Чернильница-удмуртка: рецензия на спектакль
Под крики толпы “Хач! Хач! Хач!”, героиня вскакивает и угрожает взорвать тут всё нахрен если её не будут слушать.
Так начинается спектакль “Чернильница” от театра Les Partisans по пьесе Анастасии Шумиловой.
Перед вами развлекательная рецензия, где мы вместе разберемся чем хорош спектакль, а чем смущает.
История удмуртки из Алнаш, вышедшей замуж за сирийца: вся правда об отношении к темнокожим иностранцам в России и Удмуртии, рассказанная без цензуры и с юмором.
СЛОВО ЗАМОРСКОЕ — ВЕРБАТИМ
Как ни приду на современный спектакль - 90% в жанре вербатим. Мне везёт и этот не исключение. Что это такое? Берут диалоги реальных людей и переносят в пьесу, сохраняя колорит и характерные человеку слова-паразиты. Для кого-то мат от гопников в храме театра - перебор, а для кого-то “как в жизни”. В любом случае придаёт живости повествованию.
Как будто с подружкой из Алнаш беседуешь за кумышкой с перепечами.
Подружка эта на жизнь жалуется, судьбинушка у неё не самая сладкая. А во всём местный расизм виноват.
МЕСТНЫЙ РАСИЗМ
Всегда закатываю глаза при виде российских брендов, использующих темнокожих моделей для рекламы - “Смотрите мы в тренде, мы против расизма, а теперь купите у нас всё!” Считают, что расизм - это когда афроамериканцев обижают.
В России дискриминация на почве расы направлена на жителей Узбекистана, Таджикистана, Кавказа и тд. Их игнорируют в инфополе и рекламе. Обзывают на улицах, бояться и покрывают стереотипами. Не буду уходить в идеологическую повестку - доказательств в жизни достаточно.
Жирный лайк спектаклю за поднятие темы с нужной стороны.
В Чернильнице звучит важная мысль: нужно узнавать самого человека, а не вешать на него ярлыки.
Доводы против межрасовых браков берут и смачно разбивают о действительность, с разных сторон показывая, что любые чувства прекрасны.
Именно разбивают твои сомнения, а не ласково преподносят выводы. Подача располагает.
ТАНЦЫ, СТЕНД-АП И ПОДАЧА
Сидишь спокойно слушаешь диалог персонажей, а потом раз! И танцы живота (ой, спойлер).
Спектакль старается держать внимание экшн-вставками. Например, резко превращаясь в стендап шоу или подчёркивая повествование музыкой и специальным видео-мэппингом.
Зритель, бывавший до этого только на Онегине, явно прочувствует отличия современного театра.
Эмоции от спектакля точно испытаешь. К примеру - лёгкое возмущение.
НЕСОСТЫКОВОЧКА ВЫШЛА ИЛИ ЧУТКА ВОЗМУЩЕНИЙ
Готовы? Спектакль против расизма поддерживает сексизм. (тут толпа должна проявлять звуки удивления и гогота)
После фразы “сирийские мужчины запирают жён дома в качестве заботы” - подумалось, что это очередной виток сюжета. Чтобы раскрыть тему и опровергнуть. Но нет. Линия одобрения устаревших мусульманских традиций прослеживается и в дальнейшем. “Мужчинам нельзя истерить, а женщинам можно, они сильные, мы красивые” и так далее.
Не всё искусство толерантно. И если противоречивые взгляды персонажей обоснованы - супер. Конфликт интересов и развитие сюжета. Сопереживать в спектакле или кино можно даже маньяку-убийце, если его позиция подана вкусно. Но тут не тот случай. Это просто вскользь упомянутый сексизм. Появляется вопрос - зачем?
На дискуссии после спектакля одна зрительница бережно подняла эту тему, спросив зачем так. Анастасия (написавшая саму пьесу) ответила, что это вербатим и цитаты реальной девушки, с которой автор не согласна.
Возможно, сексисткие фразы больше раскрывают характер героини. Спорить не буду - не драматург. Но считаю, что основной посыл ничего не приобрёл от этих слов. А несостыковочка “против дискриминации, да не всей” появилась.
РЕЗЮМИРУЕМ
В конце спектакля девочка-мусульманка встала и искренне поблагодарила авторов: “Я узнала в спектакле свою жизнь, спасибо вам большое”.
Социально-ответственное искусство нашло своего зрителя и в чём-то помогло. А значит все несостыковки на время можно простить.
История о любви вопреки всему.
Юмор, честность, Удмуртия и любовь без границ. Чернильница.
Оксана Бода