Биография Лэнгстона Хьюза

Биография Лэнгстона Хьюза

Джеймс Мёрсер Лэнгстон Хьюз – американский поэт, прозаик, драматург и колумнист; известен как один из ведущих и влиятельных писателей культурного движения «Гарлемского ренессанса» и первооткрыватель «джазовой поэзии» – родился 1 февраля 1902 года в городке Джоплин (штат Миссури, США).

Мальчик был вторым ребёнком в бедной семье школьной учительницы Керри (Каролины) Мерсер Ленгстон и её мужа Джеймса Натаниэля Хьюза (1871-1934). От родителей Ленгстон Хьюз унаследовал негритянские, европейские и даже индейские корни. Обе его бабушки по линии отца были негритянками, а дедушки по отцовской линии были белыми: один имел шотландское происхождение, а второй еврейское. Ленгстон рос в гетто.

Хьюз был назван в честь своего отца и двоюродного деда, Джона Мерсера Лэнгстона, который в 1888 стал первым чернокожим американцем избранным в Конгресс США от штата Вирджиния. Его бабушка по линии матери, Мэри Паттерсон, имела негритянскую, французскую, английскую и индийскую кровь. Она была одной из первых женщин, которая училась в Оберлинском колледже.

Брак Хьюзов распался, и отец оставил семью. Он поехал на Кубу, а потом в Мексику в поисках покоя от невыносимого расизма, царившего в Соединенных Штатах. После развода родителей, мальчик жил в Канзасе, где его воспитывала его бабушка Мэри Паттерсон Лэнгстон.

Благодаря опыту аболиционистской борьбы своего поколения, Мэри Лэнгстон привила молодому Хьюзу прочное чувство расового достоинства. Свои детские годы Хьюз провёл в городке Лоуренс, штат Канзас. После смерти бабушки, он был вынужден жить в течение двух лет с друзьями семьи Хьюз, Джеймсом и Мэри Рид. Из-за нестабильности в те годы, его детство не было счастливым, однако уже тогда Лэнгстон начал формироваться как поэт. Позже, Хьюз проживал в Линкольн, штат Иллинойс со своей матерью Керри, которая второй раз вышла замуж, когда Ленгстон был ещё в подростковом возрасте. Вскоре семья переехала в Кливленд, штат Огайо, а Хьюз пошёл в среднюю школу.

В Линкольнской средней школе Ленгстон был избран поэтом в своём классе. Многие годы спустя Хьюз вспоминал, что сначала он считал, что было из-за стереотипа, что якобы темнокожие имеют чувство ритма. В течение обучения в Кливленде Лэнгстон работал в школьной газете и был редактором ежегодника, и уже тогда начал писать свои первые стихи, рассказы и пьесы. Его первое стихотворение в направлении джазовой поэзии «When Sue Wears Red» (Когда Сью одевается в красное) было написано, ещё когда он был школьником. Это было в то время, когда Лэнгстон заинтересовался чтением книг.

У Хьюза были напряжённые отношения с отцом. Некоторое время в 1919 он жил с ним в Мексике. Отношения были настолько напряженными, что не раз это подталкивало молодого человека к мыслям о самоубийстве. После окончания средней школы в июне 1920, Хьюз снова жил с отцом, пытаясь убедить того дать ему денег на обучение в Колумбийском университете. Позднее, прежде чем вернуться в Мексику, Хьюз вспоминал: «Я размышлял о странной нелюбви отца к людям своей расы. Я не мог этого понять, ведь я был темнокожим и любил всем сердцем темнокожих».

Сначала, отец Хьюза надеялся, что его сын поступит в какой-то иностранный университет и выберет себе специальность инженера. При таких условиях, он был готов обеспечить финансовую поддержку и оплатить обучение. Джеймс Хьюз не разделял желание сына стать писателем. В конце концов, им удалось прийти к компромиссу — Лэнгстон должен изучать инженерию до тех пор, пока будет учиться в Колумбийском университете. После того, как плата за обучение была внесена, он оставил отца, с которым прожил более года.

В университете Лэнгстон получал довольно неплохие оценки, но был вынужден покинуть заведение в 1922 из-за постоянных расистских выпадов в свою сторону. К тому же, в те годы его более интересовало происходящее вокруг Гарлема, чем обучение, и уже впоследствии Хьюз вернулся к написанию стихов.

Долгое время Хьюз не имел постоянной работы. В 1923 он поступил в состав экипажа на борт SS Malone, на котором провёл 6 месяцев, путешествуя от Западной Африки до Европы. Ленгстон решил остаться в Европе, когда SS Malone сделал временную остановку в Париже.

В начале 1920-х он присоединился к остальным темнокожим эмигрантам, проживавшим в Париже. В ноябре 1924 Хьюз вернулся на родину и поселился вместе с матерью в городе Вашингтон. С тех пор он сменил много работ, пока не устроился личным помощником историка Картера Вудсона, работавшего в Ассоциации по исследованию жизни и истории афроамериканцев. Недовольный условиями труда, которая мешала ему заниматься литературной деятельностью, Хьюз уволился и устроился помощником официанта в гостинице, где должен был убирать грязную посуду. В то время он познакомился с поэтом Вэйчелом Линдсеем, которого поразил своими стихами. Уже тогда ранние стихи Хьюза публиковались в различных журналах, и вскоре вошли в его первый поэтический сборник.

В том же году Хьюз был зачислен в университет Линкольна, известного высшего учебного заведения для чернокожих в округе Честер, штат Пенсильвания. Там он стал членом афроамериканского «Братства Омега Пси Фи», основанного в Говардском Университете в Вашингтоне.

В 1930-е сблизился с коммунистическим движением, как и многие другие афроамериканские деятели искусства той эпохи, видя в социализме альтернативу сегрегированной Америке (в частности, он оценил участие Коммунистической партии США в защите «парней из Скоттсборо»). Он участвовал во многих прокоммунистических организациях типа «клубов Джона Рида», но в компартию так и не вступил. Взгляды Хьюза отобразились в его стихах того времени, а поэзия публиковалась в изданиях компартии.

В январе 1932 сотрудники советского внешнеторгового ведомства «Амторг» пригласили Хьюза в СССР в качестве сценариста фильма «Чёрное и белое» о расизме в США. Он собрал делегацию в СССР, отобрав в её состав 22 чёрных американцев, в основном деятелей искусства из числа уроженцев Гарлема. После начала съёмок в Крыму проект был по ряду причин закрыт, но в 1932-1933 часть делегации Хьюза отправилась в Туркестан, чтобы оценить, что советская власть предпринимает для коренных народов.

В Советском Союзе он получил возможность беспрепятственно ездить по территории страны, в том числе по закрытым для западных глаз местам, став первым американцем с фотокамерой в среднеазиатских республиках. В Туркменистане он сдружился с «диким венгром» Артуром Кёстлером, ставшим его переводчиком, а в Узбекистане наткнулся на занимавшегося в местном колхозе выведением новых сортов хлопка афроамериканского коммуниста Оливера Голдена. Вернувшись в США через Китай и Японию, Хьюз в 1934 опубликовал книгу «Негр смотрит на советскую Среднюю Азию».

Поддерживая борьбу республиканцев в гражданской войне в Испании, в 1937 отправился туда как корреспондент ряда афроамериканских газет, включая «Baltimore Afro-American»; также его репортажи размещались в газете интербригад «Волонтёр свободы». С другой стороны, он изначально не поддерживал идею вступления США во Вторую мировую войну, пока не пришел к выводу, что участие темнокожих американцев в войне поможет в борьбе против расовой сегрегации и законов Джима Кроу. Всё это, как и то, что он выступал за деколонизацию Африки, против дискриминации чернокожего населения Америки и даже предлагал создание для него автономии на юге США, не только вызывало травлю как «красного» со стороны правых и расистских кругов, но привлекло внимание маккартистов. В 1953, когда Хьюз давал показания комиссии Маккарти, он дистанцировался от коммунистов, как и от политической жизни вообще.

Лэнгстон Хьюз умер 22 мая 1967 года от осложнений после полостной операции.

Произведения:

Поэзия:
1926 - «Грустные блюзы» /“The Weary Blues”
1927 - «Лучшие вещи в закладе» /“Fine Clothes to the Jew”
1932 - «Скоттсборо лимитед» /“Scottsboro Limited”
1938 - «Новая песнь»
1942 - «Шекспир в Гарлеме» /“Shakespeare in Harlem”
1949 - «Билет в один конец» /“One Way Ticket”
1951 - «Монтаж несбывшейся мечты» /“Montage of a Dream Deferred”
1967 - «Пантера и хлыст» /“The Panther and the Lash”

Проза:
1930 - «Смех сквозь слёзы» /“Not Without Laughter”
1934 - «Негр смотрит на советскую Среднюю Азию»
1934 - «Нравы белых»
1935 - «Мулат» /“Mulatto”(пьеса)
1940 - «Большое море» /“The Big Sea” (автобиографическая проза)
1952 - «Смеяться, чтобы не плакать» /“Laughing to Keep From Crying” (сборник рассказов)
1956 - «Брожу по свету и удивляюсь» /“I Wonder as I Wander” (автобиографическая проза)
1958 - «Победные бубны» (роман)
1961 - «Черное Рождество» /“Black Nativity” (пьеса)
1961 - «Лучшее о Симпле» /“The Best of Simple” (сборник)

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up