлеры.
1. Чужой / Alien, 1979
Инопланетная угроза проникает в человеческий организм через дыхательные пути. После заражения больной определенное время выглядит нормально, но впоследствии возникает осложнение - из груди вырывается монстр, который убивает всех, кроме героини Сигурни Уивер и ее кота.
Чтобы в фильме выжил хоть кто-то, кроме главной героини, она имела бы полное право сказать: "Я вас предупреждала". Она отказалась впускать трех членов команды, которые вернулись из экспедиции, и один из них имел четкие признаки заражения - к его лицу прилип монстр.
Однако инфицированный все же попал внутрь, паразит превратился в монстра с кислотой вместо крови, а зрители получили один из лучших космических фильмов ужасов.
В конце ленты героиня Уивер демонстрирует еще один важный принцип карантина - необходимость регулярной уборки и проветривания помещения, даже если для этого нужно разгерметизировать космический корабль. Если у вас нет такой возможности, по крайней мере регулярно протирайте пыль.
Чему мы научились из фильма: карантин надо соблюдать; начальник, который находится на карантине, не может приказать выпустить его; вы отвечаете за своих домашних питомцев; нужно проветривать помещение.
2. Нечто / The Thing, 1982
К исследовательской станции в Антарктике прибивается собака. Впоследствии становится понятно, что пес был не настоящим, а инопланетным организмом, который поглощает и имитирует земных существ. Герои настороженно переглядываются и строят догадки, кто из них уже может быть "зараженным".
"Никто никому не доверяет и все мы очень устали", - делает запись в дневнике главный герой. А ученый, проанализировав данные и спрогнозировав вероятное распространение заражения, понимает, что инопланетный организм не должен покинуть станцию - поэтому выводит из строя транспорт и компьютеры.
Выявить монстра удается благодаря тесту крови, но в итоге все равно приходится все подорвать и сжечь.
Чему мы научились из фильма: животные могут быть переносчиками инфекции; единственный надежный способ диагностики - корректно и профессионально проведенные анализы; термообработка является эффективным средством против вредителей.
3. Остров мертвых / Isle of the Dead, 1945
События фильма разворачиваются в 1912 году на одном из греческих островов, где после кровопролитных боев и под угрозой эпидемии группа людей вынуждена остаться на карантине.
Пока рациональные герои прислушиваются советов медика, избегают физического контакта и соблюдают меры гигиены, местная женщина имеет свое мнение по этому поводу: "Мойте руки сколько угодно, вы не смоете зла".
Женщина объявляет ответственным за болезни молодую девушку и начинает убеждать в этом всех остальных. Рисовать пеплом кресты и ночи напролет нашептывать заклинания под дверью несчастной, пока и сама не начинает верить в свою ответственность за эпидемию.
Драматизм фильма держится на тонкой грани рационального и иррационального, веры в проклятие или вирусы, обряды или медицину.
Чему мы научились из фильма: нужно мыть руки; предрассудками и мистическими обрядами легче свести с ума, чем вылечить.
4. Большая жратва / La Grande Bouffe, 1973
Четверо мужчин среднего возраста самоизолируются на французской вилле, где планируется объесться до смерти.
Звезды французского и итальянского кинематографов, в частности Марчелло Мастроянни, играют заядлых гурманов, которые потеряли вкус к жизни, запаслись продуктами и планируют много есть.
Борщ, перепелки, пироги, алкоголь, запеченные поросята, мидии и торты - гедонистический рай превращается в ад и в конце концов герои достигают того, для чего они самоизолировались.
Чему мы научились из фильма: если вы собираетесь выходить из самоизоляции, важно подумать не только о запасе продуктов, но и о режиме питания, диете и о физических нагрузках.
5. Сияние / The Shining, 1980
Герой Джека Николсона изолируется не с друзьями, а с женой и сыном. Они всю зиму должны ухаживать за удаленным отелем пока там нет посетителей.
"Это именно то, что мне нужно", - говорит главный герой, когда ему объясняют суть работы и угрозы уединения для психики. Он собирается писать книгу и убежден, что несколько месяцев в одиночестве - помогут сконцентрироваться.
И он пишет, пишет, пишет. Много и упорно. Жена и сын тоже ищут себе развлечения в гигантском пустом отеле. Однако что-то идет не так и героям начинают мерещиться загадочные фигуры, а персонаж Джека Николсона становится раздражительным и начинает слоняться по коридорам с топором.
Чему мы научились из фильма: будьте терпеливы и чуткими к своим родным; наблюдайте за изменениями в их поведении; не соглашайтесь на предложение воображаемого бармена налить вам стаканчик.
6. Окно во двор / Rear Window, 1954
Герой привык к активному образу жизни, он фотограф и много путешествует. Однако теперь он, сломав ногу, оказался в гипсе и вынужден провести в стенах своей небольшой квартиры длительное время.
Вместо того, чтобы сидеть часами в интернете, тем более его еще не изобрели, герой решает познакомиться со своими соседями. Сохраняя при этом удобную для себя дистанцию - наблюдает за ними из окна своей квартиры.
В одном окне - вечеринка, где мужчины вьются вокруг хорошенькой танцовщицы. В другом - женщина репетирует запланированное свидание. Кто-то страдает в муках творчества, а кто-то, кажется, убил свою жену.
Главный герой, хотя и ограничен в движении, но решительно настроен разобраться в ситуации, даже если полиция ему не верит.
Чему мы научились из фильма: будьте внимательными к нуждам других; поддерживайте контакты с внешним миром; соблюдайте безопасную дистанцию и уважайте личное пространство.
7. Будучи там / Being There, 1979
Главный герой провел в добровольной самоизоляции практически всю свою жизнь, он ухаживал за садом и смотрел телевизор. Однако после смерти работодателя, он вынужден покинуть родные для него стены и столкнуться с реальной жизнью.
Все, что герой знает о внешнем мире, он узнал из телевизора, однако случайно он оказывается в высоких политических кругах. Герой выглядит непринужденно и поддерживает разговоры на любые сложные темы общими фразами из опыта садоводства.
Благодаря непринужденности, метафоричности и многозначности языка, отсутствие компрометирующего прошлого и собственных интересов, героя всерьез рассматривают как кандидата в следующие президенты США.
Чему мы научились из фильма: уделите время саморазвитию и нахождению душевного равновесия; не теряйте связь с реальностью; помните, что карантин закончится.