Мир людей и мир машин в рассказах Рэя Брэдбери

Мир людей и мир машин в рассказах Рэя Брэдбери

Е. И. Сибирцева

Тема технического прогресса, искусственного интеллекта, сосуществования людей и машин одна из ключевых в мировой фантастике. Рэй Бредбери продолжает традиции своих предшественников — Жюля Верна и Герберта Уэллса, а также своих современников Флэша Гордона и Бака Роджерса. Цель нашей статьи — рассмотреть особенности мира людей и мира машин, представленных в рассказах Р. Брэдбери, а также взаимодействие этих миров и их связь.

Мир людей — это одна из основных тем, которую Р. Брэдбери исследует в своем творчестве. Какие они — люди? Как они изменятся через столетия? Как их изменит технический прогресс? Брэдбери постоянно поднимает эти вопросы в своих рассказах, каждый рассказ — это вариант развития событий. Для анализа нами выбраны рассказы из сборника «Человек в картинках», а также рассказы «Маятник», «Чепушинка», «Путешествие во времени», «О странствиях вечных и о Земле», «Подмена».

В рассказе «О странствиях вечных и о Земле» [1] машина времени позволяет продлить жизнь на два месяца гениальному писателю

Тому Вулфу. Благодаря этому он пишет еще одну книгу, которая делает его бессмертным на целые поколения. Машина позволяет изменить ход истории, ход времени, человек становится более могущественным, преодолевает смерть. Представляется интересным, что в рамках одного рассказа встречаются и вымышленные изобретения (машина времени), и изобретения устаревшие даже на сегодняшний день (телетайп).

В рассказе «Кошки-мышки» [2, с. 248] машина времени — это способ спасения из неприглядного и ужасного будущего, способ обрести свободу, хотя бы на несколько дней. Однако страшный мир создают сами люди, войны, несвобода, болезни — это спутники мира людей. В финале рассказа герои исчезают в машине времени:

«За миг до того, как исчезнуть, Сьюзен взглянула в окно — там была зеленая лужайка, лиловые, желтые, синие, алые стены, струилась, как река, булыжная мостовая; среди опаленных солнцем холмов ехал крестьянин верхом на ослике; мальчик пил апельсиновый сок, и Сьюзен ощутила вкус душистого напитка; в тени дерева стоял человек с гитарой, и Сьюзен ощутила под пальцами струны; вдали виднелось море — синее, ласковое, — и волны подхватили ее и понесли. И она исчезла. И муж ее исчез» [2, с. 276].

Мир жизни и людей передан через предметы; машина времени, давшая надежду на спасение, поглощает героев.

А. Макарова и Н.С. Бочкарева в статье «Тема технического прогресса в рассказе Р. Брэдбери «Вельд» отмечают, что «тема технического прогресса является конфликтообразующей, сталкиваются воображаемое и реальное. С одной стороны, механизированная комната — гениальное изобретение... с другой стороны чудесная иллюзия становится чудовищной реальностью» [4, с. 167]. С нашей точки зрения, Брэдбери поднимает тему замещения механизмами человека. Комната берет верх над детьми, овладевает их душами, становится им ближе родителей, дети делают выбор в пользу комнаты, жертвуя родителями. Тема овладения техникой душами и умами человека — одна из сквозных в рассказах Р. Брэдбери.

В рассказе «Корпорация «Марионетки» [2, с. 343] Брэдбери рассуждает о том, сможет ли техника заместить человека. Герой рассказа, Брэйлинг, неудовлетворен своей семейной жизнью, поэтому заказывает свою копию:

«Эта марионетка — я до кончиков ногтей. Я был дома весь вечер. Я пробуду дома весь следующий месяц. А тем временем после десяти лет ожидания некий джентльмен побывает в Рио. Когда я вернусь из Рио, Брэйлинг-два отправится обратно в ящик» [2, с. 348].

Кукла выполняет все функции хозяина и дает право ему на свободу и такую жизнь, как ему хочется, но в итоге Брэйлинг-2 начинает жить свое жизнью:

«Марионетки должны двигаться, а не лежать. Как бы тебе понравилось почти все время проводить в ящике? <...> Никак бы не понравилось. Я функционирую. Меня невозможно отключить. Я тоже живой, и у меня есть чувства» [2, с. 353].

В финале рассказа кукла замещает своего хозяина, остается только «некто».

Мотив замещения куклами людей встречается и в других рассказах:

«Куклы в рост человека, механические, не на нитках, секретные, сделанные под настоящих людей. На черном рынке их можно купить за десять тысяч. Можно заказать свою точную копию.

Если осточертели знакомые лица, можно послать куклу вместо себя, которая будет пить вино, сидеть на обедах, здороваться, обмениваться сплетнями» («Подмена» [1]).

В рассказе «Город» [2, с. 357] снова встречается сюжет, когда машины обретают разум, начинают жить своей жизнью и берут верх над людьми. Город действует подобно слаженному механизму:

«Информация, отпечатанная на перфоленте, пошла, передаваемая жёлтыми зубчатыми колесиками, от одной машины к другой. Щёлк-щёлк- щёлк-щёлк. Затикал подобно метроному вычислитель. Пять, шесть, семь, восемь, девять. Девять человек! Застрекотало печатающее устройство и мгновенно отстучало это известие на ленте, которая скользнула вниз и исчезла. Щёлк-щёлк-щёлк- щёлк» [2, с.350].

Более того, у абстрактного города появляются человеческие черты: нос, уши, глаза, — город обретает чувства и начинает жить как живой организм:

«Вентялиционные шахты вдыхали и выдыхали воздух, смешанный с табачным духом изо рта пришельцев, с запахом зелёного мыла, который шёл от рук. Глазное яблоко и то источало едва уловимый запах. Город подмечал всё это. Сводная информация отсылалась дальше, чтобы там к ней прибавились новые данные. Хрустальные окна поблёскивали, Ухо всё туже натягивало свои барабанные перепонки... город всеми органами чувств, как невидимый снегопад, навалился на пришельцев, подсчитывая их вдохи и выдохи, глухие удары сердец, город вслушивался, всматривался, пробовал на вкус» [2, с. 364].

Люди оказываются в западне, механизмы города сильнее их. В финале рассказа город создает машины-копии людей и отправляет их в ракете на Землю для уничтожения человечества. Таким образом, разум искусственный соперничает с человеческим и оказывается сильнее. Пространство и время города оказываются огромными: время ожидания мести — двадцать тысяч лет; расстояние от Земли — миллиарды миль, в сравнении с такими масштабами человеческая жизнь и сам человек — просто песчинка.

Захват людей марсианами в рассказе «В урочный час» [2, с. 371] происходит с помощью маленьких механизированных шариков, в которые играют дети:

«Это было что-то вроде шарика на пружинке. Мышка бросила шарик, пружинка растянулась до отказа... и шарик исчез. <...> Она согнула палец крючком, шарик вновь очутился у нее в руке, и она защелкнула пружинку» [2, с. 378].

Диковинные вещи «штуковины, финтифлюшки, пустяковинки, барахлинки, штучки- дрючки, чепушинки, ерундовины и пр.» в рассказе «Чепушинка» [1] уничтожают сначала врагов героя, а потом и его самого.

Мысль, что искусственный интеллект уничтожит человека встречается и в других рассказах. Автор так описывает победу роботов над человечеством в рассказе «Маятник»:

«С каждым поколением механизмы становились все более сложными и совершенными, пока не настал день, когда появилась возможность предоставить им все управление городом — под надзором одного или нескольких людей. И тут у какого-то робота вспыхнула искорка разума; и он начал думать, медленно, но с абсолютной точностью начал себя совершенствовать. Скорее всего он делал это втайне от людей. И так продолжалось до тех пор, пока он не превратился в весьма эффективную, самостоятельную машину, обладающую мозгом. Он-то и спланировал восстание».

Представляется интересным, что техника, механизмы во многих рассказах встречаются с самых первых строк: машина «жук» в рассказе «Чепушинка», маятник в одноименном рассказе, пишущая машинка в рассказе «Наблюдатели», чудесные шарики в «Урочном часе», механизм в рассказе «Куколка»; рассказы Брэдбери переполнены описаниями всевозможных устройств.

Победа человека над машинами возможна в двух ситуациях: человек своею волей не двигает прогресс (рассказ «Путешествие во времени», когда путешествия, в которое все верили, на самом деле не было); человек уничтожает машины (рассказ «Ржавчина»).

По замыслу Брэдбери, человек способен создать сказочно прекрасный мир, если он не вмешивает в это машины, не нарушает естественный ход вещей, как в рассказе «Путешествие во времени»:

«Будущее за человеком. Мы перестроили большие города, реконструировали маленькие городки, промыли озера и реки, очистили воздух, спасли дельфинов, многократно увеличили число китов, положили конец войнам, собрали в космосе солнечную энергию, чтобы одарить ею Землю, заселили Луну, шагнули на Марс, потом дальше, к Альфе Центавра. Мы избавились от рака и отодвинули смерть. Все получилось у нас...» [1].

В рассказе «Почти конец света» [1] люди возвращаются к традиционной жизни, освободившись от телевизоров:

«...женщины опять консервируют фрукты, маринуют помидоры, делают клубничное и малиновое варенье. Полки в кладовых загружены. Церковь тоже развернулась вовсю. Снова появились кегельбаны, вечеринки с пивом, любительский бокс. Музыкальные магазины продали за четыре недели пятьсот банджо, двести двенадцать гавайских гитар, четыреста шестьдесят окарин и гармоник. Я учусь на тромбоне. Вон Мак — на флейте. Выступления оркестра по вторникам и субботам» [1].

Во многих рассказах Брэдбери прослеживается мысль автора в том, что технические средства коммуникации уничтожают само общение между людьми, переворачивают жизнь людей. По словам Я. Засурского, миссия Бредбери-художника заключалась в том, чтобы «приблизить современного человека к жизни, от которой его отгораживают в США телевидение, школа, общество» [3].

Во многих рассказах Бредбери люди представлены как масса, толпа («Путешествие во времени», «Урочный час»), описание же машин всегда дано очень точно, в деталях и подробностях. По описаниям Брэдбери можно увидеть цвет машины, почувствовать холод металла, представить диковинный механизм. Машины становятся действующими лицами рассказа («Маятник», «Путешествие во времени», «Город»), часто имеют свой характер.

Подобное переворачивание позволяет читателю лучше почувствовать авторское опасение от перегруженности мира машинами, боязни автора того, чтобы машины займут место человека и уничтожат его.

В рассказе «Маятник» [1] мир машин, фактически, побеждает всё население Земли, останки последнего человека представляют ужасное зрелище:

«Прислонившись к внутренней оболочке капсулы, полусидел одинокий, побелевший от времени человеческий скелет. Казалось, он смотрит на унылый, разрушенный город, словно удивляется тому, что здания превратились в прах, а металлические конструкции, похожие на застывших огромных пауков, изготовившихся к прыжку, давно погнулись и проржавели».

Джон Лейвиль является заложником созданной им же машины, убившей по неосторожности известных ученых Земли. Не совсем удачное изобретение Лейвиля — машина времени — по иронии судьбы все-таки позволяет ему пережить всех людей на Земле, но и он становится жертвой роботов, которые стали похожи на человека и уничтожили всех людей. Автор предостерегает человечество от неаккуратного обращения с машинами, от восстания техники против создателей, от открытий, которые могут обернуться против всего населения Земли.

В других новеллах герой представлен как герой-одиночка, противопоставленный обществу («Чепушинка», «Последняя жертва», «Путешествие во времени»). Герой отчаянно одинок, никем не понят, механизированность и отлаженность его жизни оборачиваются человеческим одиночеством («Корпорация „Марионетки“», «Подмена»).

На наш взгляд, мир людей и мир машин в рассказах Рэя Брэдбери являются противопоставляемыми мирами, во многих рассказах автор высказывает опасение, что развитие технического прогресса сделает людей одинокими, не нужными жизни, машины заменят функции людей не только на производстве, но и в семье. Чрезмерная механизация и отлаженность жизни угрожает проблемой растущего одиночества и ощущением бесчеловечности бытия.

Библиографический список:

  1. Брэдбери Р. Рассказы [Электронный ресурс] // Рэй Брэдбери: сайт. — URL: http://ray bradbury.ru/library/stories (дата обращения: 21.02.2014).
  2. Брэдбери Р. Человек в картинках. — М.: Эксмо; СПб: Домино, 2009. — 448 с.
  3. Засурский Я. О Рэе Брэдбери — человеке и писателе [Электронный ресурс] // Рэй Брэдбе-ри: сайт. — URL: http://raybradbury.ru/artic les/v_dni_vechnoj_vesny (дата обращения: 21.02.2014).
  4. Макарова А., Бочкарева Н.С. Тема технического прогресса в рассказе Р. Брэдбери «Вельд» // Мировая литература в контексте культуры. — 2008. — №3. — С. 166-168.
  5. Маркина Н. В. Художественный мир Рэя Брэд

бери: традиции и новаторство: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. — Самара, 2006. — 222 с.

  1. Новикова В. Г. Фантастическая новелла Рэя Брэдбери: дис. ... канд. филол. наук. — Н. Новгород, 1992. — 182 с.

Л-ра: Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 1 (23). – С. 62-65.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up