80 лет Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет. Не будет преувеличением охарактеризовать его как "крестного отца" анимации в Японии, а многие даже могут сказать и о чрезвычайном влиянии на мировую анимацию.
С момента его режиссерского дебюта в 1979 году его добрые и необычные мультфильмы приобрели огромную популярность и стали культурными символами.
"Унесенные призраками" (2001) почти двадцать лет был наиболее касовым фильмом Японии, в то время как другие работы, такие как "Мой сосед Тоторо", стали классикой.
Миядзаки и его студию "Гибли" (Ghibli), которую он основал в 1985 году, часто называют японским ответом Уолту Диснею, но эти сравнения скорее излишни - творчество Миядзаки является оригинальным и неповторимым.
Отличительными чертами мультфильмов Миядзаки является его пышные детализированные пейзажи и его вдумчивость в освещении серьезных тем, таких как война, уничтожение природы человеком и идентичность.
"Во-первых, они очень красивые и эмоционально очень честные, - говорит исследовательница анимации Хелен Маккарти. - Зрители повсюду воспринимают это".
"Во-вторых, они многослойные, и дети, и люди на более поздних этапах жизни также могут найти в них смысл. И, в-третьих, они являются индивидуальными произведениями искусства".
Несмотря на объявление о завершении карьеры в 2013 году, уже в 2017 Миядзаки начал работать над новым мультфильмом "Как поживаете?".
Пацифист, эколог, феминист
В детстве, в годы Второй мировой, Миядзаки пришлось бежать из родного города во время авианалета. Он вырос в послевоенной Японии, и стал свидетелем быстрой модернизации и быстрого разрастания городов.
Эти переживания произведут неизгладимое впечатление на Миядзаки. Он продвигал в своих фильмах антивоенные идеи и идеи защиты окружающей среды, которые были редкостью, когда его творчество начиналась.
Он также известен своими сильными женскими персонажами, на создание которых, по мнению профессора Нейпир, Миядзаки вдохновила его покойная мать.
Хотя молодые героини являются распространенными в японской анимации, в отличие от других, его персонажи не являются инфантильными или сексуализированными.
"Это не политически замаскированные мужские характеры, они женские: заботливые и сострадательные, независимые, умные и любознательные", - говорит профессор Нейпир.
Он вдохновлял молодых художников и продолжает вдохновлять
Несмотря на сложную тематику, фильмы Миядзаки известны своей тихой невинностью и уважением к своей молодой аудитории.
"То, что мы пытаемся сделать с моими друзьями с 1970-х годов, - это попытаться немного успокоить ситуацию: не просто засыпать шумом и отвлекать, а идти путем детских эмоций и чувств, когда мы снимаем фильм", - сказал он в интервью в 2002 году.
"Если вы остаетесь верными радости, удивлению и сопереживанию, не нужно нуждаться в насилии и экшене. Это наш принцип".
Он вдохновил новое поколение аниматоров, в первую очередь Джона Лассетера, основателя американской анимационной студии Pixar, и японского режиссера Макото Синкая, автора популярного мультфильма "Твое имя" (2016).
Миядзаки пытался уйти на пенсию - по сообщениям, по крайней мере, шесть раз - но, похоже, он не закончил рассказывать свои истории.
В нескольких интервью, которые он дал прессе, режиссер-отшельник говорил о том, что ему нужно продолжать снимать фильмы.
"Я считаю, что детские души являются наследниками исторической памяти от предыдущих поколений. Просто по мере того, как они становятся старше и познают повседневный мир, их память уходит под воду все ниже и ниже. Я чувствую, что мне нужно снять фильм, который достигнет этого уровня. Если бы я мог это сделать, я бы умер счастливым ", - сказал он в 2005 году.