Биография Фёдора Достоевского
Родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877).
Фамилии образовалась от названия родового села Достоево (ныне Ивановского района Брестской области, Белоруссия), пожалованного минским князем Ф.И. Ярославичем предку Достоевского – шляхтичу Даниле Ивановичу Ирцишчевичу (Арцишчевичу) в 1506 году.
Отец Достоевского, Михаил Андреевич (1789-1839), из духовного сословия , служил штаб-лекарем в московской Мариинской больнице для бедных; в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831-1833 гг. приобрел небольшое имение в Каширском уезде Тульской губернии – сельцо Даровое и соседнюю деревню Черемошню (теплые детские воспоминания о поездках туда отразились в художественных произведениях и публицистике писателя). Достоевский запомнил отца как человека независимого, но угрюмого, вспыльчивого и подозрительного, жившего в ожидании несчастий, разорения, бедности. Выйдя в отставку 1837 г. после смерти жены, отец Достоевского поселился в Даровом; в 1839 г., по устному преданию и воспоминаниям родственников, был убит своими крепостными крестьянами, по документам – умер от апоплексического удара. Мать Достоевского, Мария Федоровна (из купеческого звания, урожденная Нечаева, 1800-1837 гг.), была натурой поэтической и религиозной.
В семье Достоевский было еще 6 детей. Дети росли в атмосфере строгости и благочестия, в семье царил культ русской истории и литературы. Первыми книгами Достоевского стали «Сто четыре Священные истории Ветхого и Нового Завета», «История государства Российского» Н.М. Карамзина, а также произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
В 1833 году Достоевский был отдан в полупансион Н.И. Драшусова; с осени 1834 г. по весну 1837 г. Достоевский и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л.И. Чермака, где их кумиром стал учитель русской словесности Н.И. Биллевич: под его влиянием они стали думать о литературе как о профессии. Потеряв в 1837 г. горячо любимую мать и пережив смерть Пушкина как личную утрату, Достоевский вместе со старшим братом по решению отца уехал в Санкт-Петербург и поступил в подготовительный пансион К.Ф. Костомарова. С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище, однако тяготился специальными предметами – артиллерией, фортификацией и т.н. фронтом: смотрами, парадами, маршами. Дружеское общение в узком кругу проходило под знаком романтической поэзии, творчества Ф. Шиллера, У. Шекспира.
В 1839 г. Достоевский сформулировал свое творческое кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». В начале 1841 г. Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм – «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. сообщал брату о работе над драмой «Жид Янкель». Рукописи драм не сохранились. По окончании курса (1843) и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербуржской инженерной команды в 1844 г. вышел в отставку и уволился в чине поручика.
Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 году переводом повести «Евгения Гранде» О. де Бальзака, которым он тогда особенно восхищался. В 1846 г. в альманахе Н. А. Некрасова «Петербургский сборник» был опубликован роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы, но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Роман был восторженно встречен Белинским, определившим талант Достоевского как необыкновенный и самобытный, а его произведение – как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. между писателем и критиком наступило резкое охлаждение, закончившееся разрывом: Белинский не простил Достоевскому отход от гоголевского направления, измену социальной теме. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В.Н. Майков. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах» (1846), рассказ «Господин Прохарчин» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), рассказ-очерк «Ползунков» (1848), сентиментальная повесть «Слабое сердце» (1848), очерк-фельетон «Честный вор» (1848), фельетон «Елка и свадьба» (1848) и незавершенный роман «Неточка Незванова» (1849), в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углубленный психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей.
Конфликт с Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. В 1846 г. он познакомился с семьей Майковых, с 1847 г. посещал «пятницы» М.В. Петрашевского; сблизился с радикальным петрашевцем Н.А. Спешневым. За публичное чтение письма Белинского Гоголю был арестован (23.04 (05.05) 1849 г.), провел под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с женами декабристов. С января 1850 по 1854 Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге, в январе 1854 г. был зачислен солдатом в Сибирский линейный батальон и смог возобновить переписку с родными. В 1855 г. был произведен в унтер-офицеры, в 1856 г. после длительных хлопот сибирских и петербургских знакомых – в прапорщики.
Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. 6 (18) февраля 1857 г. Достоевский женился на М.Д. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжанином» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине поручика и получил разрешение жить в Твери (с запретом въезда в обе столицы). В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. из Твери Достоевский с женой и пасынком переехал в Санкт-Петербург.
Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нем кружок единомышленников. Журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), сотрудниками которых стали критики Н.Н. Страхов и А.А. Григорьев, дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома» (1861-1862), отразившие впечатления Достоевского от 4-летнего пребывания на каторге.
Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» (1864), утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания.
Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А.И. Герценом. В 1863 г. вторично выехал за границу, в Париже встретился с А.П. Сусловой, драматические отношения с которой (1861-1866) найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского (1862-1871): рулетка захватила его целиком. В 1864 г. умерла от чахотки жена Достоевского; в том же году скоропостижно скончался брат Михаил и Достоевский взял на себя долги по ж-лу «Эпоха».
1866 г. – роман «Преступление и наказание».
Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А.П. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» (1866). В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А.Г. Сниткину, которая зимой 1867 г. стала его женой. Новая женитьба принесла Достоевскому семейное счастье, которого он был лишен в первом браке. С весны 1867 до лета 1871, спасаясь от кредиторов, Достоевский с женой жил за границей – в Германии, Швейцарии, Италии. В 1868 г. у Достоевского родилась дочь Софья, прожившая всего 3 месяца, затем – дочь Любовь (1869-1829), ставшая в последствии писательницей; позднее в России родился сын Федор, в 1875 г. – сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от эпилепсии.
В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» (1868).
1869-1870 гг. – замысел неосуществленной эпопеи «Житие великого грешника».
1870 г. – рассказ «Вечный муж».
1871-1872 гг. – роман «Бесы».
В июле 1871 года Достоевский вместе с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г. Достоевский с семьей провел в Старой Руссе (Новгородская губерния), приезжал сюда и в дальнейшем; в 1876 г. здесь им был приобретен дом. Став редактором газеты-журнала «Гражданин», Достоевский с 1873 г. начал осуществлять давно задуманную идею «Дневника писателя», выходившего с 1876 отдельными выпусками до самой смерти Достоевского.
Весной 1874 г., тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы легких за границу, в Эмс (поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879 гг.).
1874-1875 гг. – роман «Подросток».
1876 г. – рассказ «Кроткая».
1877 г. – рассказ «Сон смешного человека».
1878-1879 гг. – роман «Братья Карамазовы».
Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве.
В ночь с 25 на 26 января (с 6 на 7 февраля) 1881 г. у Достоевского пошла горлом кровь, через два дня он скончался; похоронен 31 января (12 февраля) в Александро-Невской лавре при огромном стечении народа.
Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществиться в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны м счастливы, не потеряв способности жить на земле»; в этой вере – квинтэссенция его гуманизма и религиозный исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести», выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху кактаклизмов.