Война без особых причин
Рецензия на спектакль «Муравей в стеклянной банке. Чеченские Дневники», на Всемирном фестивале в г. Тюмень "Театральная революция 7"
Спектакль представила детская театральная школа «Пилигрим», Пермь. Режиссер – Алла Светлакова.
«На планете Земля мирная жизнь длилась примерно сто лет. Все остальное время – войны. Даже сейчас, пока мы играем этот спектакль, где-то в мире идет война», – фраза врезалась в сознание и не давала покоя после спектакля. Мне казалось, что это невозможно.
«Муравей в стеклянной банке», по определению школы «Пилигрим», – это манифест борьбы за мир по «Чеченским Дневникам» Полины Жеребцовой. Но, мне кажется, получилось нечто большее, чем просто манифест. За полтора часа получилось рассказать о самом важном и самом страшном.
Пять девушек 15-17 лет в белых футболках и голубых джинсах. Босиком. Они смеются, играют, потому что у их общей героини – девочки Полины – сегодня день рождения. Ей исполняется девять лет, и она взрослеет во время войны.
Это так страшно, так невыносимо страшно. Материал недетский, даже не подростковый. Он очень тяжелый и для взрослого человека. В какой-то момент ловлю себя на мысли: бедные девочки! Потом гоню от себя эту мысль: нет, это текст, просто текст, девочки не при чем. Они плачут. Хорошо, что плачут: душа просится наружу. Плохо, что плачут – с актерской точки зрения. Но не плакать здесь невозможно.
Спектакль построен на контрастах: только что слышался смех, теперь – грохот снарядов и слезы. Вот в воздухе висит тихий ужас от описания военных действий, а через мгновение он разрушается громким «Построились!» и шутливым в сторону зрителя: «Это я не вам!»
Поют «Звезду по имени Солнце». На фразе «и две тысячи лет война…» музыка обрывается, но артистки продолжают петь. И этот текст, прежде воспринимавшийся как что-то само собой разумеющееся, становится откровением: «Красная, красная кровь – через час уже просто земля». А потом поют «Bohemian Rhapsody» – «Мама! Я только что убил человека!». Тяжело воспринимать такие страшные слова от юных, красивых девушек. Но, как верно было подмечено во время спектакля: смерти не важен возраст. И войне, к сожалению, тоже.
Поражает другое. Поражает неприкрытая, голая честность, так редко встречающаяся сейчас. «Скажем «Да!» дружбе народов!». «Скажем «Нет!» изолированному интернету!». «Скажем «Нет!» насилию!», «Скажем «Нет!» убийствам!». Или: «В этой стране можно не утруждать себя голосованием…». В какой-то момент это показалось наивным, но я осеклась: странно, что такие простые и несомненно верные убеждения могут вызывать сомнение. Может, с этого все и начинается – сначала тебе кажется это наивным, затем притупляется восприимчивость: пропадает понимание того, что вокруг тебя такие же люди, им так же больно, страшно.
Так почему же «Муравей в стеклянной банке»? Героиня как-то поймала муравья и посадила в банку: ей хотелось посмотреть, как он построит целый город. Потом поняла: в неволе и в одиночестве он ничего построить не сможет. И отпустила. Такой простой урок ненасилия в детском возрасте привел к непринятию и непониманию насилия во взрослой жизни.
Спектакль пробирает до мурашек. Все: и текст Полины Жеребцовой, и песни, и пластические этюды, и актерская игра, и эта честность – работает на убежденность, что так быть не должно. Люди не должны страдать от других людей.
театральный критик: Лидия Фрицлер
фото: Владимир Чебалдин