Театр У МОСТА – Булгаков «Зойкина квартира»
Авторский театр Сергея Федотова принято считать мистическим театром. Но не в смысле, что это театр полон духов и спиритизма, а в том, что этот театр, в репертуаре которого четко прослеживается психология человеческого объекта. Авторы пьес разные – Шекспир, Гоголь, Чехов, Булгаков и МакДонах… Последние особенно ценны мироощущению Сергея Федотова. Авторы настолько ценны, что истинный режиссер, любящий театр найдет достаточно всего, что, так или иначе, связывает его понимание жизни вообще и данного момента в частности.
Премьера «Зойкиной квартиры» в театре У МОСТА состоялась в 1999 году, что характерно сближает постановку с временем появления этой пьесы – в 1926 году. Это время заката определенных временных эпох – НЭПа и Ельцинской России. В этом смысле можно найти великое множество параллелей, а персонажи будто опять стали нам слишком хорошо знакомы.
«Зойкина квартира», написанная одновременно с «Днями Турбиных» и предваряющая «Бег»,— все о той же сломанной жизни, о тех же утративших почву под ногами людях. «Бег» — о тех, кто уехал. «Зойкина» — о тех, кто остался» - писал А.Смелянский.
А вот как реагировал критик И.М.Нусинов апологет совдепии, выстраивая творческий путь драматурга в целом: «Реабилитацию прошлого Булгаков дополнил дальнейшим диаволизированием советского настоящего: одновременно с драмой «Дни Турбиных» он ставит комедию «Зойкина квартира».
Драма — последние дни Турбиных, трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия — притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи, и носитель рабочей демократии, рабочий — представитель домкома берет взятки и укрывает притон» (Печать и революция. 1929. Кн. 4. С. 52).
Ничего не напоминает? Полагаем вполне.
И вот сегодня вновь на сцене театра этот спектакль, в котором принял участие ведущий актер русского драматического театра из Таллина Владимир Антипп. Кстати, весной этого года Сергей Федотов поставил в Таллине «Зойкину квартиру» и спектакль имел колоссальный успех не только у русскоязычного населения, но и у чопорных эстонцев, не столь щедрых на восторг и похвалу.
Актуальность творчества Михаила Булгакова сегодня, вызывающее интерес у зрителя и читателя именно в том, что он, наследуя гоголевской и толстовской традициям русской литературы, не пытается схематизировать образы и «обличать» что-то. Как раз нет. Драматург, как всегда, рассказывает о людях. О судьбах человеческих – ни красных, ни белых.
Грубо говоря, нет одиозно «положительных» или отрицательных действующих лиц в спектакле. Персонажи, в исполнении Марины Шиловой (Зоя Денисовна) и Анатолия Жукова (Абольянинов) вызывают порой даже сочувствие.
Трагична и судьба совдеповского начальника Гуся в исполнении таллиннского актера. Несмотря на то, что он далек от простого народа и имеет устоявшийся ореол человека из высшей касты, оказывается, что он несчастен, как и все обычные люди. Страсти у больших начальников и мелких кокаинщиков одни.
«Когда-нибудь я вам расскажу некоторые тайны своего рождения, вы изойдете в слезах» - Валерий Митин в роли Аметистова прошел путь у публики от отвращения к герою до любви. Жулик и пройдоха, но совершенно знакомый образ нашего человека.
Вся «Зойкина квартира» в которой нам удалось погостить в декорациях театра «У Моста» - это рассказ о России и ее характерах, которая будто то пропадает из виду, а то появляется вновь. А на самом деле она всегда среди нас.
А.Стабровский,
В.Призюк
Пермский университет
© md-eksperiment.org