Биография Курта Тухольского
Курт Тухольский – немецкий журналист и писатель еврейского происхождения; также писал под псевдонимами Каспар Хаузер, Петер Пантер, Теобальд Тигер и Игнац Вробель – родился 9 января 1890 года в Берлине.
Раннее детство провел в Штеттине, куда его отец, банковский работник Алекс Тухольский (1855-1905) переехал по работе. В 1899 семья, в которой, кроме Курта, было двое детей, вернулась в Берлин. После смерти отца осталось достаточно средств, чтобы Курт мог учиться. Он посещал Французскую гимназию в Берлине, затем гимназию императора Вильгельма. С 1907 занимается с частными педагогами. В 1909-1910 изучает право в Берлине и Университете Женевы.
Интересы Тухольского всё больше склоняются к литературе. В 1911 в Праге посещает высоко ценимого им писателя и друга Кафки Макса Брода. 9 января 1913 появилась его первая статья в леволиберальном театральном журнале «Die Schaubühne» («Театральная сцена»), позже трансформировавшегося в политический еженедельник «Die Weltbühne» («Мировая сцена»), который издавал добрый друг и ментор Тухольского Зигфрид Якобсон. В конце концов, захваченный активной журналистской деятельностью, Тухольский не стал сдавать выпускные экзамены на юриста. Правда, в начале 1914 смог защитить в Йенском университете диссертацию по ипотечному праву.
В отличие от многих других писателей и поэтов Германии, Тухольский не делал ура-патриотических выступлений. Он был призван в армию и 10 апреля 1915 был отправлен в Польшу на Восточный фронт. Вначале он служил в саперном батальоне, затем штабным писарем. С 1916 выпускал фронтовую газету «Лётчик». В конце войны попал в Румынию, где крестился в протестантизм. Тухольский вернулся с войны убеждённым пацифистом и антимилитаристом.
В декабре 1918 Тухольский стал главным редактором газеты «Ульк», еженедельного юмористического приложения к леволиберальной газете «Berliner Tageblatt». Кроме того, он продолжал регулярно сотрудничать в «Die Weltbühne», причём придумал для себя много псевдонимов: Игнац Вробель (Ignaz Wrobel), Теобальд Тигер (Theobald Tiger), Петер Пантер (Peter Panter) и Каспар Хаузер. Реже использовались псевдонимы Паулюс Бюнцли (Paulus Bünzly), Теобальд Кёрнер (Theobald Körner) и Old Shatterhand. Они были необходимы, так как Тухольский имел широкий диапазон: от политических передовиц и судебных обзоров (с ироническими и сатирическими замечаниями) до стихов и книжного обозрения. При этом «люди» с псевдонимами не только печатались в одном и том же издании, но и писали друг другу предисловия и даже полемизировали между собой.
Помимо журналистики, Тухольский сочинял тексты, песни и куплеты для кабаре «Шум и дым» (под руководством Макса Рейнхардта), получившие большое распространение в послевоенной Германии. В октябре 1919 в свет вышел сборник стихов Тухольского «Благочестивые песни» (Fromme Gesänge). В политической журналистике Тухольский дебютировал в начале 1919 серией антимилитаристских статей «Военные документы» (Militaria), где подверг острым нападкам вильгельмовский дух немецкого офицерского корпуса. Не менее жёстко он клеймил политические убийства левых, либералов и пацифистов, участившиеся в первые годы существования Веймарской республики (в частности, убийства Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Маттиаса Эрцбергера, Вальтера Ратенау и нападения на Филиппа Шейдемана и Максимилиана Гардена). Присутствуя на процессе праворадикальных убийц, Тухольский утверждал, что судья разделяет монархические и националистические взгляды подсудимых и симпатизирует им.
Тухольский также не скупился на критику демократических политиков, которые, по его мнению, были слишком терпимы к своим политическим оппонентам. Он не только писал о политике, но и сам прямо участвовал в политической деятельности: так, он был одним из организаторов пацифистской и антимилитаристской организации «Союз фронтовиков за мир» и пытался вступить в НСДПГ. Однако членом НСДПГ Тухольский так и не стал из-за критики отдельных её представителей — в частности, Рудольфа Гильфердинга, редактора партийной газеты «Фрайхайт».
В феврале 1924 в жизни Тухольского происходят значительные перемены. Он разводится со своей женой, врачом Элизой Вайль (на которой женился в мае 1920), заключает контракт с Якобсоном и в качестве корреспондента «Die Weltbühne» и «Vossische Zeitung» выезжает в Париж. 30 августа того же года он женится на своей давней подруге Мари Герольд.
В 1924 Тухольский становится членом берлинской масонской ложи «Zur Morgenröte», а в июне 1926 — двух парижских лож — «L'Effort» и «Les Zélés Philanthropes» (Великий восток Франции).
В 1926 Тухольский выбран в правление «Союза революционных пацифистов», основанного Куртом Хиллером.
Тухольский продолжает клеймить судебную систему Веймарской республики в своей статье «Немецкие судьи». Он убеждён, что нужна вторая революция для того, чтобы достигнуть коренного изменения антидемократических тенденций.
В декабре 1926 умер Зигфрид Якобсон, и Тухольский возвращается в Берлин, чтобы занять его место в качестве редактора «Die Weltbühne». Однако долго в роли «старшего пишуще-управляющего издателя» он не выдерживает и передаёт свой пост (который становился всё более опасным) своему коллеге и соратнику фон Осецкому. Во время своего пребывания за границей Тухольский полемизирует со своими противниками, которые охотно оскорбляются его воззрениями. В 1928 против него было даже открыто дело об оскорблении религиозных чувств за стихотворение «Песня английского мальчика из церковного хора».
В 1928 Тухольский окончательно порывает с Мари. Отпуск 1929 проводит в Швеции с журналисткой Лизой Маттиас. Впечатления от этого отдыха позже станут основой для «Замка Грипсхольм».
К началу 1930-х Тухольскому стало ясно, что его предостережения о наступлении нацизма совершенно напрасны. Летом 1929 снимает виллу Недшёлунд (Nedsjölund) в городе Хиндос в окрестностях Гётеборга и надолго там поселяется. Он быстро распознал в Гитлере опасного фанатика. «Они вооружаются для путешествия в Третий рейх», — писал Тухольский за год до переворота. Он не предавался иллюзиям, зная, куда ведёт Германию Гитлер.
В 1931 начался «процесс Вельтбюне», на котором Осецкий и журналист Вальтер Крайзер были осуждены на 18 месяцев тюрьмы за «государственную измену». Им инкриминировали статью в «Die Weltbühne» (от 12 марта 1929 года), вскрывающую тайное расширение и модернизацию Люфтваффе. После этого процесса Тухольский рассматривал свои возможности печатать критические статьи как очень ограниченные. Против самого Тухольского было выдвинуто обвинение в клевете на рейхсвер за его выражение «Солдаты — убийцы». Памятуя печальную судьбу Осецкого, Тухольский предпочел не приезжать в Германию на судебные заседания. В июле 1932 всё же был заочно оправдан. Разумеется, понимал, что его невозвращение играет против него, но возвращение на родину угрожало его жизни. Незадолго до смерти он раскаивался в своём решении, принятом летом 1932.
Уже с 1931 Тухольский практически прекращает публицистическую деятельность. Разрыв с Лизой Маттиас, смерть близкого друга и хронические проблемы со здоровьем (его оперировали 5 раз) усиливали его пессимистический настрой. Его последняя большая статья в «Вельтбюне» увидела свет 8 ноября 1932. Позже публиковались только «лоскутки» (Schnipsel), как он называл свои афоризмы.
После прихода к власти в Германии нацистов «Die Weltbühne» была запрещена, а Тухольский 23 августа 1933 был заочно лишен германского гражданства за «антигерманскую деятельность». При этом в шведском гражданстве Тухольскому было отказано, к тому же он не имел права на политические высказывания, что, возможно, стало одной из причин самоубийства.
14 октября 1935 Тухольский попал в больницу с жалобами на желудок и провёл там три недели. С этого времени он не может спать без барбитуратов. Вечером 20 декабря принял слишком большую дозу. На следующий день его обнаружили впавшим в кому.
Курт Тухольский умер 21 декабря 1935 года в клинике Гётеборга (Швеция). Вопрос о том, была ли смерть Тухольского самоубийством, до сих пор оспаривается (в частности, его биографом Михаэлем Хеппом).
Пепел Тухольского летом 1936 был погребён под дубом в окрестностях замка Грипсхольм в городе Мариефред («Замок Грипсхольм» — один из наиболее известных произведений Тухольского).
Тухольский относится к числу наиболее известных публицистов времён Веймарской республики. Занимаясь политической журналистикой и некоторое время являясь соиздателем еженедельного журнала «Die Weltbühne»(«Вельтбюне» «Всемирная Трибуна»), Тухольский работал на поприще общественной критики в традиции Генриха Гейне. В то же время Тухольский зарекомендовал себя как талантливый сатирик, кабареттист, поэт-песенник, автор романов и лирик. Как публицист, он был очень плодотворен: свыше 3000 статей в почти сотне изданий (основная часть статей, около 1600, опубликована в «Вельтбюне»). Помимо этого, при его жизни увидели свет 7 сборников стихотворений и рассказов. Создал образ немецкого мещанина-реакционера «господина Вендринера».
Помимо коротких зарисовок и стихов, Тухольский написал три книги: путевые заметки «Книга Пиренеев» (Ein Pyrenäenbuch), «Райнсберг. Книжка с картинками для влюбленных» (Rheinsberg: Ein Bilderbuch für Verliebte) и самое знаменитое своё произведение — роман «Замок Грипсхольм» (Schloß Gripsholm).
Тухольский относил себя к левым демократам, пацифистам и антимилитаристам и предостерегал от угроз антидемократического развития в направлении национал-социализма, прежде всего, в политике, военной области и юстиции.
С 1928 вплоть до самой смерти Тухольский вёл своеобразный творческий дневник под названием «Черновая тетрадь» (de:Sudelbuch).
Произведения
Критика