30.07.2021
Всё о кино
eye 1305

Успех «Русалочки» и возрождение диснеевских традиций

Русалочка Диснея

В 2019 году Disney установила целый ряд кассовых рекордов, заработав больше 11 миллиардов долларов. Имея в арсенале целый ряд мощных киностудий - Marvel, Lucasfilm, Pixar, Walt Disney Animation, а теперь еще и 20th Century (ранее Fox) - кажется, что этот концерн еще долго будет главным игроком на кинорынке. Но так было не всегда. Если отмотать на несколько десятков лет назад, то можно увидеть компанию со славной историей, но туманным будущим, которая никак не могла определиться, что именно и для кого хотела снимать. Но 30 лет назад на большие экраны вышла «Русалочка», которая начала эпоху возрождения компании и определила развитие Disney минимум на ближайший десяток лет.

Провал «Черного котла» 1985 почти закрыл анимационную студию компании Disney. Тогда компания только сменила руководство, и ее возглавил Майкл Айснер, который признавался, что они делают мультфильмы скорее из уважения к Уолту Диснею. В 1987 году, когда он давал это интервью, он еще не знал, что именно анимация позволит студии восстать из забвения и миллиарды людей сегодня будут искать их актуальные творения – новинки, мультфильмы 2021 года.

Перезагрузка компании Дисней

Первые кусочки будущего успеха начали складываться еще за несколько лет до выхода «Русалочки». Так, ответственным за Walt Disney Animation назначили амбициозного и рискового Джеффри Катценберга, который больше всего любил деньги и себя. Он решил «перезагрузить» анимационное крыло компании, которое в то время состояло преимущественно из студентов, которые только закончили обучение, и ветеранов, которые уже ничего не хотели. Катценберг начал проводить так называемые «шоу с гонгом» (Gong Show) - питчинги, на которые каждый сотрудник должен был предложить три идеи для мультфильма, и уйти из комнаты, если услышит удар гонга.

Именно на одном из таких питчингов Рон Клементс предложил снять мультфильм по мотивам «Русалочки», сказки Ганса Христиана Андерсена, которую он недавно увидел в магазине. Но Катценберг и Айснер идею не оценили. Они решили, что еще одна история о русалке им не нужна, ведь на тот момент компания уже готовила сиквел «Всплеска», хита 1984 с Томом Хэнксом. (Если кому интересно, то этот сиквел вышел на год раньше «Русалочки» сразу в телеэфир, и ни Том Хэнкс, ни Дэрил Ханна к своим ролям не вернулись). Однако Клементс так быстро не сдался, и на следующий день после питчинг еще раз обратился к Катценбергу. Тот, на удивление, передумал и дал проекту «зеленый свет».

Но это был только первый шаг к будущему успеху. Дело в том, что в своей начальной форме «Русалочка» мало напоминала фильм, который мы все знаем. Это была более точная экранизация произведения Андерсена. Все изменилось после 1987 года, когда на экраны вышел «Оливер и компания», новый мультфильм Walt Disney Animation. Это было переиначивание дикенсовской истории Оливера Твиста, где все герои были животными. И одну из песен для этого мультфильма позвали написать Говарда Эшмана. Сотрудничество с поэтом-песенником так понравилась компании, что они пригласили его присоединиться к работе над их следующим мультфильмом, «Русалочкой». Он взял с собой своего композитора, Алана Менкена. Именно этот творческий дуэт сделал «ренессанс Disney» возможным.

Эшман убедил Клементса и Маскера, режиссеров «Русалочки», полностью изменить структуру мультфильма. Он предложил сделать из него полноценный бродвейский мюзикл, где песенные номера - не просто развлечение, а краеугольный элемент сюжета. И вместо того, чтобы просто добавлять песни в готовый мультфильм, строить мультфильм вокруг песен. Он также предложил превратить помощника Ариэль из чопорного английского слуги Кларенса в ямайского краба Себастьяна, чтобы добавить в саундтрек немного мотивов регги.

Сотрудничество с композиторами и музыкантами

По сути, Эшман и Менкен впервые предложили для Disney новый формат сотрудничества с композиторами - не просто как с аккомпаниаторами, а как с полноценными участниками творческого процесса. И эти традиции компания сохраняет до сих пор. Например, в минисериале «Into the Unknown: Making Frozen 2», который рассказывает о создании сиквела «Ледяного сердца», можно увидеть, насколько Роберт Лопес и Кристен Андерсон-Лопес тесно сотрудничают со всей съемочной группой мультфильма. Всем, кто любит смотреть фильмы онлайн, рекомендуем этот сериал. Так же и Эшман с Менкеном непосредственно влияли на процесс создания «Русалочки». Например, выбирали актеров.

ледяное сердце. Мультфильм

Именно Эшман предложил пригласить Джоди Бенсон, малоизвестную бродвейскую актрису на роль Ариэль, хотя Катценберг и компания хотели найти кого-то известного. Так же Эшман убедил Катценберга оставить в мультфильме песню «Part of Your World», которую заслуженно считают одной из лучших среди диснеевских песен. На тестовых показах детям она не очень понравилась, поэтому Катценберг хотел ее вырезать, однако Эшман настоял, что она необходима для понимания главной героини, проведя параллель с «Somewhere over the Rainbow» из «Волшебника страны Оз».

Финансирование

Но для действительно успешного фильма был нужен последний, но очень важный элемент - деньги. После провала «Черного котла» студию Walt Disney Animations вообще выселили из Голливуда, расположив аниматоров в огромных ангарах в окрестностях Лос-Анджелеса. И этот коллектив вряд ли имел бы деньги для яркой анимации, если бы не успех «Кто подставил кролика Роджера» 1988 года. Фильм, которому присоединились и аниматоры Disney, заработал 330 миллионов при бюджете в 50. Компания неожиданно получила мощные финансовые вливания, которые направила в анимацию «Русалочки». Одних только пузырей для подводного мира нужно было нарисовать более миллиона, поэтому часть анимации пришлось отдавать на аутсорс. К счастью, деньги на это уже были.

Таким образом, успех «Русалочки», а вместе с ним и возрождения славных традиций диснеевской анимации, были бы невозможны без сочетания сразу многих факторов: настойчивости Клементса, рискованности Катценберга, таланта Эшмана и Менкена, кассового успеха «кролика Роджера». Все вместе они позволили перевернуть темную страницу в истории компании и создать A Whole New World, который теперь принадлежал Disney.

Читати також


Вибір редакції
up