Биография Натали Саррот
Натали Саррот (урождённая Наталья Ильинична Черняк) – французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат – родилась 5 (18) июля 1900 года в Иваново-Вознесенске (Российская империя) в образованной еврейской семье.
Её мать, Полина Шатуновская (во втором браке Борецкая-Бергфельд), была литератором; отец, Илья Евсеевич Черняк (1869-1949) – инженером-химиком, выпускником Женевского университета. Мать публиковалась под псевдонимом «Н. Вихровский», автор романа «Время» (Берлин: Парабола, 1932), повести «Их жизнь». Отец в 1900 основал около Соковского моста в Иваново-Вознесенске мануфактуру, в которой занимался промышленным производством красителей.
В 1902 родители развелись. Мать вторично вышла замуж за историка и публициста Николая Петровича Борецкого-Бергфельда, автора книг «История Венгрии в Средние века и Новое время» (СПб: Брокгауз-Ефрон, 1908), «История Румынии» (СПб: Брокгауз-Ефрон, 1909 и 1910), «Колониальная история западноевропейских континентальных стран» (СПб: Брокгауз-Ефрон, 1912 и 1914), и переехала в Париж, а в 1906 году в Санкт-Петербург. Наталья некоторое время жила в новой семье матери, а в феврале 1909 (в восьмилетнем возрасте) переехала к отцу в Париж (где он жил с 1907 года со своей второй женой Верой и вскоре вновь наладил производство красителей в Ванве). Мать с отчимом также покинули Россию и перебрались в Будапешт.
В Париже Саррот окончила лицей Фенелона, высшее образование получала в Сорбонне. В 1925 закончила юридический факультет в Парижском университете и была принята в коллегию адвокатов, где и проработала до 1940.
В 1925 Натали выходит замуж за адвоката Раймонда Саррота. У них родились три дочери – Анна, Клод и Доминик. В начале 40-х Саррот серьёзно начала заниматься литературой. В 1932 была написана её первая книга «Тропизмы» – серия коротких эскизов и воспоминаний. Роман впервые был опубликован только в 1939, и Вторая мировая война не поспособствовала его популярности. В 1941 под действием нацистского закона Натали Саррот была отстранена от должности адвоката, так как никогда не скрывала своего еврейского происхождения. Натали пришлось развестись с мужем, чтобы защитить его от действия нацистского закона. Их развод никак не повлиял на их отношения – они оставались вместе до конца жизни.
Уже в первой книге «Тропизмы» (Tropismes, 1939), Саррот проявила интерес к сфере подсознания и тончайшим оттенкам человеческих чувств. Ее следующий роман, «Портрет неизвестного» (Portrait d'un inconnu, 1948), получил одобрительный отзыв Ж. П. Сартра. Подобно романам «Мартеро» (Martereau, 1959) и «Планетарий» (Le Plan tarium, 1959), он сохраняет узнаваемые характеры и нарочито банальный сюжет.
Позже Саррот разрабатывала тему художественной литературы – сначала с точки зрения читателя в «Золотых плодах» (Les Fruits d'or, 1964), затем с точки зрения автора в книге «Между жизнью и смертью» (Entre la vie et la mort, 1968). В ее поздних произведениях – особенно характерен роман «Говорят глупцы» (Disent les imb ciles, 1976) – полностью отсутствуют как узнаваемые характеры, так и сюжет. В 1983 она выпустила книгу «Детство» (Enfance).
Саррот публиковала также критические эссе по проблемам современного романа, изданные в 1956 в сборнике «Эра подозрения» (L’Ere du soupçon). Сценарии многочисленных театральных пьес и пьес для радио вышли отдельным томом под названием «Театр» (Théâtre, 1978).
Натали Саррот умерла 19 октября 1999 года в Париже.
Произведения:
«Тропизмы» («Tropismes», 1939)
«Портрет неизвестного» («Portrait d’un inconnu», 1948)
«Эра подозрения» («L’Ere du soupçon», 1956) – сборник критических эссе
«Мартеро» («Martereau», 1959)
«Планетарий» («Le Planetarium», 1959)
«Золотые плоды» («Les Fruits d’or», 1964)
«Между жизнью и смертью» («Entre la vie et la mort», 1968)
«Вы слышите их?» («Vous les entendez ?», 1972)
«Говорят глупцы» («Disent les imbéciles», 1976)
«Театр» («Théâtre», 1978) – сборник сценариев
«Дар речи» («L'Usage de la parole», 1980) – сборник эссе
«Детство» («Enfance», 1983)
«Ты себя не любишь» («Tu ne t'aimes pas», 1989)
«Здесь» («Ici», 1995)
«Откройте» («Ouvrez», 1997)
Произведения
Критика