Как отличить Моне от Мане?
Думаю, глупо спорить с тем, что художественное наследие Франции очень богато и многообразно. Эта страна во все времена радовала ценителей прекрасного шедеврами мирового значения, но особую славу сыскали французские импрессионисты.
Необходимо понимать, что импрессионизм как течение в искусстве зародился именно во Франции в последней трети XIX века. Для творца важно было передать красоту момента, чувств, которые вспыхивают в душе художника. Об этом нам говорит даже название течения, ведь в переводе с французского «impression» - впечатление.
И вот тут пора упомянуть Клода Моне, ведь впервые термин «импрессионизм» был использован в рецензии на его работу «Impression, soleil levant» («Впечатление, восходящее солнце»). Стоит отметить, что статья по своей сути была разгромной, но кто теперь об этом вспомнит, правда?
Клод Моне, «Впечатление, восходящее солнце», 1872
Также важной фигурой в импрессионизме является художник с похожей фамилией - Эдуард Мане. И вот тут начинается беспорядок, существующий и в наше время
Так как же их отличить друг от друга?
Сначала интересный факт: Мане и Моне были хорошими друзьями, однако началом их отношений послужила путаница на выставке и даже ссора: Эдуарда Мане поздравляли с успехом Клода.
Итак, вот несколько простых советов, которые помогут блеснуть знанием французской живописи:
1. Если на картине изображены люди, то скорее всего это Мане. Клод Моне любил пейзажи и все с ними связанное, люди же были фишкой его друга. Моне этой страсти не разделял, но зато с огромным энтузиазмом создавал циклы про стога сена или же Руанский собор в разное время года и суток.
Эдуард Мане, «Бар Фоли-Бержер», 1882
2. Если вам кажется, что пора протереть очки, то это Моне. В действительности, маэстро тонко и умело передает атмосферу вечера или утра, когда на землю опускается туман или солнце только-только восходит на горизонт, золотя облака и весь простор. Кажется, еще чуть-чуть и сам окажешься в поле или перед великим памятником архитектуры.
3. Заметили четкость линий и форм? Это Мане! Техника Клода Моне заключалась в коротких, резких и контрастных мазках, так что четкости в его полотнах вы не найдете.
4. Видите ирисы, лилии и другие прелести ботаники? Это Моне.
Клод Моне, «Водяные лилии», 1899
Перед вами две картины с одинаковым названием «Завтрак на траве», да еще и фамилии авторов причудливо похожи? Не волнуйтесь, сделайте глубокий вдох и посмотрите, на чем художник делает акцент.
Если детально показаны лица и формы людей, и вы вот-вот подмигнете вооон той дамочке в на заднем плане, то это Мане, если же природа прописана так, что вы готовы вдохнуть запах леса – Моне.
Итак, если обобщить все вышеупомянутое, можно вывести следующую формулу: «Мане – люди, Моне – пятна». Пользуйтесь с удовольствием, и надеюсь, что теперь что-то прояснилось. Любите французскую живопись и помните, что искусство – это совсем не скучно и неинтересно, а наоборот, очень увлекательно.
Ангелина Глотова