Фрагмент монолога в мастерской художника Карла Звиринского

Фрагмент монолога в мастерской Карла Звиринского

Представляем вашему вниманию фрагмент монолога в мастерской Карла Звиринского, записанных его преданной ученицей Иванкой Крипьякевич в начале 1990-х. Попытка в юбилейный день напомнить себе и всем причастным и интересным об этом чрезвычайном человека.

Я родился 14 августа в селе Лавовео. Моя мать была простой крестьянкой, а с отцом они встретились во Львове. Отец ушел на войну (Первую мировую), а когда вернулся, то хотел забрать маму во Львов, приехал и так и остался в Лавре.

Детство мое проходило в деревне. Наш дом стоял чуть поодаль от всех, у него был замечательный сад с древними липами, мельница с водопадом до четырех метров высоты и лесопилка. Отец этим всем заведовал (но это не было его собственностью). Нас было четверо братьев, между всеми была разница по три года. Двое старших учились в гимназии, а я дома также «учился», читая их книги. Председатель должен соображать, помню, как в девятилетнем возрасте вел с соседями разговор на разные политические темы (приход Гитлера к власти и т. Д.), И все удивлялись моей осведомленности.

А лесопилка и мельница стояли так близко к моему дому, что как мы ночевали на чердаке, как бы кричали друг к другу, то ничего не было слышно. Основной моей отрадой были книги. Они собственно начали мое формирование как личности. Я закончил четыре класса «народной школы», то есть учился семь лет: один год в первом, один год - во втором, два года в третьем и три года - в четвертом классе. Такая система.

Когда попал мне в руки журнал, где были черно-белые репродукции картин и о каждой что-то было написано. Это мне очень понравилось, и я сам захотел и себе попробовать рисовать. До 14 лет я этим не занимался. Достал где-то краски (масляные). Только как их разводить? Где-то прочитал, что какой-то художник разводит краски на спирте. Это была, очевидно, шутка, но я тогда не понял. Пробую - не идет. Здесь одна женщина посоветовала мне разводить масляные краски нефтью. Я натянул холст на подрамник и попробовал рисовать. А эта женщина, видя мой интерес, отправила меня к своему брату в соседнее село за 12 км, чтобы тот меня немного чему-то научил.

А еще перед тем я ходил в монастырь. Там, мне говорили, был один художник. Я знал, как он выглядит, и очень хотел к нему обратиться за советом. Однажды, когда все они шли на прогулку по монастырскому двору, я осмелился подойти к нему. «Подожди, сейчас нет времени. Приду, поговорим ... ». Я терпеливо ждал его у ворот, но он прошел мимо меня, как смотрят на стену. Очевидно, забыл. Это произвело на меня огромное впечатление, и я поклялся себе, что как стану художником, никогда не откажу ни одному человеку, кто бы не обращался ко мне за советом. Этой клятвы я придерживаюсь по сей день.

Всегда возвращаюсь мыслями в детство, потому что чувствую его вес во всей моей дальнейшей жизни. Боже, как мне хорошо рисовать у реки. Нигде ни души. Сижу и роскошествую. А зимой, особенно в сильные морозы, снег имеет какой-то особый цвет. Я рисовал, как одни тени от деревьев, бегут и тонут в реке, а потом выходят уже на другой берег. Краска от мороза становилась вязкая как тесто, и руки мерзли безбожно. Тогда я догадался носить с собой две бутылки с горячей водой, закладывал их в карманы - так грелся. Очень я любил в те годы рисовать лунные ночи. Выходил на улицу поздно вечером и становился у окна, чтобы свет падал на бумагу. Смотрю я теперь на те свои старые работы и думаю: все мои ученики могут сделать это гораздо лучше, чем я тогда. Но меня никто не учил, я рисовал прямо на ощущения. Все таки чувства - это большой поводырь.

Стать подготовлена по материалам сайта print4you.com.ua, где можно приобрести качественные репродукции Сальвадра Дали http://print4you.com.ua/catalog/velikie-khudozhniki/dali-salvador/ а также других известных художников.


Читати також