Уильям Дюбуа и его традиции

Уильям Дюбуа и его традиции

Герберт Аптекер

[…] Выдающимся афроамериканцем прошлого, XIX в. был Фредерик Дуглас, а выдающимся афроамериканцем нынешнего, XX в. стал Уильям Эдвард Бtркхардт Дюбуа.

Трудно в рамках журнальной статьи рассказать о жизни и значении Уильяма Дюбуа. Он прошел долгий путь, уйдя от нас на 95-м году своей жизни; его деятельность и его достижения были удивительно разносторонними и охватывали многие сферы.

Дюбуа был основателем и редактором ряда весьма влиятельных журналов, таких, как «Хорайзн», издававшийся в Вашингтоне (1907-1909 гг.), «Крайсис», основанный по инициативе Дюбуа в 1910 г. в Нью-Йорке, которым он руководил до середины 1934 г., «Файлон», ежеквартальный журнал, который он основал во время своей преподавательской деятельности в Атлантском университете (штат Джорджия) в 1941 г. и редактором которого оставался вплоть до 1944 г.

В числе его художественных произведений можно назвать «В поисках серебряного руна» (1911), основная тема которого — борьба черных на хлопковых плантациях Юга в начале XX в.; «Черная принцесса» (1928) о борьбе народов против расового и колониального гнета; большую трилогию «Черное пламя» (1957-1959), в которой ярко показано, что означало иметь черную кожу в Соединенных Штатах в период от 1870 г. вплоть до 1950-х годов.

Писатель оставил яркий след и в поэзии. Одно из его стихотворений будет жить вечно — это «Литургия в Атланте». Он написал это стихотворение в 1906 г., когда спешил из Алабамы к семье в Атланту, штат Джорджия, узнав о начавшемся там погроме черного населения по подстрекательству куклуксклановцев. Это стихотворение прозвучало как одно из самых решительных осуждений расизма в истории мировой литературы.

Он был и превосходным очеркистом, одним из самых крупных мастеров этого жанра в Соединенных Штатах. Его мастерство проявлялось не только в очерках для журналов, которые он редактировал, и в еженедельных газетных колонках, которые он писал в течение десятилетий для ряда газет, например «Чикаго дифендер», «Питтсбург курир», «Амстердам ньюс», «Нэшнл гардиен». Мастерство Дюбуа сказывалось и в его очерках, публиковавшихся в широко распространенных журналах общенационального значения «Нейшн», «Атлантик мансли», «Нью мэссиз», «Джорнел оф нигро эдьюкейшн» и десятках других. Две его книги — «Душа черного народа» (1903) и «Темные воды» (1920) — содержали новые редакции ранее опубликованных им эссе. Обе эти книги стали грозным обвинительным актом против расизма; вторая из них, опубликованная вскоре после Первой мировой войны, содержит и обвинительный акт против империализма.

«Душа черного народа» была издана в самый разгар расовых преследований в США: примерно 2500 мужчин и женщин с черной кожей были подвергнуты линчеванию между 1890 и 1910 гг. Эта книга вдохновила на борьбу многочисленных черных американцев; она помогла и тысячам белых узнать правду о несправедливости и жестокостях, повседневно происходящих в Соединенных Штатах. «Душа черного народа» была переиздана 25 раз и переведена на русский, немецкий и французский языки. Она поистине стала «Хижиной дяди Тома» XX в. В 1953 г., в год 50-летия выхода в свет этой книги, было выпущено новое ее издание, несколько обновленное автором. Книга продолжает пользоваться популярностью в США и расходится в десятках тысяч экземпляров.

Вдобавок ко всему Уильям Дюбуа был одним из первых ученых-африканистов. Он занялся серьезным исследованием истории, географии и экономики Африки еще в конце прошлого столетия и публиковал материалы по связанным с ней проблемам начиная с 1890-х годов. Эту деятельность он продолжал в течение почти 70 лет, до самой смерти. Его книга «Негр», опубликованная в 1915 г., была первой попыткой дать в рамках одного тома общий обзор истории африканских народов и народов африканского происхождения. Этот том остается полезным пособием и по сей день. Перу Дюбуа принадлежат и другие капитальные исследования на эту обширную тему — «Черный народ: прежде и теперь» (1939) и «Мир и Африка» (1947).

Бесспорным пионером в области, которую теперь называют урбанистской социологией, является Фридрих Энгельс с его «Положением рабочего класса в Англии». Что касается Соединенных Штатов, то здесь первое научное исследование условий жизни в большом городе было осуществлено Дюбуа. Этот труд — «Негр в Филадельфии» — объемом в 700 страниц был опубликован в 1899 г. Пенсильванским университетом. Интересная особенность этого труда — большое приложение, посвященное положению черных домашних служанок в Филадельфии; его составила белая женщина Изабелла Итон, сотрудничавшая с Дюбуа в его работе. Дюбуа применил тогда метод анкетного опроса: он лично опросил десятки тысяч семей, чтобы получить представление об обстоятельствах жизни в негритянском гетто конца прошлого столетия.

Помимо того что Дюбуа был своего рода первооткрывателем в области африканистики и социологии, он внес немалый вклад и в историографию. Собственно говоря, он стал основателем науки, получившей наименование «история черных». Уильям Дюбуа и покойный Картер Дж. Вудсон, который начал работать в этой области в 1915 г., являются основоположниками этой науки; по их стопам пошли многие последователи.

Дюбуа стал первым черным, которому была присуждена американским университетом ученая степень доктора наук. Он получил степень доктора философии в Гарвардском университете в 1895 г., а его докторская диссертация «Прекращение торговли рабами-африканцами в Соединенных Штатах», изданная в том же году, занимает первое место среди исторических исследований Гарвардского университета и по сей день остается непревзойденной.

У Дюбуа есть и другие работы в этой области, в частности страстная и проникновенная биография «Джон Браун» (1909), однако его самой выдающейся книгой по истории является «Черная реконструкция». Изданная в 1935 г., она вместе с «Душой черного народа» оказала наибольшее влияние на современников. Этот огромный труд в 750 страниц представляет собой глубокое исследование истории Соединенных Штатов с 1860 по 1880 г. То был период гражданской войны и решающих послевоенных лет, когда борьба белых и черных трудящихся на Юге за установление антирасистского демократического общества привела к определенным успехам, а затем была подавлена методами обмана и террора; в предательстве приняла непосредственное участие республиканская партия. […]

Поскольку Уильям Дюбуа родился в северо-восточном штате Массачусетс, где и посещал начальную и среднюю школы, он в молодости, сталкивался с проявлениями расизма лишь в сравнительно мягкой форме. Его выдающиеся способности были признаны его соседями — белыми и черными. С их помощью юноша смог посещать колледж при Университете Фиска в городе Нашвилл, штат Теннесси. Здесь он попал в среду черных молодых людей, многие из которых были выходцами с Юга. Да и сам Нашвилл был южным городом, где расизм процветал в открытых и жестоких формах.

Дюбуа всегда глубоко уважал и любил свой народ. Годы, проведенные в Теннесси студентом, а в летние периоды — в качестве учителя в сельских районах, углубили эту любовь. Полученные им стипендии позволили ему поступить в Гарвардский университет, где он занимался у таких известных ученых, как Уильям Джеймс, Джордж Сантаяна, Эдвард Чайнинг. Их знания были велики. Получив в Гарвардском университете ученую степень бакалавра, а затем и магистра наук, он снова благодаря стипендии смог продолжить свое образование. С 1891 по 1893 г. он занимался в университете в Берлине. Занятия и путешествия по Европе значительно расширили его кругозор. После возвращения в Гарвардский университет для защиты докторской диссертации он приступил к преподавательской деятельности.

Он начал ее в Уильберфорском университете штата Огайо как преподаватель греческого, латинского и немецкого языков, проведя там, однако, всего несколько лет: независимость его мышления и неприятие им сектантской религии побудили его подать в отставку: Перед ним открылась возможность заняться исследовательской деятельностью, результатом которой и стала книга «Негр в Филадельфии».

Позднее Дюбуа принял приглашение занять должность преподавателя общественных наук в Атлантском университете, где он пробыл с 1897 по 1910 г. В эти годы Дюбуа не только учил студентов, но и организовал ежегодные международные конференции по «негритянским проблемам» (так они назывались). Он был редактором отчетов о заседаниях этих конференций вплоть до 1910 г. Подготовленные им тома отчетов — неоценимое пособие для понимания американского Юга и истории афроамериканского населения.

Тем временем, общественная деятельность и откровенные выступления Дюбуа привели к тому, что влиятельные силы стали оказывать враждебное ему давление на администрацию университета. В 1910 г. Дюбуа оставил университет, чтобы стать одним из основателей весьма радикальной по тому времени Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и редактором ее органа «Крайсис». Он вернулся к преподавательской деятельности в последний период своей жизни, в 1933 г., поскольку его левые взгляды привели к разногласиям с членами правления этой ассоциации, переходившими на все более консервативные позиции; особенно это относилось к ее исполнительному секретарю Уолтеру Уайту. Дюбуа вышел из ассоциации.

Он вернулся к преподавательской деятельности в Атлантском университете, где проработал еще более 10 лет.

Деятельности и свершений Дюбуа, вкратце обрисованных выше, вполне хватило бы, чтобы наполнить целую жизнь человека, даже наделенного выдающимися способностями. И все же они представляют лишь небольшую часть феноменального жизненного пути Уильяма Дюбуа. Ведь он был не только исследователем и ученым, педагогом и писателем. Дюбуа был отцом современного движения за освобождение черного населения и движения за освобождение Африки. Перейдем к. этой стороне его деятельности — деятельности агитатора, организатора, борца против расизма, несправедливости и империализма.

Выше уже отмечалось, что Дюбуа с ранней молодости проявлял интерес к Африке и писал о ней. Теория никогда не расходилась у него с практикой, и его интерес к Африке не ограничивался ее изучением. Достаточно сказать, что в 1900 г. Дюбуа был секретарем первого Панафриканского конвента, состоявшегося в Лондоне. Инициатором его созыва был адвокат из Вест-Индии Сильвестр Уильямс, а председательствовал на ней Александр Уолтерс, епископ африканской методистской епископальной церкви Сиона. На заседаниях конференции впервые в истории черные люди, проживающие в Европе, в западном полушарии, а некоторые в самой Африке, совместно обсуждали интересующие их проблемы. Они выступили с «Обращением ко всему миру»; составленным Дюбуа; в выражениях, которые могут показаться умеренными для наших современников, в ней говорилось о правомерности того, чтобы народы Африки и люди африканского происхождения оказывали решающее влияние на формирование собственной жизни. В то время это прозвучало как новое слово.

В 1911 г. снова в Лондоне состоялся Первый конгресс всех рас. И снова на нем присутствовал Дюбуа: перед большой аудиторией его участников со всех континентов, включая немалое число африканцев, он выступил с докладом, где дал анализ ужасных условий жизни своего народа в США. На этом конгрессе он завязал прочную дружбу с рядом известных деятелей Африки и Вест-Индии.

После Первой мировой войны Дюбуа вновь стал разрабатывать планы возрождения организации африканских народов и их потомков в Новом Свете. В результате в 1919 г. в Париже состоялся Панафриканский конгресс под председательством Дюбуа с участием в нем значительного числа черных из разных частей света. Впоследствии неоднократно устраивались подобные конгрессы, и всегда они проходили под его руководством.

По окончании Второй мировой войны опять-таки по инициативе Дюбуа был созван в 1945 г. Панафриканский конгресс в Англии, в Манчестере, на котором присутствовали будущие главы африканских государств Нкрума, Кениата, Азикиве.

В течение 1950-х годов вплоть до своей смерти в 1963 г. Уильям Дюбуа оказывал значительное влияние на освободительные движения по всей Африке.

Следует подчеркнуть, что Дюбуа никогда не связывал концепции панафриканизма с акцентами исключительности или ограниченности. Он считал, что объединение африканских народов с людьми африканского происхождения в других частях света — предпосылка их освобождения, но настаивал на том, что это движение — часть всемирной борьбы людей любого цвета кожи. В годы, последовавшие после Второй мировой войны, Дюбуа все чаще высказывал идею, что антиколониальное движение — это часть общечеловеческого движения за свободу, являющегося знамением XX в. Он ясно видел неразрывную взаимосвязь движения за социализм и национально-освободительного движения.

Прапрадед Уильяма Дюбуа сражался в революционной войне; его предки были свободными неграми, проживавшими в Новой Англии. Свое образование и свои способности он поставил прежде всего на службу своему народу. Он знал, что служить черному народу, самому угнетенному в Соединенных Штатах, означало служить интересам подавляющего большинства народа США: ведь все, что отвечает интересам самых угнетенных, отвечает и интересам остальных.

На службу этой задаче Дюбуа поставил весь свой талант писателя, ученого, педагога и организатора. Именно он стал в начале нынешнего века глашатаем решимости людей с черной кожей быть свободными. Еще в 1905 г. он организовал «Ниагарское движение», первую влиятельную общенациональную организацию, выступившую за гражданские права черных. В противовес консервативному «Таскиджийскому движению», во главе которого стоял Букер Вашингтон, «Ниагарское движение» потребовало, как это провозглашалось в его обращении 1906 г., предоставления черным всех прав, которыми пользуется любой американец, — как политических, социальных, так и экономических. В обращении говорилось, что до тех пор, пока черным не предоставят полностью всех прав, они не перестанут во всеуслышание заявлять о своей решимости добиться этой цели, не прекратят борьбы.

«Ниагарское движение» проделало важную просветительскую и агитационную работу в течение пяти плодотворных лет. Оно слилось с движением белых против расизма, которое получило в основном социалистическую направленность благодаря вкладу таких людей, как Мэри Уайт Оуингтон, Чарльз Эдвард Рассел, Уильям Инглиш Уоллинг. Сплотились и другие прогрессивные белые того времени — Освальд Гаррисон Виллард, внук аболициониста Уильяма Ллойда Гаррисона, раввин Стефен С. Уайт, священник Джон Хейнс Холмс, видная поборница социальных реформ Джейн Аддамс и прогрессивная деятельница Флоренс Келли. Они объединились, чтобы образовать, согласно их выражению, новое аболиционистское движение, направленное теперь уже не против рабства, а против расизма и дискриминации.

Другим важным этапом, приведшим к созданию в 1910 г. Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (НААСПЦН), было антиимпериалистическое движение, набиравшее силу в США со времени испано-американской войны, подавления американской армией филиппинского народа, оккупации Кубы и Пуэрто-Рико. Сам Дюбуа был членом Американской антиимпериалистической лиги. Председатель лиги Мурфильд Сторей, известный юрист из штата Массачусетс, также был одним из основателей НААСПЦН и ее первым председателем. Можно добавить, что в самом названии новой организации — Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения — был заложен конкретный смысл: подчеркивалось, что ассоциация охватывает людей как с черным, так и с коричневым, красным, желтым цветом кожи.

Дюбуа стал членом правления этой ассоциации и был редактором ее органа — журнала «Крайсис» в течение 22 лет. В этот период он ее самый известный и влиятельный деятель. Под его энергичным руководством тираж журнала «Крайсис» возрос с 1 тыс. экземпляров в 1910 г. до 100 тыс. 10 лет спустя. Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения боролась против линчеваний и дискриминации; она играла особенно важную роль в возбуждении судебных процессов против грубых проявлений расистской практики.

При всем этом у Дюбуа росла неудовлетворенность характером деятельности ассоциации. Он хотел, чтобы ее руководство было более боевым и ориентировалось на массы трудящихся, чтобы оно принимало большее участие в борьбе за насущные нужды миллионов обитателей гетто. В частности, когда великий кризис начала 1930-х годов тяжело ударил по миллионам негритянского населения, неся им безработицу и голод в условиях полного отсутствия каких-либо мер социального обеспечения, Дюбуа все чаще требовал от реформистски настроенного правления НААСПЦН, чтобы оно перенесло свою деятельность на улицы. Ему не удалось одержать победу в борьбе внутри правления ассоциации, поэтому он вышел из него в 1934 г., вернулся к науке и педагогической деятельности. Тогда и появились на свет такие капитальные труды, как «Черная реконструкция», «Черный народ: прежде и теперь», а также его первая автобиография «Сумерки на рассвете» (1940).

Президентом Атлантского университета в 1934 г. был Джон Хоуп, большой друг Дюбуа; он и пригласил его вернуться в университет. Но шесть лет спустя Дж. Хоуп умер, а сменивший его Руфус Клемент был осторожным карьеристом, и Дюбуа с ним не ладил. В 1944 г. этот человек заставил Дюбуа подать в отставку.

Но к тому времени Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, которая в годы вооруженной борьбы против фашизма повернула влево, пригласила Дюбуа снова войти в состав ее правления в качестве директора по специальным исследованиям, ответственного за разработку эффективных просветительских материалов, направленных против расизма и колониализма. Дюбуа взялся за эту работу и выполнял ее с неизменным рвением и энергией.

Главным его достижением было тогда возрождение панафриканского движения, подготовка петиции против колониализма для представления Организации Объединенных Наций, представление в 1947 г. еще одной петиции в ООН, осуждающей расизм в Соединенных Штатах. В те годы Дюбуа написал в своем роде пророческую статью, критиковавшую внешнюю политику Вашингтона; она называлась «Цвет кожи и демократия» (1945). В этой статье он предупреждал против разрыва союза военного времени с СССР и призывал Вашйнгтон дать твердое обязательство проводить политику антиколониализма и мира.

Но началась «холодная война», и снова правление ассоциации начало переходить на приспособленческие позиции. Фактический ее лидер Уолтер Уайт стал поборником внутренней и внешней политики президента Трумэна, в то время как Дюбуа бескомпромиссно оставался на позициях антирасизма и антиколониализма. В первые же годы «холодной войны» проявился антисоветизм и антикоммунизм Трумэна, размахивавшего атомной бомбой. Дюбуа был принципиальным и энергичным Противником такой политики, грозившей поставить земной шар на грань третьей мировой войны. Именно поэтому в конце 1948 г. его снова вынудили покинуть свой пост в Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения.

Тогда, на пороге своего 80-летия, Уильям Дюбуа стал вместе с Полем Робсоном руководить Советом по африканским делам, где он вел мужественную просветительскую и организационную антиимпериалистическую работу. В конце 40-х годов он стал также одним из лидеров антимонополистической и антивоенной борьбы Прогрессивной партии. А в 1950 г. он выдвинул свою кандидатуру в сенат США по списку Американской партии труда на выборах в Нью-Йорке. Избран он, конечно, не был, но он провел энергичную избирательную кампанию и собрал в своем округе более 200 тыс. голосов.

Казалось бы, такой деятельности вполне достаточно для одного человека, особенно если ему минуло 80 лет. Однако в 50-х годах Дюбуа возглавил Информационный центр сторонников мира и руководил в общенациональном масштабе борьбой против атомной бомбы, сбором подписей под Стокгольмским, воззванием о ее запрещении. Вопреки разгулу маккартизма под этим воззванием было собрано в США за несколько месяцев более 2 млн. подписей. Эти результаты вывели из себя правительство; оно арестовало 82-летнего борца за мир (равно как и четырех его коллег) и предъявило ему обвинение в том, что он — «незарегистрированный иностранный агент».

Во всем мире поднялась кампания против этого жестокого нарушения элементарного права человека — права бороться за мир. В ходе судебного разбирательства власти предложили Дюбуа сделку: в случае его отказа от выступления в свою защиту ему был обещан условный приговор; это означало, что он не будет заключен в тюрьму. Дюбуа написал своему адвокату, что отвергает такое предложение. Он писал, что ни в чем не виновен, разве только в том, что является противником войны, и, что скорее, чем пойти на сделку с правительством, готов сгнить в тюрьме. Судебный процесс продолжался, протесты во всем мире ширились. В конце концов даже консервативный председатель суда, заслушав обе стороны, вынес подсудимым оправдательный приговор и отчитал правительство за сфабрикованное обвинение.

Это было первой крупной победой в борьбе против маккартизма, и она воодушевила все демократические силы страны.

Дюбуа стал проявлять интерес к социализму еще в начале нынешнего века. Уже в 1904 г. он писал в одном из своих писем, что логика социализма представляет для него большую притягательную силу. К 1907 г. Дюбуа считал себя социалистом; впрочем, его понимание социализма с годами менялось.

В 1911 г. Дюбуа вступил в социалистическую партию, но оставался ее членом всего лишь один год, частично потому, что усмотрел проблеск надежды в «новой свободе», провозглашенной тогда Вудро Вильсоном (об этом Дюбуа вскоре горько сожалел), а частично потому, что социалистическая партия не вела настоящей борьбы против расизма. В последующие годы Дюбуа выступал за создание потребительской и производственной кооперации, писал о большом значении профсоюзного движения и необходимости единения в его рядах белых и черных рабочих.

[…]

Уместно сказать несколько слов о решении Уильяма Дюбуа отправиться в Гану, принятом в 1961 г. Президент Нкрума был его учеником, он часто говорил о Дюбуа, называя его своим отцом. У Дюбуа издавна была мечта принять участие в подготовке большой «Африканской энциклопедии», которая дала бы полное представление об истории, экономике, цивилизациях и борьбе этого большого континента и тем самым способствовала бы его освобождению. Первая его попытка в этом направлении, предпринятая в 1909 г., не увенчалась успехом.

Идея создания «Африканской энциклопедии» возродилась у него в 30-х годах. Дюбуа стал главным редактором весьма представительной редакции, созданной в США для подготовки этой энциклопедии. За последующие 10-15 лет был достигнут некоторый успех, и по окончании Второй мировой войны вышло в свет два издания «Подготовительного тома негритянской энциклопедии». Однако на этом дело закончилось, частично потому, что общественные фонды, финансировавшие издание энциклопедии, не желали иметь дело с воинствующим Дюбуа.

Нкрума знал о заветной мечте Дюбуа, да и сам, конечно, понимал значение такой энциклопедии для африканских народов. И, когда Нкрума стал главой молодой независимой Ганы, он пригласил Дюбуа приехать в его страну и взять на себя руководство изданием «Африканской энциклопедии». С этой целью Дюбуа и поехал в Гану в 1961 г. С помощью покойного У. Альфеуса Хантона он приступил к работе над энциклопедией и трудился над ней до своей смерти в 1963 г.

Больше всего его возмущали притеснения, которым подвергается черный народ в США, он и сам почти всю свою жизнь страдал от расистских преследований. Ненавидел Дюбуа и угнетателей женщин — всех женщин, но черных в особенности. Одним из первых мужчин он принимал участие в борьбе за эмансипацию женщин.

Как писатель, поэт и прозаик, Дюбуа всячески поощрял творческие начинания среди своего народа. Он был как бы отцом черной интеллигенции. Вместе с покойным Алейном Локе он считался вдохновителем так называемого Гарлемского ренессанса 20-х годов. Не было среди современников ни одного черного литератора, артиста или художника, кому бы он не оказывал непосредственной помощи, кого бы не вдохновил — от Поля Робсона до Ричарда Райта, от Мариан Андерсон до Ширли Грехэм.

В своем «Последнем послании» Дюбуа писал, что единственной смертью является уход в отчаяние и цинизм. Он сам выстоял и боролся до конца. Его будут почитать все народы во все времена. Уильям Дюбуа был великим гуманистом.

Л-ра: США: экономика, политика, идеология. – 1978. – № 11. – С. 50-58.

Биография

Произведения

Критика


Читати також