Что знает Фрэнсис МакДорманд?
Любомир Филипов
Формат мини-сериалов всегда нравился мне больше, чем многосезонники. Очень сложно удержать планку повествования и сохранить градус интереса на протяжении нескольких сезонов. Да, много сериалов смогли это сделать, но ещё больше канули в Лету. Кто в своём уме может искренне назвать последние пять сезонов «Сверхъестественного» хорошими? Полагаю, что полный безумец. Глупые воскрешения, самокопирование — дешёвые сценарные ходы, которые работают исключительно из-за того, что люди просто хотят узнать, чем же это наконец закончится.
«Что знает Оливия?» по факту является фильмом, разбитым на четыре часовые серии. Каждая из них показывает определённый момент времени в семье Оливии (Фрэнсис МакДорманд) и Генри (Ричард Дженкинс). Если меня попросят описать фильм одной сценой, то на ум придёт та, где Генри дарит жене цветы и открытку, она отвечает что-то вроде «спасибо, очень приятно», а потом открытка оказывается в мусорке. Любовь мужа остаётся без внимания Оливии, но он продолжает делать ей сюрпризы. Сын Кристофер всё дальше отдаляется от матери с отцом, боясь сказать лишнее слово или вовсе быть неуслышанным. Так и рождается семья, где сидя за совместным ужином каждый остаётся один на один со своим одиночеством.
Фрэнсис МакДорманд определённо звёздочка. Сложно пройти мимо её актёрского таланта и не проникнуться им. Мимика, движения, даже обычный поворот головы наполнены (прочитал это в какой-то статье, когда выбирал сериал на вечер) литературой. И это определённо так на миллион процентов. Вообще, по части актёрской игры сериал великолепный. Хотя почему «вообще»? В сериале на высоком уровне огромное количество аспектов: не только актёрская игра, но и сценарий, музыка, режиссура, операторская работа. Ещё здесь есть Билл Мюррей. Когда смотришь первые три серии и в открывающих титрах слышишь его имя чуть ли не первым, то ждёшь, что он будет одним из главных действующих лиц. Да, он важен для сюжета, но появляется только в последней серии. Стоит признать, что появляется эффектно, с присущим ему юмором.
Сначала может показаться, что сериал очень бытовой, приземлённый, но именно на этом уровне он раскрывается всеми возможными смыслами. Рассказать о боли утраты и неоправданных ожиданиях проще всего в знакомой человеку обстановке. Самая обычная жизнь (как у нас всех) показывает самые обычные проблемы. Это важно, поскольку нам всегда кажется, что мы одни страдаем. Одни находимся в муках выбора, в клетке неподходящего партнёра или обычной рутине. Но это не так. Сериал вскрывает каждую из этих проблем, добавляет ещё сверху и позволяет со стороны взглянуть на свои поступки и поведение. Произведение-исповедь о том, как важно рефлексировать на тему собственного «я» и как это собственное «я» контактирует с окружающим миром. В какой-то момент Оливия перестаёт быть учительницей, читающей нотации своим ученикам. В пустом классе она садится за парту и сама начинает учиться. Один на один с собой героиня понимает, что всю свою жизнь прожила в холоде. Искупление приходит, но уже всё упущено. На своём примере Оливия рассказывает зрителю, что нужно чаще думать о близких и о тех словах, которые мы им говорим — важно не быть чёрствым сухарём в окружении тех, кто тебя искренне ценит и любит.
Телеграм-канал автора: https://t.me/ftdofficial