Биография Хаймито фон Додерера
Хаймито фон Додерер – австрийский писатель – родился 5 сентября 1896 года в Хадерсдорфе неподалёку от Вены в зажиточной бюргерской семье.
По окончании государственной гимназии в Вене в 1914 фон Додерер поступает на юридический факультет Венского университета. Однако уже на следующий год (Первая мировая война в Европе в разгаре) он уходит добровольцем в армию. Фон Додерера отправляют в Галицию, где в 1916 оказывается в российском плену. Более 4 лет фон Додерер провёл в качестве военнопленного в Сибири. Позже фон Додерер говорил, что решение стать писателем у него зародилось именно в Сибири, а точнее 12 июля 1916, в день, когда он был взят в плен. Такое точное указание может, на первый взгляд, показаться стилизацией, в действительности же это судьбоносное событие в его жизни имело для фон Додерера огромное значение. В Сибири он пишет в манере Артура Шнитцлера новеллу «Катарина», в которой передаёт атмосферу, царившую в Вене на рубеже веков. Впрочем, влияние литературы конца века на фон Додерера было небольшим.
По возвращении из плена в 1920 фон Додерер приступает к изучению психологии и истории в Венском университете. К учёбе он относился очень серьёзно, однако, судя по дневниковым записям, науку фон Додерер рассматривал как вспомогательное средство в писательской деятельности. В 1925 фон Додерер защищает докторскую диссертацию, но о карьере историка ему нечего было и думать, поскольку научно-исследовательский институт истории Австрии при Венском университете ему пришлось покинуть со скандалом.
С 1926 по 1931 фон Додерер живёт очень скромно, работая журналистом в нескольких венских газетах. Однако прирождённым журналистом фон Додерер не был. К печати он испытывал глубокое отвращение, чем напоминал другого знаменитого венца – Карла Крауса. Позже в своём романе «Бесы» фон Додерер безжалостно обличал методы работы газетчиков, злоупотреблявших языком и унижавших искусство. По мнению фон Додерера, журнализм представляет собой наибольшую опасность для писателя. Однако в те времена жить за счёт художественной литературы было невозможно. О произведениях фон Додерера (сборнике стихов «Переулки и пейзаж», экспрессионистской повести «Брешь», выдержанных в строгой музыкальной форме «Дивертисментах») критики отзывались с похвалой, но распродавались они плохо.
В 1930 фон Додерер публикует роман «Тайна империи», посвящённый Гражданской войне в России. В книге автор обобщает свой сибирский опыт. Очень динамичное действие романа с весьма неожиданной концовкой разворачивается на фоне искусно описанных сибирских пейзажей. С современной литературой фон Додерер старался иметь как можно меньше дела. И это при том, что он был усердным читателем. Он основательно проштудировал Канта, Шопенгауэра и Вейнингера. Он был почитателем Рильке и Достоевского. Он был хорошо знаком с теориями Фрейда. Однако решающее значение для него имело личное знакомство с художником и писателем Альбертом Гютерсло. Они познакомились, когда фон Додерер по заказу одного издательства начал писать о Гютерсло монографию. Книга Гютерсло «Признание современного художника» произвела на него такой эффект, который он впоследствии называл «просветлением». Гютерсло, которого фон Додерер почти всю жизнь почитал своим учителем, научил его понимать творческую, в случае фон Додерера – писательскую, деятельность как богослужение, а не как средство добиться благосклонности публики. Фон Додерер не хотел участвовать в литературной суете, он не желал присоединяться к каким-либо группировкам, представлявшим то или иное мировоззрение. Он стремился найти своё место в литературе исключительно силой своего творчества, причём не среди тех талантов, которые на все лады расхваливала печать. И Гютерсло, бывший истинным аристократом духа, указал ему, как это сделать.
Фон Додерер очень переживал, что его книги были не слишком читаемы. А тут ещё разразилась семейная драма. В 1930 фон Додерер женится на еврейке Густи Хастерлик, дочери зубного врача, с которой он поддерживал сложные любовные отношения с 1921. Совместная жизнь, однако, длилась недолго. В 1932 они расстаются, что стало глубокой психической травмой для фон Додерера. Создаётся впечатление, что фон Додерер начинает утрачивать чувство реальности. Видимо, этим и объясняется тот факт, что в 1933 он вступает в НСДАП. Очевидно, он надеялся, что политика нацистов в области культуры создаст ему более благоприятные условия для работы. Однако здесь его постигло разочарование. Переселившись в Дахау, он без проблем был принят в союз писателей, но шансы на публикацию своих произведений у него от этого не улучшились.
В 1938 фон Додерер публикует свой «детективный» роман «Убийство, которое совершает каждый». Герой книги Конрад Кастилетц обнаруживает, что из-за своего необдуманного участия в одном злом розыгрыше на его совести оказывается гибель как раз той женщины, которая обладала для него загадочной притягательной силой. Весь роман построен, наподобие Эдиповой трагедии Софокла, вокруг постепенного процесса осознания героем того факта, что он является преступником. Читатель прослеживает развитие героя с рождения до смерти, что дало одному критику повод назвать роман «монографическим». То же самое можно сказать и об опубликованной в 1940 книге «Окольный путь». Роман выстроен по принципу контрапункта. Действие разворачивается в Вене эпохи барокко. Автор описывает трагическую судьбу двух молодых людей, которым не удаётся избежать рока. В ранних произведениях фон Додерера тема судьбы играла большую роль, и искусность автора заключалась именно в умении так увязать отдельные события, что очевидным становился, если можно так выразиться, механизм рока. Однако неизбежность судьбы, согласно фон Додереру, вовсе не означает подчинение року. Главное, считает фон Додерер, необходимо понять не поддающуюся просчёту тесную взаимосвязь удач и промахов.
Своим литературным трудом фон Додерер не стал полезным нацистам. Ему оставались чуждыми как «почвенная» литература, так и исторический роман, воспевающий вневременного трагического героя. Тем не менее, фон Додерер уделял большое внимание колориту и историчности фона, на котором разворачивалось действие его романов. Однако даже в таком военном романе, как «Тайна империи», автор, с необыкновенной точностью описывающий ужасы, никогда эти ужасы «не смакует». Постепенно в отношениях фон Додерера с нацистами наступило охлаждение, а то, что подтолкнуло его к вступлению в НСДАП, стало утрачивать своё значение. Впрочем, говорить о сознательном решении фон Додерера отмежеваться от нацистов, как это впоследствии публично заявлял автор, нельзя. Парадоксальным образом, аполитичность фон Додерера и особенно ошибочность его оценок политики нацистов не позволили писателю усвоить это мировоззрение настолько, чтобы это могло причинить непоправимый ущерб его творчеству. Критическое отношение к нацистскому режиму у фон Додерера вырабатывалось очень медленно, и пришёл он к этому «окольными путями».
С началом Второй мировой войны фон Додерер был призван в армию. Он служил в ВВС, сначала во Франции, затем в России, Вене и Норвегии. В 1945 фон Додерер был интернирован в Норвегии, а в 1946 возвращается в Австрию. Дома в своих дневниках, опубликованных много позже, фон Додерер пытается проанализировать своё «сомнительное» поведение в 20-е и 30-е годы. Этот анализ собственного прошлого даёт ему богатый материал для романов. В 1951 к фон Додереру приходит, наконец, успех после публикации романа «Лестница Штрудльхоф». Сюжет этого объёмистого романа выглядит довольно просто: некая Мэри К. попадает под трамвай, теряет ногу, но чудесным образом её спасает сохранивший присутствие духа майор Мельцер, за которого Мэри К. 15 лет назад отказалась выйти замуж и которого она с тех пор не видела.
В 1958 фон Додерер публикует свой написанный ещё в 1951 «Дивертисмент» «Иерихонские трубы». Сам автор неоднократно говорил, что считает это произведение своей лучшей книгой. Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик, уверенный в своём моральном превосходстве, оказывается в весьма сомнительном обществе и практически без возражений соглашается участвовать в тёмной затее: дикие трубные звуки должны вынудить некую пожилую даму, видимо, еврейку, оставить свою квартиру. Всё это оказывается шуткой, рассчитанной не на пожилую даму, а на самого рассказчика, испытывавшего, правда, угрызения совести, но, тем не менее, участвовавшего в игре. Позже он узнаёт, что всем, кроме него, было известно, что дамы вообще не было дома, и в дураках, таким образом, остаётся рассказчик. Собственно, в виде этой притчи фон Додерер описывает своё поведение в 30-е годы.
В 1956 фон Додерер публикует своё главное произведение, роман «Бесы», над которым он работал практически всю жизнь. Главный герой книги, писатель Кайетан фон Шлаггенберг, является своего рода «альтер эго» самого фон Додерера. Фон Шлаггенберг как писатель популярностью не пользуется, брак оказывается неудачным. В итоге, он развивает в себе некую страсть (точнее, одержимость) к «толстым дамам». Интересно, что вокруг своей мании фон Шлаггенберг выстраивает доктрину, весьма напоминающую идеологии тоталитарных систем. Увесистый роман объёмом почти в полторы тысячи страниц был встречен критикой и читающей публикой одобрительно. Особо отмечались сбалансированность и объективность повествования, что полностью отвечало политике консенсуса, проводимой тогда коалиционным правительством Австрии.
После публикации «Бесов» в жизни фон Додерера наступил затяжной творческий кризис. Вероятно, это объясняется тем, что из-за успеха романа автор чувствовал себя обязанным написать что-то, такое же значительное, как «Бесы». В последние годы жизни фон Додерера в свет выходят его книги «Меровинги», «Слуньские водопады» и «Под чёрными звёздами», а посмертно был опубликован его роман «Пограничный лес».
Хаймито фон Додерер – лауреат Большой государственной премии Австрии (1958), Большой премии Баварской академии изящных искусств (1964). C 1996 в Австрии вручается премия Додерера.
Хаймито фон Додерер умер 23 декабря 1966 года в Вене.
Произведения:
Gassen und Landschaft/ Улицы и картины (1923, стихотворения)
Die Bresche/ Бреши (1924, роман)
Das Geheimnis des Reichs/ Тайна Империи (1930, роман)
Ein Mord den jeder begeht/ Убийство, которое совершает каждый (1938, роман)
Ein Umweg/ Окольный путь (1940, роман)
Die erleuchteten Fenster/ Освещенные окна (1951, роман)
Die Strudlhofstiege/ Штрудльхофские лестницы (1951)
Das letzte Abenteuer/ Последнее приключение (1953, повесть)
Die Dämonen/ Бесы (1956, роман)
Die Merowinger/ Меровинги (1962, роман)
Die Wasserfälle von Slunj/ Слуньские водопады (1963, первый роман задуманной и не написанной тетралогии)
Unter schwarzen Sternen/ Под черными звездами (1966, рассказы)
Произведения
Критика