Японские картины текущего мира ​укиё-э

Японские картины текущего мира ​Укиё-э

Укиё-э - буввально «картины текущего мира» или «современные картины» представляет жанр гравюры и рисунка в Японии который сформировался в 17 веке в период Эдо. Основная тема этих картин повседневная жизнь людей и пейзажи.

Слом 18-19 веков в Японии довольно сильно напоминал состояние еще 17 века. Реальную власть в стране захватил род Токугава, покончив с периодом раздора и раздробленности. Чтобы удержать власть, Японию превращают в полицейскую страну где чиновниками шпионами – наблюдателями и цензорами делают даже буддийских монахов.
Крестьянам запрещается курить табак потому что это может привести к пожару. Перед домами следует насадить бамбук, потому что это красиво и делает поселение более опрятным. К тому же, листья бамбука можно использовать как топливо. Приказов было такое множество, что не забыли ни о количестве поклонов и кому именно, ни о количестве игрушек у детей купцов, ни о разрешенной одежде. Крепостных нарушителей приказов сёгуна спокойно казнили. Среди подавленных приказами жителей начался скрытый поиск мест примитивных развлечений, скрытых наслаждений, лишенных запретов. В городах увеличиваются дома гейш, чайные домики и харчевни, кварталы красных фонарей, где за закрытыми ширмами деньги уравнивали всех посетителей.

В душной атмосфере феодальной Японии кварталы-островки наслаждений и примитивных развлечений получили название «укиё».

Литературное произведение с сюжетами авантюр, любви, смелых затей и приключений получил название «укиё-соси».

Иллюстрации к литературным произведениям с сюжетами авантюр или про любовь получили название «укиё-э». Они впоследствии оторвутся от литературных произведений и станут отдельным графическим жанром. В этом жанре одним из самых выдающихся мастеров был Тоёхара Тиканобу (Toyohara Chikanobu).

Любопытно, что использование количества цветов ограничит очередной приказ. В своем время был издан приказ об использовании только семи цветов.

Был и традиционный размер гравюр «укиё-э», названный «Хоро-бан»: лист в конце 18 века имел размеры 31,9 (32) на 14,5 см. Стандартный размер гравюр обусловлен размером доски-матрицы. Когда планировали изображение больше стандартного, склеивали три листа. Искусствоведы неправильно называют их триптихами по своим европейским аналогиями в живописи. Но триптихов в европейском понимании в Японии не делали. Это привычная и давно проработанная практика работы на нескольких створках или листах, разделенных вертикальными полосами.

Графика укиё-э вовсе не была «свободным искусством». И руководили процессом не художники. В сети производителей художник, резчик матриц, обладатель типографии, цензор, японский художник занимал последнее место. И получал за свой труд небольшую плату. Наибольший доход имел обладатель типографии, который согласовывал разрешение на печать у цензора, и который оставался обладателем досок-матриц даже после смерти художника.

Жесткие границы японской цензуры побудили художников к тщательным поискам композиции, новых средств выразительности и максимального использования колористических качеств разрешенных красок. Совершенствовалась и техника печати.
В отличие от западноевропейской цензуры, которая выросла в когтях асексуального христианства, японская цензура не запрещала порнографические изображения. В укиё-э десятилетиями существовал жанр Шунга, специализирующийся на подобных сценах и на сценах быта «веселых кварталов».

Цензура была отменена лишь в 1876 году в период реформ Мэйдзи.

Гравюра укиё-э не воспринималась аристократами и богачами-эстетами как серьезное искусство вроде традиционной живописи на шелке, философского, канонического, с постоянными намеками на истины буддизма. И наоборот, искусство укиё-э интересовало одаренных художников, привлекало их в лагерь сторонников, потому что стало несколько свободной территорией искусства, которая избежала в Японии в то время официальной канонизации, заштампованности. Популярность гравюр укиё-э росла в течение первой половины 19 в.


Читати також