11.08.2021
Борис Пастернак
eye 857

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака

Борис Пастернак. Критика. Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака

ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-8

Н. А. Задумина

N. A. Zadumina

PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF BORIS PASTERNAK'S POETRY

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main charac­teristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Uni­verse. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak's poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak's main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the hu­man existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in na­ture - it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak's philosophy is life-asserting and optimistic.

Key words:philosophical problems, depth and dynamics of thought, the problem of existence, awe of life, love is the fundamental principle of life, hymn to details, his own vision of the world, life-asserting and optimistic.

Б. Л. Пастернак - один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, худож­ник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впус­тил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги. <...>
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.[1]

(«На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание ук­репить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии» [1, с. 556].

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия - листва по­эзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской ли­рике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, челове­ческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и приро­ды. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», - справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках [2].

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографиче­скими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой; гостями дома были Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конеч­ном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обоб­щающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко­-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге (Германия). И хотя оконча­тельный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тема­тике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Поэзия Б. Пастернака - это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом.

В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати» [3].

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, - в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что лени­вый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не пред­ставляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема - проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует - и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.[2]

(«Давай ронять слова»)

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она - неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многооб­разных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что спо­собна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.2

(«Январь 1919 года»)

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя - жизнь», - говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.2

(«Как бронзовой золой жаровень...»)

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудро­стями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это - не большая хитрость.2

(«Любить иных - тяжелый крест...»)

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

О Господи, как совершенны
Дела твои, - думал больной, -
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.[3]

(«В больнице»)

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть - это, скорее, переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небы­тия не существует. Об этом - стихотворение «Уроки английского». Название кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются, да и какие это уроки? Дездемона, умирая, ры­дает по иве; Офелия уходит из жизни «с охапкой верб и чистотела». О чем заключительные строки стихотворения, которым надлежит раскрыть его суть? Вот они:

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,
Входили, с сердца замираньем,
В бассейн вселенной, стан свой любящий
Обдать и оглушить мирами.1

(«Уроки английского»)

Героини, отвергнув «горечь грез», открывают себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами - не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь - не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном - это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт про­водит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей воз­любленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова...» на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно - некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье - лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.3

(«Давай ронять слова…»)

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех обликов жизни.

Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуло­вимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным каче­ством. Это - изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утверди­тельность, достойные того, чтобы быть воспетым:

Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Все рвется музыкою стать,
И все на рифмы просится.[4]

(«Красавица моя, вся стать.»)

Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия - своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству - стихотворение «Давай ронять слова...». Настоящему творцу «ничто не мелко»: он

Погружен в отделку
Кленового листа.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Жизнь существует в подробностях, в деталях - в этом разгадка ее тайны. Описать - зна­чит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна - «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям - порою необычным - стано­вится гимном самой жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества - «Во всем мне хочется дойти…». Че­ловек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.[5]

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность - проклятье».

Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя - жизнь» состоит из медиативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Опреде­ление творчества». В контексте этих стихотворений, искусство - вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.[6]

(«Определение поэзии»)

В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная - место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастает в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,
Вихрь, обрывки бешеной слюны.
Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы
Или с сардонической сосны?6

(«Болезнь земли»)

Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник, по Пастернаку, тесно связан со своим време­нем, но он - и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия. В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Ангуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задаче художника. Поэт уподобляется в стихотво­рении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующе­му ответственность за мировую жизнь.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.[7]

(«Ночь»)

Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их неповторимость и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выраже­ния: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него, поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого».

Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни. Мир несовершенен, но он существует, и это прекрасно.

Список литературы

  1. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Собр. соч.: в 4 т. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. - Т. 2. - С. 556.
  2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. - М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3.
  3. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. - М.: Эксмо, 2008. - 634 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010


[1] Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

[2] Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

[3] Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

[4] Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1985.

[5] Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

[6] Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1985.

[7] Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

Читати також


Вибір редакції
up