Прах земной

История керамики

Несмотря на огромную историю в 15 тысяч лет керамические изделия почти не изменили ни своей формы, ни сути.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Так повествует о сотворении мира и начале человечества "Бытие". Изобретенные человеком на рассвете своей истории изделия из глиняного теста являются сопутствующими своим создателям повсюду и в любое время. Керамика фактически является первым в истории изделием из искусственно изготовленного материала и, как правило, служит индикатором появления экономики в хозяйстве древних обществ. Этот действительно вечный материал является визитной карточкой подавляющего большинства археологических культур, а значит и народов, которые его оставили. Керамика утешает хозяев современного дома, даже не изменив первоначального своего значения.

Первые изделия из обожженного глиняного теста (именно теста, поскольку масса, из которой формируется изделие, содержит, кроме специально подготовленной глины или нескольких видов глин, еще и добавки для повышения упругости, прочности черепка и т.д.) появляются на территории так называемого "плодородного полумесяца" - на землях Палестины, Южной Анатолии и древнего Элама. Они отождествляются с натуфийской археологической культурой 12-го тыс. до н.э., которая одной из первых представляет признаки искусственной культивации злаковых растений и одомашнивания скота - овец или коз. С тех пор керамика распространяется на смежные территории Восточного Средиземноморья, а также далее на восток и запад Старого Света, начав новую эпоху в истории человечества - эпоху неолита. При этой и последующей эпохе энеолита ближневосточные культуры, которые стали создателями очередного культурно-исторического импульса мировой цивилизации, достигли своего наивысшего развития, сойдя после того с исторической арены. Однако образцы их высокохудожественных произведений благодаря археологическим раскопкам мы в состоянии оценить и сейчас, в том числе в Украине, на территорию которой распространилось в 6-4 тыс. до н.э. одно из явлений балканского нео-энеолита - трипольская культура.

Трипольская керамика

Несколько иное, отличное от нашего, восприятие глины и глиняных сосудов демонстрируют ранние нео-энеолитические общности. Они ярко представляют культовый аспект сущности вещи, адаптируя созданное руками безжизненное тело к чисто человеческому пониманию мира путем предоставления ему пропорций и черт тела человека. Наличие такой трактовки керамических сосудов свойственно всем историческим сообществам и в последующие времена. Они изготавливали керамику по различным технологиям, придавали ей различную форму и по-разному украшали, но антропоморфизм той или иной степени проявлялся везде. Вспомните хотя бы дантовского гомункулюса.

В археологии керамика, которая играет роль основного массового исследуемого материала, может определяться по своей смысловой нагрузке - столовая, кухонная, культовая, обрядовая и тому подобное. По формам и посудным наборам отдельной археологической культуры можно понять уровень развития общества, которое его оставило. Так, остродонные горшки приспособлены для того, чтобы засунуть в костер или вонзить в мягкий пол или землю, а значит, вряд ли и население, которое их использовало, нуждалась в столе и стульях. То же самое можно сказать и о посуде с округлым дном. А, скажем, наличие больших по объему сосудов при отсутствии небольших, как для одного человека, мисок или кубков, свидетельствует о крепких родовых отношениях в обществе, которое оставило такие предметы, и наоборот, большое количество малых форм в посуде свидетельствует о наличии имущественного распределения. Появление гончарного круга вызывает выделение гончарства в ремесло, отдельную отрасль производства, поскольку ускоряет процесс производства и делает качественной продукции, и является одним из индикаторов появления государственных отношений.

Однако, при любом определении, весь керамический материал, созданный человеком, является произведением искусства. Многие керамические изделия - настоящие шедевры. К ярким явлениям в керамическом производстве Старого Света принадлежит ближневосточный неолит и южноевропейских нео-энеолита, культуры бронзового века средиземноморского региона, культуры европейского гальштата позднего бронзового-раннего железного времени и, разумеется, античное искусство. Всем известны прекрасные расписные, черно или краснофигурные, чернолаковые и более поздние краснолаковые сосуды, произведенные в Аттике.

Чернофигурное изображение на амфоре Андокида. Геракл и Афина. Государственное античное собрание. Мюнхен

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. Геракл и Афина. Ок. 520-510 гг. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен

Но, кроме посуды, в понятие "керамические изделия" также вкладываются различные орудия производства, вещи домашнего обихода - различные лепные фигурки, преимущественно культового назначения. Совершенных форм они приобретают при античной эпохе. Терракотовые статуэтки, то есть фигурки из глиняного теста слабого обжига, являются одной из визитных карточек античного искусства.

Керамические изделия, где бы они не находились, куда бы ни попадали, несут на себе отпечаток личности человека, который был их создателем. Изделие впитывает черты среды, в которой оно родилось, росло, мужало, однако, по основным законам существования человеческого мира, может быть прочитанным и понятными в основном своем значении кем-либо, независимо от возраста, пола, национальности, образования, социального статуса и так далее. Так, любая керамическая форма передает информацию о происхождении мастера в русле традиций производства; манера ее изготовления и отделки говорит об обществе, в котором мастер жил; вплоть до личных качеств гончара - опрятности, усердии, вкусе, отпечатках пальцев.

Авторы: Климова Ирина и Сергей Касьян

И последнее замечание. Несмотря на огромную историю в течение не менее 15 000 лет керамические изделия почти не изменили ни своей формы, ни сути. Наверное, никогда и не изменят. Несколько веков назад Данте переложил на бумагу давнюю человеческую мечту создать подобного себе. Мы научились клонировать человеческий эмбрион, но наши дома и до сих пор украшают глиняные фигурки. И даже на фоне свалок из пластиковых и стеклянных бутылок и битой фаянсовой или фарфоровой посуды, горячий ароматный борщ, налитый в глиняную миску, и глиняный кувшин с холодным молоком в летнюю жару никогда не исчезнут из наших городских домов, и не только потому, что это красиво, не только потому, что мы украинцы, а просто потому, что это удобно, полезно и гораздо вкуснее, чем из посуды пластиковой, пластмассовой, да хоть бы и золотой.

Эвелина Кравченко

https://md-eksperiment.org/

Читати також


Вибір редакції
up