Жанровые особенности романа Р. Райта «Сын Америки»
Рита Мачюльскене
Имя Р. Райта (1908-1960) приобрело известность в середине 30-х гг. Путь Р. Райта в литературе охватывает три десятилетия, однако в истории черной Америки этот временной отрезок имеет существенное значение, так как творчество Р. Райта сыграло выдающуюся роль в духовном возмужании черного американца.
Имя Р. Райта обычно ассоциируется с его прославленным романом «Сын Америки» (1940).
Вся структура этого романа раскрывает трагедию индивидуального протеста как типичного явления американской действительности. На первый взгляд, это криминальный роман, в котором автор развивает тему преступления. Но в романе можно резко отличить и другие чисто внешние определения общей проблематики. «Сына Америки» можно рассматривать и как социальный роман, обнажающий общественно-экономические корни преступности, и как роман преимущественно психологический, исследующий духовный мир убийцы, и как философский роман, ставящий проблему преступления и человеческой судьбы вообще. Кроме того, в этом романе нетрудно обнаружить композиционные принципы детективного жанра.
Исходя из теоретического положения, что характерным признаком жанра романа объективно является синтетичность, к этому роману тоже следует подойти синтетически, с учетом всего сложного переплетения различных тенденций. Вряд ли можно выделить в романе эти различные стороны или линии как самостоятельные тематические пласты. Как, например, выделить «социально-бытовую» или «этико-философскую», или выделить «специальный» пласт «расовой проблематики»? Все эти тесно переплетающиеся линии говорят о многосторонней проблематике романа, которая определяет своеобразную жанровую целостность произведения.
Положив в основу романа криминальный сюжет, Р. Райт создал произведение глубокого социального обобщения. Писатель показал ужас расизма, но не во внешних, привычных формах, а с иной, неожиданной стороны. Всей логикой художественных образов продемонстрировал он, как расизм деформирует сознание не только угнетателей, но и угнетенных, прививая им комплекс неполноценности, страха, безнадежности и отчуждения, воспитывая у них психологию загнанного зверя.
Своеобразие жанровой специфики «Сына Америки» заключается в том, что писатель дает новую концепцию личности черного американца — жертвы и продукта расового угнетения. Концепция личности, которую мы находим в образе Томаса Биггера, на наш взгляд, основана на социальном детерминизме, который свойствен литературе критического реализма и натурализма, и в дополнение можно отметить, что в ней прослеживается экзистенциалистский подход, так как автор уделяет внимание проблеме свободы личности и свободного выбора. Следует признать, что авторская концепция насилия как нормы жизни американского Юга не делает никаких отступлений от реализма. Так как почвой, на которой родился и развивался роман как жанр всегда было соотношение личности и общества, в своем «Сыне Америки» Райт тоже старается раскрыть отношения индивида с окружающей его средой.
Томас Биггер не только испытывает воздействие общего состояния социальной среды, воздействие расовой дискриминации, но и пытается действовать сам. Он убивает белую девушку. Его преступление объясняется не патологическими наклонностями героя; оно факт социальной, а не индивидуальной психологии.
Поступки героя, которые заслуживают осуждения с нравственной и этической точки зрения, вызваны его паническим страхом перед жизнью. Таким образом Райт раскрывает социальную детерминированность мироощущения и поведения Биггера. В этом отношении в романе можно проследить мотивы экзистенциализма, так как в своей философии экзистенциалисты уделяли огромное значение фактору страха, сковывающего свободу индивида и имеющего отрицательное воздействие на этический выбор.
Динамика произведения в целом, движение характера определены драматическим столкновением духовных запросов личности, ее стремления к самовыражению с равнодушием и сопротивлением общества, переходящим в прямую враждебность. Как следствие этой коллизии рождается и внутренний, нравственный и психологический конфликт, трагическое раздвоение личности главного героя.
Проследив по этапам путь своего героя, писатель исследует одновременно и разные стороны жизни американского общества в целом. Потенциальные возможности загублены в Биггере тяжелым бытом, борьбой человека за существование, отторжением его от духовной культуры. Логика движения внутреннего мира героя прослеживается в постепенном отчуждении юноши от людей. Все это создает то общее состояние мира, в котором совершается преступление. В этом-то состоянии мира Биггер действительно решается на свой поступок. Это преступление должно было разрешить нечто очень важное и в личном сознании и в судьбе самого Томаса, и в его отношении к миру, и, наконец, в самом мире.
«Страх», «Бегство», «Судьба» — так озаглавил Райт три части своего романа, имея в виду, конечно, не столько сюжетную последовательность, сколько фазы процесса, который происходит в душе Биггера.
Основная гуманистическая идея романа — защита человека, протест против его гибели. Этим определяются и особенности сюжета, который представляет собой не столько развитие событий, сколько историю эмоциональной, внутренней жизни героя. Исследователь Л.П. Башмакова выдвинула интересную мысль, что «в традиционный жанр социально-психологического романа Райт вносит творчески переосмысленный принцип эмоционального двоемерия негритянских блюзов». Особый психологический опыт черного человека лирический герой блюза раскрывает через привычный психологический стереотип. Райт показал его в своих героях. В подтексте диалогов, внутренних монологов героя, как и за строками блюзов — страдание, чувство неудовлетворенности собственной жизнью. Главную особенность поэтики блюза составляет переплетение смеха и трагизма. Шутливо-ироническое преодоление собственного бессилия и страха перед жизнью свойственно и герою Райта. Райт показывает, как неизбежен бунт личности против собственной маски, хотя начинается он неосознанно: "Его томило желание остаться одному, он прошел еще квартал и свернул в переулок. Вдруг он начал смеяться, тихо, судорожно; он остановился и почувствовал что-то влажное, теплое у себя на щеке; и он смахнул это. «Господи, — прошептал он, — я досмеялся до слез»”.
Авторскую точку зрения в романе о мотивах и последствиях преступления выражает адвокат Макс. Говоря о судьбе Биггера, автор развивает мысль об особых жизненных ситуациях, «положениях», для которых оказываются неприемлемы правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. И не только сам человек, подавленный исключительным положением, но даже и беспристрастный наблюдатель адвокат вдумывается в такое исключительное положение, останавливается в недоумении и начинает испытывать ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно иной мир, где наши понятия о добре и зле не могут иметь никакой силы.
Надо отметить, что обстоятельства в романе не являются специальным объектом авторского описания. Они служат для выражения внутреннего мира героя. Все внешние факты жизни Биггера создают социальный фон для психологического конфликта романа, они вовлекаются в сюжет как сфера проявления чувств Биггера. В результате романная форма драматизируется, а элементы композиции (диалоги, монологи, натуралистические сцены) выступают как органическая часть сюжета. Это дает удивительно тонкую характеристику положения, в котором находится главный герой «Сына Америки». Более того, художественные средства способствуют верному определению целостного «состояния мира» в романе.
И хотя в романе есть традиционная развязка — Томас Биггер наказан смертной казнью на электрическом стуле, основные проблемы «Сына Америки» не решаются. Р. Райт поставил в своем романе главным образом неразрешимые тогда жизненные проблемы. Говоря о проблеме «неразрешимости» идей в произведении Райта, следует иметь в виду то, что в романе ставятся, так сказать, последние, конечные вопросы человеческого бытия и сознания — вопросы, которые могут быть решены лишь в ходе человеческой истории в целом.
Роман «Сын Америки» можно назвать «американской трагедией» в ее негритянском варианте, так как «Сын Америки» продолжил проблематику романа Драйзера. Помимо национальных литературных традиций, глубокий след в художественном мире романа оставила и традиция Ф.М. Достоевского. Но в новую социально-историческую эпоху Райт создает и новую художественную реальность, в которой нравственное, психологическое, социальное и философское находится в ином соотношении, чем в «Преступлении и наказании».
В заключение следует отметить, что Р. Райт в романе «Сын Америки» своеобразно решает жанровые проблемы. В своем художественном методе писатель смело сочетает социально-психологический детерминизм с лирическим повествованием, принципы натурализма с романтизмом, объективные и субъективные начала.
Л-ра: Литература ХХIХ (3). Античная и зарубежная литература. Метод, жанр, стиль. – Вильнюс, 1987. – С. 62-65.
Произведения
Критика