Система образов в трилогии Грэссика Гиббона «Шотландская тетрадь»

Система образов в трилогии Грэссика Гиббона «Шотландская тетрадь»

А.Л. Савченко

Трилогия Грэссика Гиббона «Шотландская тетрадь» (1932-1934 гг.) — одно из крупнейших достижений прогрессивной английской литературы 30-х гг. XX в., важная веха в развитии шотландской национальной культуры.

В наши дни интерес к Гиббону, творчество которого в течение многих лет замалчивалось буржуазной критикой, возрастает. Прогрессивные литературоведы (А. Кеттл, У. Аллен, Д. Линдсей) рассматривают «Шотландскую тетрадь» как явление, заслуживающее тщательного изучения наряду с лучшими произведениями английской литературы новейшего времени.

«Шотландская тетрадь» была создана в начале 30-х гг., в «период нового гуманизма», имеющего «необычайно важное значение и непреходящую ценность и заложившего базис, на котором могла развиваться подлинно народная литература».

В это десятилетие широкое развитие получил жанр социального реалистического романа о борьбе трудового народа за свои права.

Прогрессивные писатели (Шон О'Кейси, Джек Линдсей, Льюис Джонс, Джон Соммерфильд, Грэссик Гиббон), сами принимавшие участие в борьбе трудящихся, стремились отразить в своих произведениях социальные конфликты эпохи, показать роль народа как основной движущей силы истории.

«В наш век увидел свет ряд романов, различных по своим художественным достоинствам, которые были написаны... с позиций рабочего класса», — отмечает А. Кеттл, относя к числу таких произведений «Шотландскую тетрадь» Грэссика Гиббона.

В трилогии автор затрагивает важные социально-политические проблемы своего времени. Война и ее влияние на человеческие судьбы, жизнь шотландских крестьян-арендаторов до и после первой мировой войны, распад и гибель патриархального крестьянства под натиском капиталистических отношений, зарождение классовой борьбы рабочих под руководством коммунистов, проникновение идей социализма в массы — вот далеко не полный перечень вопросов, интересующих Гиббона.

Широкий охват действительности — от описания жизни шотландской деревни в первой части трилогии до изображения промышленного города в ее третьей части — характерен для писателя. Он помещает героев в типические обстоятельства и на их фоне и в глубокой связи с ними раскрывает характеры своих персонажей.

Содержание романа — это сам процесс жизни Шотландии первой трети XX в. с присущими ей внутренними конфликтами и противоречиями, единством и борьбой противоположностей.

Центральным в романе является образ Крис, дочери фермере Джона Гутри. Это — стержень, вокруг которого строится сюжетная линия всей трилогии. Через этот образ, как сквозь призму, автор пропускает все события, происходящие в романе.

Жизнь Крис рисуется романистом на широком историческом фоне. Трилогия объединена общим композиционным принципом: большой материал, рисующий целую эпоху в развитии Шотландии (с 1911 по 1931 гг.), помещается в пределах жизни главной героини и предстает как достояние ее субъективного опыта и богатой внутренней жизни.

Именно Крис является проводником основной авторской идеи — Шотландия, несмотря на многочисленные трудности, будет жить вечно и останется независимой.

«Шотландия будет жить, она никогда не умрет, она переживет все войны и лишения», — так устами Крис Гиббон выражает свою идейную позицию.

Эта одушевляющая все произведение авторская идея воплощена в системе образов трилогии.

Вся система образов строится Гиббонам так, что в центре внимания автора оказывается образ Крис, ее судьба, душевные переживания, радости и горести, а образы остальных (Юэна Тэвендела, пастора Кэхуна, сына Крис Юэна и других) призваны, по замыслу романиста, подчеркнуть и оттенить образ главной героини.

Следует сразу же отметить, что Гиббон и не ставит своей целью всестороннее изображение этих персонажей. Они важны для него постольку, поскольку жизнь Крис связана с судьбами этих людей.

Такое взаимопроникновение судеб героев трилогии, соприкасающихся в самых различных обстоятельствах, и создает в романе общую картину человеческих взаимоотношений.

Образ Крис — важное творческое достижение Гиббона, свидетельствующее о больших возможностях писателя-реалиста. Он детально прослеживает жизнь Крис, процесс становления ее характера. Каждый шаг, движение души, внутренняя логика поступков героини волнуют романиста.

В первой части трилогии — «Песне перед заходом солнца» — Крис — юная девушка, «может быть, не красавица, с немного скуластым лицом и маленьким носиком, с ясными, глубокими карими глазами, такими ясными и глубокими, как горное озеро в Денбурне, с копной густых волос, которые временами казались то рыжими, то каштановыми».

Ни одно душевное состояние героини не ускользает от автора. Уже в юности существование ее далеко не безмятежно. В ней живет чувство постоянной тревоги за мать и братьев, страдающих от эгоизма отца. Не выдержав жестокого произвола мужа, доведенная до отчаяния, мать Крис кончает самоубийством.

Трагизм ситуации усугубляется тем, что Крис осознает свое одиночество. Смерть матери — переломный момент в жизни Крис. Она почувствовала, «что никогда не сможет быть прежней, но мир по-прежнему движется вперед, и ты должна двигаться вместе с ним. Дело было не только в том, что умерла мать, с ее смертью в твоем сердце умерло еще что-то, и это «что-то» было похоронено теперь на кладбище в Кинради; умерло твое детство, умер ребенок, который верил, что холмы и горы предназначены только для того, чтобы на них играли дети. Все это умерло, и детские мечты канули в вечность».

Уступая требованиям отца, она вынуждена оставить учебу в колледже, навсегда распрощавшись с мечтой стать учительницей. Крис мирится с необходимостью работать на ферме, заменив умершую мать.

Принимая во внимание условия развития характера Крис, Гиббон мастерски передает противоречивую гамму чувств, которые она испытывает к земле и крестьянскому труду. Восхищению шотландской природой, любви к родной земле противопоставлены недовольство грубостью односельчан и неприязнь к тяжелому и изнурительному труду земледельца. Человек и природа, их взаимосвязь, отношение земледельца к своему труду — эти вопросы волнуют Гиббона.

Поставленная волею обстоятельств ближе к земле, неожиданно для себя Крис ощущает ее целительную силу, и чувство привязанности к земле усиливается. В минуты радости Крис как бы обнимает землю, вдыхает ее аромат, в горе она черпает в ней силы.

Гиббон погружает свою героиню в стихию родной и близкой ей природы Шотландии. Древние камни друидов у озера Блэвери — единственное место, где она имеет возможность побыть одна, вдали от суеты повседневной жизни. Именно там приходит к ней понимание того, что «все проходит, ничего не остается, и только земля... будет жить вечно, такая же близкая тебе, как и ты — ей».

Раскрытые романистом волнующие связи человека с природой наполняют и обогащают характер Крис. Она ощущает себя частицей природы, и ее образ, постепенно впитывая все новые черты, превращается в символ вечной жизни и самой Шотландии, которая преодолеет на своем пути все невзгоды и из всех испытаний выйдет еще более сильной и прекрасной.

Следует отметить, однако, что автор, поднимаясь до символа, нигде не покидает вещности, и реалистическое начало выступает на первый план.

Показывая процесс становления личности Крис в развитии, автор соотносит ее с разными людьми, и во взаимодействии с каждым из них раскрывается какая-то новая грань ее характера.

Чуткость, душевная щедрость, человечность прекрасной натуры Крис проявляются в ее отношениях с односельчанами и особенно с Юэном Тэвенделом, ее будущим мужем. Описание любви Крис глубоко поэтично, и здесь субъективное лирическое отношение автора к героине играет немаловажную роль.

Крис познает истинный смысл жизни в браке с любимым человеком и материнстве. Замужество — это новый этап в нравственном развитии героини. Она настолько переполнена радостью, что как бы излучает доброту и душевное благородство.

Кажется, что счастье молодой семьи ничем не может быть омрачено. Но, как показывает романист, жизнь отдельного человека тесно переплетается с жизнью общества и ходом исторических событий. Гиббон подчеркивает, что человек, имевший в обществе до войны более или менее определенное место, лишается этой определенности под влиянием гигантской катастрофы, в которую вылилась первая мировая война. Крис и Юэн оказываются вовлеченными в водоворот событий. Сначала они, как и все жители Кинради, не обращают внимания на факт объявления войны, думая, что военные действия, ведущиеся где-то на континенте, их не коснутся. Но война «меняет жизнь обитателей даже такой далекой деревушки, как Кинради». Богатые фермеры наживаются на войне, а бедные арендаторы идут в армию, их посылают на фронт, в далекую Францию, о существовании которой они до этого знали только понаслышке. Многие гибнут на полях сражения, некоторые возвращаются домой калеками, а другие отказываются принять участие в войне.

Война потрясает основы жизни Крис и Юэна. На первых порах Кинради охватывает волна шовинизма. Юэн, единственный кормилец и глава семьи, не подлежащий призыву в армию, под влиянием чувства ложного патриотизма и под давлением «общественного мнения» записывается добровольцем в армию и уезжает из деревни, не успев попрощаться с Крис и предвидя ее отчаяние.

Война и служба в армии коренным образом изменяют мягкий и спокойный характер Юэна, делают его грубым и глухим к чувствам жены. Крис тяжело переживает его отчуждение. И на этот раз на ее долю выпали нелегкие жизненные испытания, но она, обладая большой жизнеспособностью, переносит их более стойко, чем Юэн. Безмерно горе Крис, когда она узнает о гибели Юэна, расстрелянного за дезертирство. Он бежит из армии под влиянием внезапно нахлынувших на него воспоминаний о родной земле и семье. Перед расстрелом Юэн так объясняет причины своего поведения: «Внезапно я почувствовал запах ветра, вдруг донесшегося до меня, и увидел луч солнца, и вспомнил Блэвери, и казалось, что я проснулся, вдыхая этот аромат. И я не поверил, что мог быть настолько безумным, чтобы очутиться в этой траншее. И тогда я повернулся и пошел прочь».

В описании гибели Юэна проявилась ненависть Гибоона к войне и презрение к тем, кто использует естественное чувство патриотизма и национальной гордости шотландцев в своих хищнических интересах.

Спорным представляется мнение критика Д. Барка, считающего, что очень быстрое превращение Юэна из уравновешенного человека, любящего мужа и отца в разнузданного солдата, глухого к чувствам жены, психологически неоправданно.

Думается, автор достаточно убедительно показывает, что покой и благополучие прежней жизни мало способствовали тому, чтобы в Юэне выработалась стойкость, столь необходимая в жизненных испытаниях. С другой стороны, бросая Юэна в водоворот войны, Гиббон хотел показать, как война ломает привычные представления, привитые прежним образом жизни, делает все вокруг непонятным и трагически изменяет судьбы простых людей.

Крис, как и Шотландия, потерявшая на войне своих лучших людей, глубоко скорбит о гибели мужа. «Она Знала, Что Все Это Было Ложью», — пишет автор, начиная каждое слово с большой буквы, и читатель воспринимает это как крик ее души.

Далее следует внутренний монолог Крис: «Но что ему до короля и его страны? Кинради — вот его родина, Блэвери тоже, но он не мог умереть за то, что не имело к нему никакого отношения», —с возмущением думает она.

История любви Крис глубоко драматична. Гибель Юэна придает ей трагедийное звучание. Со смертью Юэна кончается целый этап в жизни Крис, но утрата любимого человека не сломила ее нравственных сил. Жизнь Крис на этом не останавливается; она показана автором в развитии, как постоянное движение вперед.

Гиббон строит трилогию таким образом, что каждая ее часть знаменует собой какой-то определенный период в жизни героини и вместе с тем в жизни всей Шотландии. В этой связи справедливым кажется замечание У. Аллена о том, что «каждый роман трилогии отражает определенную ступень в развитии производства: от крестьянского труда через мелкое ремесленное предприятие к современному капиталистическому индустриальному комплексу».

Каждая веха в жизни Крис обогащает героиню, привлекательную чертами подлинного народного характера, очарованием и цельностью прекрасной женской натуры.

Рисуя Крис на фоне больших исторических событий, Гиббон подчеркивает причастность героини к этим событиям. Она — частица огромной армии шотландских крестьян, которые так же, как и Крис, начинают понимать неизбежность перемен в своей жизни.

С позиций реалиста автор «Песни перед заходом солнца» изобразил картину «обнищания крестьянства не только как трагедию этого класса, а как часть острых социальных конфликтов и изменений общества в целом».

Гиббон с большой достоверностью воссоздал тот уголок Шотландии, который хорошо знал, и вдохнул жизнь в людей, его населяющих.

На примере жизни Кинради с большой силой художественной типизации он разработал тему упадка патриархальной деревни.

«Это — песнь перед заходом солнца; деревня и ее люди никогда не будут прежними».

В трилогии «жизнь раскрывается во всем многообразии ее привлекательных сторон и ужасающей низости. И земля, с ее ароматами и запахами, с глубоким таинственным влиянием, которое она производит на людей, близких к ее почве, всегда в центре происходящего».

Вторая часть трилогии — «Вершины в облаках» — продолжает историю жизни Крис в небольшом городке Сэггете, куда героиня переезжает вместе со своим вторым мужем пастором Робертом Кэхуном и маленьким сыном Юэном. И здесь Крис — в центре событий, охватывающих период назревающего экономического кризиса и Всеобщей забастовки 1926 г.

Гиббон рисует процесс пробуждения трудящихся к классовой борьбе. Вооруженный передовым мировоззрением, автор находит в жизни материал, позволяющий раскрыть острый социальный конфликт — столкновение владельца ткацкой фабрики Моуата и тех, кто его поддерживает, с рабочими этой фабрики. Гиббон показывает, что это — две непримиримые группы людей, между которыми не может быть классового согласия.

Эта часть трилогии построена так, что нет ни одного значительного эпизода, который так или иначе не был бы связан с Крис, отчего образ еще более обогащается.

События социального и политического плана вызывают ответную реакцию со стороны Крис и пастора Кэхуна. В социальной борьбе нельзя быть нейтральным — вот вывод, к которому автор подводит своих героев.

Крис и Кэхун, поскольку они испытывают воздействие исторического процесса в целом, ставятся перед необходимостью выбора после возвращения Моуата из Италии.

В связи с этим особый интерес представляет авторская трактовка образа Крис в сравнении с пастором, в миропонимании которого писатель обобщает взгляды социалистов 20 гг. XX в. Это позволяет романисту подчеркнуть жизнестойкость Крис, неприятие религии.

Крис выражает мнение прогрессивной части жителей Сэггета, заявляя Моуату, что между ним и рабочими лежит непроходимая пропасть. В случае необходимости выбора она станет на сторону ткачей, так как уверена в том, что Моуат и ему подобные приведут Шотландию к катастрофе. Она сердцем понимает правоту рабочих.

Пастор Кэхун, со своей стороны, тоже осознает, что назревают какие-то перемены. Он не может не видеть бедственного положения рабочих и стремится хоть как-то помочь беднякам. Он пытается найти выход в соединении религии с социализмом, но, как показывает Гиббон, это невозможно. Кэхун, так же как и Крис, принимает сторону рабочих в социальном конфликте, но, не надеясь на их собственные силы, уповает на религию.

Всеобщая забастовка 1926 г. явилась серьезным жизненным испытанием для Кэхуна и Крис.

Поражение забастовки для пастора — смертельный удар, крушение всех надежд и иллюзий. Видя резкое ухудшение условий жизни рабочих, преследования, которым подвергаются участники забастовки, пастор тяжело переживает свою беспомощность и впадает в отчаяние. Трагический случай с грудным ребенком одного из безработных ткачей оказался роковым для болезненной психики Кэхуна. Смертельно больной, он в своей последней проповеди говорит о невыносимых страданиях народа и о равнодушии обывателей к его бедствиям, обвиняя прихожан в бессердечии.

Если поражение забастовки наносит пастору смертельный удар, то оно не подрывает жизненных устоев Крис. Трезвый подход к происходящему не позволяет ей полагаться на планы сотрудничества между рабочими и фабрикантами на религиозной основе. Тем не менее в ней живет надежда на лучшее будущее, о которой говорил пастор в последней проповеди.

Знаменательно, что именно Крис в конце второй части романа видит звезду на темном ночном небе. Это, по замыслу Гиббона, луч надежды на светлое будущее Шотландии.

В заключительной части трилогии («Серый гранит») герои изображены автором как участники исторического процесса. Здесь в качестве главного героя выступает сын Крис Юэн, который является основным действующим лицом. Он как бы создан для того, чтобы продолжить дело Крис, а сама героиня отодвигается на второй план.

Ключ к пониманию образа Юэна заложен уже в самом названии книги. Гиббон отмечает, что еще в раннем детстве «было в этом ребенке что-то твердое, сияющее и несгибаемое, как скала, что-то, напоминающее гранит». Это и отличало его от других детей. Автор часто повторяет, что Юэн — твердый и холодный, как серый гранит.

В образе Юэна Гиббон поднимает и по-новому решает проблему становления личности в изменяющейся исторической обстановке. Романист приходит к выводу, что участие в социальной борьбе является необходимым условием формирования нового человека. Юэн не сразу приходит к борьбе. Автор рисует его юношеские годы, пробуждение в нем борца за права трудящихся. Юэн, как и сам автор, проявляет интерес к археологии. Его воображение занимают люди, которые жили в его родных местах сотни лет назад. Ему хочется узнать, как зарождалась цивилизация. Юноша мечтает об учебе в университете, но понимает, что это невозможно, так как после смерти отчима он должен помогать матери.

Изображая юность героя, Гиббон часто обращается к истории Шотландии, рассматривая движение жизни как исторический процесс. Следует отметить, что в данном случае проявилось влияние Гиббона — историка и археолога — на Гиббона-романиста. В «Сером граните», как и в предыдущих частях трилогии, перед читателем проходят картины исторического прошлого Шотландии, тесно переплетаясь с ее настоящим. Настоящее рассматривается писателем как часть движения человечества вперед, к прогрессу. Гиббон понимает, что старое кануло в вечность, а будущее Шотландии принадлежит таким молодым людям, мак Юэн.

Автор уделяет большое внимание процессу пробуждения политической сознательности Юэна. Он понимает, что вокруг него ведется политическая борьба и чувствует необходимость принять в ней участие, но колеблется, не зная, к какой партии примкнуть. Он презирает лейбористскую партию, так как считает, что ею руководят карьеристы-политиканы и сторонники реформ. К коммунистам он тоже относится настороженно. Политическая судьба Юэна решается после одной из забастовок. Он арестован и брошен в тюрьму, где подвергается пыткам. В камере одиночного заключения Юэн начинает осознавать себя частицей всеобщей борьбы простых людей за свое освобождение, свою связь с узниками во всем мире: «...в Шотландии, в Англии, в камерах пыток нацистской Германки, в тюрьмах Алабамы... в Польской Украине...». Юэн постигает истинный смысл борьбы за справедливость и по выходе из тюрьмы вступает в коммунистическую партию.

Представляется уместным провести параллель между Юэном и самим автором. Так же, как и Юэн, Гиббон чувствовал необходимость приблизиться к политическому движению рабочих и принять участие в борьбе.

К Гиббону в полной мере можно отнести слова Д. Линдсея о том, что «проникновение в борьбу — это проникновение в жизнь народа, который борется. Писатель, таким образом, волей неволей эмоционально и интеллектуально вовлекается в жизненные конфликты, которые формируют его мировоззрение. Его отношение к общественным конфликтам, к народу, к которому он обращается и который он изображает, будет определяться общими с народом чувствами, осознанием, проникновением в процесс его жизни, направления этого процесса».

Заслуга Гиббона в том, что он сумел понять историческую тенденцию движения вперед, к социализму и «подчинить свое художественное восприятие частной жизни центральной, господствующей теме нашего века — борьбе нового общества за освобождение из слабеющих тисков старого».

Юэн решает посвятить свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса. Его классовое сознание крепнет под влиянием руководителя коммунистической ячейки Джима Триза, образ которого до конца не раскрыт автором, но основные черты его характера — вера в правоту своего дела, способности организатора — становятся очевидными после первой встречи с ним.

Труден путь Юэна к рабочим массам. Интеллектуально он выше своих товарищей по работе, и они сначала относятся к нему с недоверием и даже враждебно. Юэну, крестьянину по происхождению, нелегко «слиться» с рабочими, понять их интересы. Но чем больше общается он с рабочими, тем труднее отделить его от них. Постепенно Юэн начинает осознавать, что в рабочих есть что-то, отличающее их от других классов, что когда рабочие объединяются, они представляют собой огромную силу. Он задумывается над ролью руководителя рабочего движения и приходит к выводу, что лидер будет пользоваться авторитетом у рабочих только в том случае, если до конца поймет их интересы. Сердце Юэна наполняется гордостью, когда на одном из митингов рабочие тепло приветствуют его как своего вожака, и он понимает, что навечно связал свою судьбу с ними.

Писатель идет новыми, неизведанными путями, поэтому естественно, что он не избежал некоторого схематизма в изображении характера Юэна.

«Трудность состоит в том, чтобы показать борьбу за создание нового человека во всей ее полноте, сложности, истине; со всеми ее колебаниями, противоречиями и успешным их преодолением», — писал Д. Линдсей о сложности передачи характера нового человека.

Образ Юэна кажется суховатым, лишенным простых человеческих качеств. Он слишком суров в суждениях о людях; отказывается от личной жизни, считая, что это может помешать ему в борьбе.

Юэн становится «несколько абстрактным героем из народа, а не образом, в котором чувства радости восприятия жизни поднялись бы на новую высоту классового сознания».

Мы уже указывали на то, что в этой части «Шотландской тетради» своеобразно трактуется образ Крис. На первый план здесь выдвигается характерная для литературы XX в. Тема матери, отдавшей человечеству сына — самое дорогое, что у нее есть на земле. Оставаясь, на первый взгляд, как бы в стороне от событий романа, Крис живет в своем сыне.

Крис, будучи не в состоянии обрести душевную гармонию как в семейной, так и в политической жизни, возвращается в родную деревню, надеясь найти там «последнее успокоение». И земля, и люди, работающие на ней, по-прежнему влекут ее к себе. Крис не мыслит себе дальнейшую жизнь без этих людей, ощущает себя их частицей. Для нее теперь смысл жизни в простом крестьянском труде. В земле — истоки ее существования, она по-прежнему верит в постоянные изменения.

Заканчивается еще один период в судьбе Крис, но круг ее жизни на этом не замыкается. В гуще народной борьбы остается Юэн, а Крис, олицетворяющая самое жизнь, будет двигаться вместе с шотландской землей к счастью и свободе.

В истории жизни Крис отразилась типичная судьба шотландской женщины, но вместе с тем образ Крис — это символ самой Шотландии.

«Шотландская тетрадь» — это летопись жизни Крис и шотландского народа, частицей которого она является и чьи лучшие черты олицетворяет.

Вот почему кажется верным замечание А. Кеттла о том, что «Шотландская тетрадь» Грэссика Гиббона — «волнующее произведение, представляющее собой важный вклад в развитие английской литературы».

Л-ра: Эстетические позиции и творческий метод писателя. – Москва, 1973. – С. 175-185.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up