Коллекция материалов о Н. А. Заболоцком в собрании Кировского краеведческого музея
Маргарита Махнева
(Киров)
КОЛЛЕКЦИЯ МАТЕРИАЛОВ О Н.А. ЗАБОЛОЦКОМ В СОБРАНИИ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
На Вятской земле — в с. Сернур Уржумского района и г. Уржуме — прошли детские годы Н.А. Заболоцкого. Его родители, бабушки и дедушки родились и жили в Вятской губернии. Поэтому не случаен и закономерен интерес музейных работников к сбору материалов о поэте.
Коллекция начала формироваться в 1960-е годы при создании литературного музея. По инициативе Кировской областной писательской организации музей был открыт в 1968 г. Здесь были выставлены материалы об истории литературы Вятского края XVIII—XX вв. Большую собирательскую работу провел писатель-краевед Е.Д. Петряев.
В это время в Кирове жила родная сестра Николая Алексеевича Наталья Алексеевна Заболоцкая и его двоюродный брат, писатель, фольклорист Л.В. Дьяконов. Они и стали первыми дарителями нового музея. Кроме того, Е.Д. Петряев переписывался со многими людьми, знавшими Николая Алексеевича. Коллекция пополнялась на протяжении всех этих лет. Материалы поступали от частных лиц, из библиотек, книжных магазинов.
Коллекция материалов о жизни и творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого состоит из книг поэта (прижизненных и изданных после его смерти), журналов, монографий о нем, писем, фотографий, рукописей. Прижизненных изданий книг поэта четыре. Первая книга «Столбцы» (1929 г.) поступила в музей в 1969 г. Это редчайший экспонат, так как на титульном листе вверху имеется автограф Николая Алексеевича: «Дорогому папе — благодарный сын. Н. Заболоцкий 12 августа 1929 г.» Надпись сделана черными чернилами аккуратным четким почерком. После смерти Алексея Агафоновича книга хранилась у его дочери, она и передала ее в музей. В 1970 году Наталья Алексеевна подарила нам еще одну книгу «Грузинская поэзия. Избранные переводы Н. Заболоцкого» (1948 г.). «Вторая книга» (1937 г.) и «Стихотворения» (1957 г.) поступили в музей в 1980-е годы. На одной из них имеется штамп «Государственная Публичная библиотека. Ленинград».
К редким экспонатам можно отнести вятский молодежный журнал «Зарево» за 1920 г., где, по свидетельству Л. Дьяконова, печатался Николай Зааболотский под псевдонимом Ефрем Гайка; детские журналы «Чиж» и «Еж» за 1934 г., журнал «Звезда» за 1933 г. с поэмой Заболоцкого «Торжество земледелия».
В 1993 г. Л.В. Дьяконов подарил музею рукопись стихотворения «Отдых». Это автограф поэта на двух листах с датой 11 декабря 1930 г. Интересно было проникнуть в творческую лабораторию Николая Алексеевича и сравнить рукописный текст с книжным1. Обнаружились некоторые различия.
Отдых.
1 строфа 1 строка
Отдых жизни непонятной
1 строфа 7 строка Мультатули
4 строфа 5 строка
С белой лысиной затылка
7 строка Тыковылка
Последняя строка [неподвижный]
зачеркнуто
Среди рукописей можно выделить тоненькую тетрадочку в темно-синей обложке, состоящей из 5 листов белой бумаги, не скрепленных между собой. Это стихи 1946 г. «Утро», «Гроза», «Бетховен», «Уступи мне, скворец, уголок», написанные карандашом. На первом листе было посвящение, но оно вырезано, осталась подпись чернилами «Н. Заболоцкий» и дата — 27.1.47 г. Рукопись послала в музей Л.К. Чуковская в 1967 г., сопроводив письмом на имя Е. Петряева:
«Я могла, наконец, предпринять раскопки у себя в архиве и нашла стихи Заболоцкого и мои воспоминания. Стихи посылаю... Автограф, как видите, карандашный, но все же четкий, потому что почерк необычайной четкости. Кем, когда и почему вырезана подпись — я решительно вспомнить не могу»2.
Никита Николаевич Заболоцкий вспоминал, что Николай Алексеевич всегда по нескольку раз переписывал и переделывал свои стихи, уничтожая черновики. Чаще всего писал карандашом. Внешне черновик выглядел совершенно завершенным: был переписан тонко отточенным карандашом, без помарок, красивым, уверенным почерком. И действительно, рукописи выглядят идеально. Но все же это черновики. При сравнении с книжным текстом опять встречаются различия3.
Стихотворение «Утро»
4 строфа 6 строка ... прохладен
4 строфа 5 строка смеется нагая
от солнца мигая
Стихотворение «Гроза»
3 строфа 1 строка поднимается изумленная
Стихотворение «Бетховен»
1 строфа 1 и 2 строки
... себя замуча
Ты был готов смириться навсегда
2 строфа 1 строка
И под ее двойным прикосновеньем
6 строфа, изменены 2, 3, 4 строки
Как гневный вопль, прошел девятый вал...
О, как мы ждем, когда ударит снова
В оркестрах гроз твой трепетный кимвал!
«Уступи мне, скворец, уголок»
1 строфа 2 строка Посади
Последняя строфа, 1 строка
[Мы же в грязь не ударим] лицом
зачеркнуто
К редким автографам Николая Заболоцкого можно отнести письмо поэта Н.М. Романовой в Ленинград от 15 июня 1958 г. На одном листе бумаги машинописный текст, подпись черными чернилами. Поступило в музей в 1974 г.
«... Вашу занятную повесть я прочитал с интересом. Под покровом фантастической фабулы Вы коснулись явления, на которое натолкнулась современная физика и которое, по-видимому, представляет собой частный случай многообразия жизни, наполняющей Вселенную... Будет ли напечатана Ваша повесть? Я смотрю на это скептически. Почти все мы практически живы еще до-коперниканскими представлениями о своей земной исключительности, и все, что этому представлению противоречит, склонны относить к области мистики, не сообразуясь с делом по существу...».
Известно, что Николай Алексеевич Заболоцкий учился в Уржумском реальном училище и восторженно о нем отзывался: «Реальное училище было великолепно. Оборудование было не только хорошо, но сделало бы честь любому столичному училищу»4.
Действительно, сохранились подлинные фотографии училища, и мы видим чистые классы, зал, кабинеты физики, рисования, естественной истории. Поступили они в Кировский музей в 1980-е годы из Уржумской гимназии.
В 1993 г. Н.Н. Заболоцкий, сын поэта, подарил музею 44 фотографии из семейного архива периода с 1925 по 1858 гг.
Среди них фотокопии писем и документов, например, пропуск на проезд Е.В. Заболоцкой с детьми до станции Кулунда Алтайского края, выданный 25 октября 1944 г. в Уржуме Кировской области. «Хотя и очень трудные годы мы пережили в Уржуме, я всегда со светлым чувством вспоминаю город и людей, с которыми там свела судьба», — писала Екатерина Васильевна5.
Много фотографий подарил музею двоюродный брат поэта Л.В.
Дьяконов, в основном родственников по материнской линии.
Недавно в музее оказался редчайший уникальный экспонат — семейный альбом родителей Николая Алексеевича Заболоцкого. История его появления очень интересна и необычна.
Однажды научный сотрудник краеведческого музея Г.А. Трибунцева шла по ул. Герцена. Возле гуманитарной гимназии она наткнулась на мальчишек, которые несли в руках явно старинный предмет в кожаном переплете. Как истинный музейщик, Галина Александровна заинтересовалась ношей мальчуганов, остановила их и спросила, где они это взяли. Мальчишки поведали, что играли неподалеку в футбол, мяч укатился к мусорному контейнеру, возле которого они и обнаружили альбом. Не заглядывая вовнутрь, Г.А. Трибунцева сказала детям, что эта старинная вещь должна храниться в музее. Позже, разглядывая альбом, ахнула: вот так находка! На фотографиях увидела Николая Заболоцкого и его родителей.
Альбом конца XIX — начала XX в. в твердом картонном переплете, оклеенном кожей коричневого цвета с тиснением. Листы плотные, с золотым обрезом, количеством 16. Есть медная застежка. В альбоме помещены подлинные старинные фотографии на паспарту родственников Николая Алексеевича — Дьяконовых и Заболотских: бабушек, дедушек, родителей, теток, дядей, двоюродных братьев и т.д.
Есть 4 фотографии Николая в детстве. Три из них опубликованы, а вот одна — неизвестная. На ней Николай лет трех снят с бабушкой А.Ф. Заболотской, «тихой безропотной старушкой», которая держит на руках малютку Веру, сестру Николая Алексеевича. Приблизительно это 1906 г.
К редким фотографиям можно отнести снимок другой бабушки — Дьяконовой, где она запечатлена с двумя маленькими детьми — Ольгой и Михаилом в Уржуме.
В альбоме множество и других неизвестных фотографий. Вот, например, сестры и брат Дьяконовы сняты в Вятке в фотографии Репина. Здесь будущая мать Николая Алексеевича — Лидия Андреевна, еще девочка-подросток. А вот она же — гимназистка-старшеклассница снялась в фотографии Тихонова в темном платье с гладко причесанными волосами. На следующем листе мы видим ее с подругой.
Она уже учительница в г. Нолинске.
Но больше в альбоме родственников отца — Алексея Агафоновича. Вот бабушка А.Ф. Заболотская со своими взрослыми детьми Елизаветой, Пелагеей и Алексеем. Дальше мы видим отца в молодости, в пору учебы его в Казанском Земледельческом училище в 1886 г.
Здесь же в альбоме фотографии двоюродных братьев поэта Н.Н. Попова — «Коли большого» и Якунинских; уржумских знакомых семьи.
Интересно, что, будучи еще учеником Уржумского реального училища, Николай Алексеевич стал крестным отцом маленького Ляли (Владислава) Шулятикова (23 июня 1917 г. ). В альбоме есть фотографии этого мальчика и его родителей. Борис Михаилович Шулятиков служил земским начальником в Уржуме и, вероятно, был близким знакомым Алексея Агафоновича.
Волею случая краеведческий музей стал обладателем уникального альбома. Нетрудно предположить, что стало бы с ним, не окажись рядом специалиста-музейщика. Осел бы где-нибудь у дилетанта-коллекционера или, еще хуже, сгинул безвестно среди мусорного хлама, как нередко случается с частными архивами.
Таким образом, хотя в г. Кирове нет музея Николая Алексеевича Заболоцкого, коллекция материалов о нем постоянно пополняется. Все вышеперечисленные экспонаты можно было увидеть на выставке «Столбцы», развернутой к 100-летию поэта в музее А.С. Грина.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Заболоцкий Н. Вторая книга. Стихи. Ленинград. 1937. КОМК № 29185.
2 Письмо Л.К. Чуковской Е.Д. Петряеву. Москва, 6/VIII 1963 г., КОМК № 12398/1 н.всп.
3 Заболоцкий Н. Стихотворения. М., 1957. С. 41-44. КОМК № 15105/11 н. всп.
4 Заболоцкий Н. Ранние годы/ Заболоцкий Н. ПСС Спб., 2002. С. 35.
5 Заболоцкая Е. Ожидание и встреча.// Уржумская старина. Краеведческий альманах. Уржум, 1992, № 3-4. С. 23.