Общность отношений на выставке старинных вышиванок
Последнее время стала очень популярна народная одежда и вы запросто можете купить вышиванку в интернет магазине или, даже на рынке. А вот Львовянка Роксолана Шимчук и Тарас и Ирина Демкура из Тернополя создали в Тернополе выставку старинных вышиванок со всех уголков Украины. Здесь есть часть коллекции, которую Роксолана собирает уже 25 лет. Борщевские рубашки из частной коллекции Демкура, куклы-мотанки в костюмах разных этнических регионов страны тернополянки Людмилы Павловой и украшения из бисера, созданные по аутентичным прототипам тернополянки Ирины Галущак.
Выставку назвали «Украина единая», потому что экспонируемая одежда по замыслу организаторов, должна демонстрировать общность наших корней. И действительно получилось красноречиво - сюда даже решили привести местных школьников, чтобы в выставочном зале состоялись для них наглядные уроки по истории Украины.
«Хотели показать древность нашей культуры, ее богатство, то, что она нас всех объединяет», - объясняет соорганизатор выставки и коллекционер Ирина Демкура.
Ее поддерживает госпожа Шимчук. Она отбирала образцы костюмов так, чтобы были представлены разные уголки Украины. Все - уникальные, к тому же Роксолану Шимчук всегда интересует одежда, вышитая потерянными швами. Правда, это не главный критерий, по которому формирует коллекцию:
«Мне интересно собирать костюмы со всей Украины. Со временем - а собираю я уже целых 25 лет - выработалось чутье: берешь в руки рубашку, и она либо тебе по душе, или нет».
Именно так оказалась у коллекционерки ее первая вышиванка. Началось все в студенческие годы. Тогда наша собеседница была участницей молодежной организации «Студенческое братство». Роксолана Шимчук ездила с концертной группой популяризировать украинскую песню, и те решили, что выступать нужно в национальных костюмах. На фестивале «Червона Рута» в 1989 году приобрела первую вышиванку.
«Если посмотреть на эту рубашку сейчас, она покажется очень простой, но для меня она очень ценная, это - часть моей истории», - говорит она.