О людях, которые делают жизнь лучше
Л. Исарова
Книга Ю. Германа — на первый взгляд иной жанр — это сборник очерков и мемуаров.
Но и тут трудно оторваться от невыдуманных сюжетов. И тут своеобразные яркие характеры. И тут страстное писательское отношение к изображаемому.
Вот отлично выписанная повесть «Операция с «Новым годом»: о реальных героях Великой Отечественной войны Александре Ивановиче Лазареве и его друге Локоткове, которые организовали фантастичное по дерзости похищение заместителя начальника шпионской школы в Вафеншуле.
Лазарев — человек из плена. Он бежал из фашистского лагеря и привел с собой тридцать два солдата и больше ста военнопленных.
Локотков — начальник особого отдела партизанской бригады, старший лейтенант, о котором немцы распускали слухи, что он на самом деле генерал, и назначили огромную награду за его голову.
Его первая встреча с Лазаревым была короткой. «...К вам явился с просьбой: или расстреляйте нынче же, или поверьте», — заявил бывший младший лейтенант.
И Локотков, присмотревшись, поверил этому отчаянному, резкому, зубастому парню, хотя ему пришлось выдержать столкновение с вышестоящими начальниками. И все-таки он взял на себя ответственность. По его заданию Лазарев проник под видом ездового в немецкую шпионскую школу, вошел в доверие, и, когда под Новый год люди Локоткова, переодетые гестаповцами, явились в Вафеншуле, Лазарев им помог арестовать заместителя начальника школы и вынести оттуда много важнейших документов архива, провалив этим целую агентурную сеть гитлеровцев.
Лазарев предстает в повести человеком сложным, многогранно талантливым. Он и отличный боец, и прекрасный пропагандист.
За этой повестью в сборнике помещена и документальная «Повесть о докторе Николае Евгеньевиче», посвященная известному в Ленинграде доктору Слупскому. Этот человек работал ярко, талантливо, с размахом. Красный комкор становится учеником знаменитого хирурга Грекова, ему доверяют сложнейшие «профессорские» операции, а потом он бросает научную работу из-за бесконечных доносов на его поповское происхождение. Слупский поступает в районную больничку. Он создает ее своими руками, хотя ему при этом приходится сменить двенадцать завхозов, читать лекции для молодых врачей и сестер и воевать в райздравах за каждую мелочь, необходимую «его» больнице!
Во время войны Слупский, став главным хирургом госпиталя, сохранил сотни жизней при помощи придуманной им «палочки-выручалочки», тесьмы с палочкой-закруткой, которая накладывалась на гипсовую повязку. При помощи этой палочки раненый или его сосед могли до прихода врачей остановить кровотечение... Часто Слупский выслушивал нарекания коллег и получил даже прозвище «деревенский доктор». Но продолжал оперировать в любых условиях, и тогда, когда был сам ранен в ногу.
Вернувшись после войны в свою больницу, он стал восстанавливать ее из руин и снова сделал ее одной из лучших в Ленинградской области, хотя потом, когда его силами было построено новое здание, райздрав прислал нового заведующего, оставив Слупскому лишь хирургическое отделение.
Конечно, с точки зрения, так сказать, карьеры Слупский ничего не достиг в жизни. Однако читатель понимает, как героична и величественна была жизнь «простого» доктора, который прооперировал за годы своей работы свыше тридцати тысяч человек.
Почти сто спасенных человек провожают на вокзале и героя другой документальной повести Германа, «Наш друг — Иван Бодунов». «Эти все сто человек были обязаны Бодунову жизнью. Слесари и токари. Врачи. Парикмахер и директор чего-то. Это были люди Бодунова. Они все пожимали ему руку, все трясли его, щупали, хватали за полы пальто, желая долгих лет жизни, здоровья, сил...» Так запомнили люди подвиг жизни комиссара Бодунова, пробуждавшего в ворах и преступниках чувство гражданского достоинства, возвращавшего их к нормальной трудовой жизни.
Работа уголовного розыска двадцатых годов, дела бригады Бодунова описаны у Ю. Германа с юмором, теплотой и без ложной многозначительности; самые тяжелые «дела» она подает буднично и обыденно, избегая всякого авантюрного налета, но оторваться от глав «Наш друг — Иван Бодунов» невозможно.
И через все повести Ю. Германа проводит красной нитью одна мысль, главная, во имя чего написана книга. Доверие. Человеку нужно доверие. Без доверия не будет победы. Юрий Герман пишет о том, что лучше верить в хорошее, чем в плохое в человеке. О том, что надо доверять человеку в работе, которую он любит и знает. О том, что доверие всегда связано с ответственностью, а настоящие люди ее не боятся.
Об уважения, о бережном отношении к людям говорит вся эта книга. И в этом ее не только художественная, но и гражданская ценность.
Не менее интересны и мемуары, вошедшие в нее. Особенно о В. Э. Мейерхольде. С ним Ю. Герман создавал спектакль «Вступление», во время премьеры которого встали и демонстративно покинули зал представители гитлеровского Посольства.
«Когда я смотрю настоящий, подлинный, берущий за сердце спектакль или кинофильм, который заставляет меня волноваться, радоваться или плакать, я непременно вспоминаю те удивительные месяцы моей молодости. Лаконизм и страстность, сила разоблачения и сила утверждения, патетическая проекта, энергия развития образов, великолепная целенаправленность — вот то мейерхольдовское, что волей или неволей вошло в плоть и кровь всего подлинно прогрессивного в вашем искусстве...»
Герои этой книги не выдуманы. Это живые люди, подлинные судьбы наших современников. И талант Германа сказался не только в том, что он сумел их описать, но и в том, что сумел найти.
В книге Ю. Герману удался редкий сплав — увлекательности и человечности. Она заставляет пристальнее вглядываться в окружающую нас жизнь, чтобы увидеть и оценить тех людей, кто, как и герои Германа, всегда вызывает огонь на себя.
Л-ра: Знамя. – 1965. – № 7. – С. 245-247.
Критика