«Шотландская тетрадь» Грэссика Гиббона (К проблеме метода)

«Шотландская тетрадь» Грэссика Гиббона (К проблеме метода)

А.Л. Савченко

В становлении и развитии прогрессивной литературы Англии и других стран Запада 30-е годы XX в, - важный и значительный период.

В эпоху, когда в истории человечества наметились резкие разграничения на два лагеря, в «литературах капиталистического мира уже давно происходит выделение передовых элементов, тяготеющих к новому, к социализму, к будущему... В мире капитализма передовая часть литературы становится на путь борьбы за изменение действительности».

Это относится и к художественному развитию прогрессивной литературы Англии, так как именно в 30-е годы идеи социализма превратились в реальную силу, завоевывающую все больше сторонников.

В мировом литературном процессе в этот период можно проследить значительные художественные сдвиги, связанные с появлением новых черт в произведениях искусства критического реализма и с первыми попытками освоения нового метода социалистического реализма.

Критические реалисты усиливают обличительную тенденцию в своих произведениях, переосмысливают свою идейно-художественную позицию в оценке характеров лучших своих героев, по-новому освещают проблему жизни народа в целом. Значительное художественное движение таких крупных мастеров западной литературы, как Т. Драйзер и Р. Роллан. Очевидно, накопление качественно нового художественного материала в «Американской трагедии» и «Очарованной душе», что позволяет говорить о движении и даже тяготении этих писателей к новому методу - методу социалистического реализма.

В числе писателей, реализующих новые творческие принципы, - замечательный шотландский художник Грэссик Гиббон, творчество которого хронологически совпадает с этапом высших художественных достижений Роллана и Драйзера.

К сожалению, произведения Грэссика Гиббона не получили достаточной известности в то время; не стали они объектом специального литературоведческого исследования и в последние годы, хотя это художник редкого и самобытного таланта.

Как писатель передового и прогрессивного направления, Гиббон – продолжатель традиций литературы, пропагандировавшей идеи социализма. В этой связи нельзя не упомянуть книги У. Морриса «Вести ниоткуда» (1890) и Р. Трессела «Филантропы в рваных штанах» (1914). В первом произведении отразилась мечта Морриса о прекрасном завтрашнем дне, а второе показывало неприукрашенную правду о бесправном существовании английских рабочих.

Следует отметить и горьковские традиции в творчестве Гиббона. Влияние Горького на литературу Англии вообще очень велико. Английских писателей привлекало в Горьком умение всесторонне проанализировать и изобразить действительность, показать вопиющие контрасты капиталистического строя.

Произведения Горького, в которых народ предстает как творец истории, побуждали английских писателей глубже изучать жизнь и принимать участие в борьбе трудящихся за лучше будущее.

По мысли Горького, только человеку с новым сознанием открывается правда жизни, а в ходе борьбы с капитализмом новый человек, активно преобразующий действительность, становится властелином своей судьбы и судеб мира. Горький концентрирует внимание на духовном росте нового героя, который возможен только в борьбе за социалистические идеалы.

Актуальные проблема жизни Англии нашли широкое отражение в пролетарской литературе, ставящей вопросы политической и экономической борьбы рабочего класса, обличающей антигуманную сущность капитализма.

Можно выделить целый ряд произведений, авторы которых пытались показать действительность с позиций рабочего класса. В романах Джона Соммерфильда «Майский день» (1936) и Льюиса Джонса «Кумарди» (1937) и «Мы живем» (1939) угадывается стремление их авторов откликнуться на актуальные проблемы современности и отразить борьбу трудящихся за свои права.

Успехи прогрессивной литературы во многом связаны с новой, политически актуальной тематикой. Расширение тематического диапазона было важным моментом в творчестве многих писателей, хотя нельзя не признать и того, что в эстетическом плане политическое осмысление действительности опережало ее художественное воплощение.

Так, Р. Фокс писал о необходимости для писателей-современников показать «человека в действии, стремящегося изменить условия жизни, подчиняя себе жизнь, человека, идущего в ногу с историей, способного стать хозяином собственной судьбы».

«Задача писателей нового типа, - поддерживает эту мысль Р. Фокса Д. Ливдсе, - показать развитие человека в фокусе многообразных отношений, без которых невозможно изобразить наш мир, - развитие, наиболее полно и динамично раскрывающееся в борьбе за социализм. Вот в этом и заключается подлинно новое».

Одним из писателей, в чьем творчестве эта задача была во многом успешно разрешена, был Грэссик Гиббон, В трилогии «Шотландская тетрадь» он создает широкую картину изменяющегося мира и борьбы за лучшее будущее, передает многообразные связи человека с этим миром, делает своим героем борца против социальной несправедливости.

Творчество Гиббона знаменует собой этап становления метода социалистического реализма в Англии. В этой связи представляется необходимым кратко остановиться на мировоззрении романиста.

Известно, что проникновение социалистических идей в массы способствует развитию общественного самосознания рабочих, а это предопределяет необходимость глубокого уяснения писателем исторической роли рабочего класса. В ходе познания сложных и противоречивых процессов современности происходит формирование мировоззрения Гиббона, Необходимо подчеркнуть, что классовый момент имеет принципиально важное значение, ибо только тогда, когда мировоззрение художника тесно связано с мировоззрением борющегося класса, когда писатель видит перспективы общественного развития, он способен художественно убедительно воссоздать реальную действительность.

Мировоззрение Гиббона формируется в конце 10-х - начале 20-х годов, когда молодой человек впервые познакомится с социалистической литературой.

Участие в деятельности левой коммунистической группы в Глазго в 1919 г. и пропагандистская работа способствовали более тесному соприкосновению с жизнью различных слоев общества, заставили Гиббона задуматься над причинами социального неравенства, углубили понимание классовой борьбы.

Служба в армии (1913-1923 гг.), во время которой будущий писатель побывал в Южной Америке, в Египте и на Ближнем Востоке и увидел, как солдаты английских колониальных войск расправляются с местным населением, вызвала в нем отвращение к убийству и насилию. Он возмущался «несправедливостями и жестокостями, которые сегодня встречаются везде» и это нашло отражение в его последних произведениях.

«В своем гневе и сострадании он был голосом человечности, ибо гнев его был пламенным и направленным против угнетения. Его сострадание ко всем беднякам и голодающим было продиктовано собственным опытом. Он жил с теми, кто вел тяжелую жизнь, вырывая пропитание у скудной земли, и дышал воздухом, от которого леденеет кровь», - писал о Гиббоне его друг - шотландский литератор Айвор Браун.

Суровые жизненные испытания не подорвали в Гиббоне веру в человека, в его неограниченные возможности, а привели писателя к мысли о необходимости борьбы за осуществление своих целей. Политические события того времени способствовали зарождению у Гиббона нового взгляда на мир и заставили сделать определение выводы. Он не представлял себе жизни и творчества вне участия в общественной деятельности, вне связи с прогрессивным движением современности. Отражать в литературе жизнь народа, показывать ее в непрерывном развитии, изображать борьбу нового со старым - вот основной принцип творчества Гиббона, который особенно успешно претворяется им в трилогии о Шотландии.

Однако мировоззрение Гиббона не было свободным от противоречий, что в значительной степени объясняется влиянием на писателя теории диффузионизма и вытекающей из нее верой в так называемый «золотой век» человечества, якобы имевший место до наступления цивилизации, когда люди были свободны, и миролюбивы, так как им еще не были известны эксплуатация, войны и лживая мораль современного мира.

Нельзя не согласиться с А. Мунро в том, что теория диффузионизма интересовала Гиббона постольку, поскольку она, как казалось писателю, увлекающемуся этнографией и археологией, объясняла развитие человеческого общества на раннем его этапе.

Считая, что писатель должен принимать активное участие в общественной жизни, Гиббон поддерживает идею создания Международного объединения революционных писателей. В письме в редакцию журнала «Left Review» писатель высказывает мысль о том, что «союз революционных писателей должен состоять из художников, которые уже внесли определенный вклад в литературу», а дилетанты, рассматривающие профессию писателя как развлечение, не могут быть членами этой организации.

Только художники, объединенные общностью взглядов на общественное развитие и литературный процесс, могут стать «передовым отрядом» литераторов Англии.

В литературно-критическом плане задача объединения писателей, по мысли Гиббона, - «дать беспристрастный анализ состояния современной литературы и различных литературных течений».

Называя себя «писателем-революционером», Гиббон подчеркивает, что во многих своих произведениях он обличает капиталистическую систему и социальную несправедливость. «Я ненавижу капитализм, - заявляет художник в этом письме, - и все мои книги - откровенная пропаганда».

Внезапная смерть помешала писателю вступить в английскую секцию Международного объединения революционных писателей, но в архиве Гиббона, по свидетельству Мунро, было обнаружено заявление с просьбой принять его в члены этой организации.

Ощущение тесной связи с массами, умение смотреть на мир глазами народа, понимание глубинных процессов исторического развития особенно наглядно проявились в трилогии Гиббона «Шотландская тетрадь», являющейся, по мнению критики, большим художественным достижением романиста.

Весьма важным представляется выявление своеобразия романа в плане становления творческого метода писателя, что позволяет определить место Гиббона-романиста в истории прогрессивной английской литературы.

Художественный метод связан с целым рядом идейно-художественных проблем, но на первый план выступает новизна видения писателем окружающей действительности.

Посвящая свою трилогию описанию жизни Шотландии первой трети XX в., Гиббон рассматривает ее с позиций писателя, сделавшего поступательный ход исторического развития доминантой своего художественного видения мира. Широкий охват действительности - от описания жизни шотландской деревни (1911-1918) до изображения промышленного города во время и после Всеобщей забастовки 1926 г. - позволяет художнику нарисовать достаточно убедительную картину жизни Шотландии.

Изображая в «Песке перед заходом солнца» нелегкую жизнь крестьян, Гиббон показывает, какое влияние на нее оказала первая мировая война. Художник послеживает процесс обнищания патриархального крестьянства как часть «социальных конфликтов и изменений общества в целом».

Писатель не ограничивается только констатацией фактов бедственного положения крестьян; в своей критике существующего положения вещей он идет дальше, пытаясь вскрыть причины социальной несправедливости. Он видит их в существовании капиталистической системы и, показывая нарастающий протест против этого строя, говорит устами одного из своих героев, безработного Джона Кронина:

«Мы должны стремиться к тому, чтобы уничтожить капиталистов, а их капитал сделать достоянием народа».

По сравнению с написанными ранее очерками и рассказами, в «Шотландской тетради» намечается углубление критического начала. Если в очерках о шотландских городах Абердине и Глазго автор ограничивается описанием бедственного положения трудящихся, фиксацией фактов угнетения рабочих, беспросветной нуждой обитателей трущоб Глазго, то в «Шотландской тетради» обнаруживается стремление к социальному анализу.

Гиббон четко показывает расстановку классовых сил в стране на примере небольшого шотландского города Сэггета, Две антагонистические группы жителей этого города: владелец фабрики Моуат и его сторонники, с одной стороны, и рабочие ткацкой фабрики, с другой, представлены автором как силы, между которыми невозможно классовое примирение.

Героиня романа Крис выражает мнение жителей Сэггета, когда она заявляет Моуату, что в случае необходимости выбора она станет на сторону ткачей, так как уверена, что Моуат и ему подобные приведут страну к катастрофе.

Углубление социального аспекта - важный фактор творческого развития Гиббона.

Новую трактовку получает у романиста и проблема народности.

«Народность литературы, - пишет Н.К. Гей, - это реальное воплощение и кровной связи с жизнью, свидетельство неразрывного единства художественного таланта с породившей его почвой».

Народность выражается и в тематике и проблематике произведения, и в характере героев, и в показе их связей с действительностью, и в использовании национальных традиции и фольклора.

Особую значимость в этой связи приобретает изображение народа.

Гиббон акцентирует внимание на том, что крестьяне в первой части трилогии с большим трудом добывают себе средства к существованию; они бесправны и забиты. Но в период первой мировой войны, изменившей жизнь деревни, и в их среде нарастает, пусть пока еще стихийное, недовольство против войны, уносящей человеческие жизни.

Во второй части трилогии обитатели Сэггета предстают в большинстве своем как покорная, намеренно мало индивидуализированная масса.

В третьей части Гиббону удалось с большой силой художественной выразительности показать нарастание протеста против существующего строя, переход рабочих к сознательной борьбе. Сцена демонстрации в Данкерне, направленной против мер, предпринятых правительством Макдональда после подавления Всеобщей забастовки 1926 г., - одна из самых впечатляющих в романе. Этот эпизод убеждает в том, что Гиббон сумел разглядеть в пролетариате «социальную силу, порожденную закономерностями исторического развития общества, способную разрушить старый мир и построить новый».

С огромным плакатом «Долой проверку нуждаемости, голод и войну!», возглавляемые коммунистом Джимом, идут рабочие к зданию муниципалитета.

В трилогии Гиббона «Шотландская тетрадь» нашли воплощение лучшие традиции народного творчества.

Прелюдии, предваряющие I и II части трилогии, написанные в стиле средневекового сказа, повествуют об истории Шотландии и ее народных героях.

Как верно отмечает Х. Макдайармид, Гиббон «был достойным продолжателем традиции суровой правдивости, живущей в Шотландии со времен Бернса а Фергюссона».

Шотландская народная традиция, своеобразно преломленная в образе главной героини трилогии Крис Гутри, является важной и для понимания творческого метода автора «Шотландской тетради». Крис, воплощающая в себе лучшие черты шотландского народного характера, предстает не только как конкретный образ, «личность яркая, неповторимая. Но от романа к роману Крис полнее олицетворяет саму жизнь, а ведь жизнь - мать истории». Крис у Гиббона - это олицетворение земли-матери, дающей жизнь своему сыну, вступившему на путь борьбы за лучшее будущее.

Оставив людям самое дорогое, что у нее есть на земле, - своего сына, Крис в конце трилогии возвращается в деревню, где она провела детство. Жизнь ее на этом не кончается. Крис вновь обретает уверенность в себе. Жизнь Крис подобна судьбе многих шотландских женщин, которые, не сгибаясь под тяжестью суровых испытаний, стойко перенося невзгода и лишения, обретают веру в себя и находят свой путь в жизни. Крис - это как бы сама Шотландия с ее свободолюбивым традициями с выработанными векам понятиями о достоинстве, гордости и чести, которые так дороги шотландскому народу. Гиббон поэтизирует героиню, ибо в Крис он видит настоящее и будущее Шотландии.

Проникнуть в творческую лабораторию писателя и познать особенности писательского мастерства нелегко.

Для Гиббона, создавшего свою «Шотландскую тетрадь» в начале 30-х гг., когда особенно обострились противоречия капиталистической системы, а общественное движение Англии переживало подъем, решение проблемы изображения нового человека, являвшегося порождением нового этапа в развитии человечества, приобрело особую значимость. Необходимо было понять и воплотить в художественном произведении то новое, что только еще зарождалось в сознании людей, борющихся с социальной несправедливостью.

Известно, что каждая эпоха выдвигает нового героя. Для 30-х годов это был человек действия, активно вмешивающийся в жизнь, с характером, формирующимся в гуще борьбы, с новым мировоззрением, с присущими ему непрерывными духовными и идейными поисками.

С позиций рабочего класса романист сумел покачать, как в условиях классовой борьбы трансформируется характер героя, обретая способность повести трудящихся на битву за переустройство жизни. Сообщив свои наблюдения над реальной жизнью, Гиббон создает художественный образ политического лидера, способного на жертвы и лишения во имя поставленной цели.

Следует иметь в виду, что «...подобно тому, как детерминированный характер был ключевым завоеванием критического реализма, создание образа политического человека стало открытием социалистического реализма».

Однако Гиббону, создававшему свою трилогию в период становления метода социалистического реализма, не удалось раскрыть образ нового человека во всей его многогранности и сложности. Писатель, ищущий новые пути в изображении героя, не избежал прямолинейности и односторонности в трактовке характера Юэна. Четкость реалистического рисунка в показе его личности граничит со схематизмом в изображении взаимоотношений Юэна с любимой женщиной.

Юэн подчас кажется сухим, лишенным простых человеческих качеств. Он слишком суров в суждениях о людях, отказывается от личного счастья, считая, что это может помешать ему в борьбе.

Думается, что здесь сказались неверные представления, имевшие распространение в 30-е гг. о том, что коммунист должен намеренно подавлять в себе человеческие чувства, чтобы полностью отдать свою жизнь народу.

Несмотря на некоторые недостатки, характер Юэна «оставляет впечатление, свидетельствующее о верности писателя революционным идеалом».

Творческое развитие Гиббона шло в русле традиций передовой литературы Великобритании конца 20-х - начала 30-х гг. XX в. Его трилогия отражает процесс активизации социального содержания критического реализма и в то же время несет в себе качественно новые эстетические черты. Мы вправе говорить сегодня о все большей актуальности произведений Гиббона, который своим самым крупным произведением «Шотландская тетрадь» вплотную подошел к художественному освоению нового творческого метода - социалистического реализма, поднял важные и злободневные проблемы времени и эпохи. Значение его творчества в историко-литературном аспекте чрезвычайно велико. «Шотландская тетрадь» - переходное эстетическое явление, позволяющее проследить тот интересный этап в истории литературы Англии, когда литература складывающегося социалистического реализма становится значительной.

Л-ра: Проблемы зарубежной литературы: Сборник трудов. – Москва, 1975. – С. 278-293.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up