27.02.2020
Павел Катенин
eye 328

Неизвестные произведения П. А. Катенина

Неизвестные произведения П. А. Катенина

Э. Н. Киреева

Жизнь и творчество П. А. Катенина, известного писателя-декабриста, служили предметом исследований дореволюционных и советских ученых. Но необходимо полного представления о его биографии и творчестве ни один из них не мог дать в силу того, что исследователи не располагают сведениями о последних, примерно десяти годах жизни Катенина.

Как известно, военная карьера писателя завершилась в 1838 году увольнением в отставку, после чего, по словам дореволюционного исследователя С. Бертенсона, он перестал писать и печататься. Литературовед Г. В. Ермакова-Битнер, напротив, не сомневается в том, что Катенин не оставил поэзии; он мечтал издать третью часть своих стихотворений, но после смерти Пушкина не было человека, который бы понимал и ценил его творчество. Однако ни в одной из своих работ, посвященных Катенину, исследовательница специально не останавливается на этом вопросе.

С наибольшей полнотой духовная жизнь писателя после 1838 года отразилась в письмах Катенина к Н. И. Бахтину. Его последнее письмо другу датировано, впрочем, февралем 1842 года. Этот год — своего рода рубеж, за которым» простираются еще десять лет жизни писателя, проведенные в забвении и неизвестности. Тем важнее для ученых выявление данных, Связанных с этим последним периодом жизни Катенина. Нам удалось, в частности, обнаружить два его стихотворения, датированные 1852 годом, т. е. написанные за год до смерти.

В фонде П. А. Катенина, находящемся в ЦГАЛИ, хранится беловой автограф поэта: с двух сторон альбомного листа написаны два стихотворения. Это рондо «Племяннику известного человека» и сонет «На победу при Лепанте». Автограф был приобретен ЦГАЛИ в 1949 году в составе известной коллекции Бурцева.

Приводим тексты стихотворений. Вот первое из них:

Племяннику известного человека. Рондо (1852)

Как Дядюшка,
Ты хочешь самовластно
Поцарствовать. Друг! не накликай бед.
Величество приятно, но опасно.

Взял чашу? пей! а там на дне отсед
Не выплюнешь; сколь ни трудись: напрасно.
И то сказать, по правде, беспристрастно:
Ты должен бы, за Ним пускаясь вслед,

Нажить сперва с полдюжины побед
Как Дядюшка.
В досужный час толкнись-ко к Лафонтену;
Узнаешь там: потеха чья была,
Как ворона сманил пример орла;
Да и орел не продолбит же стену
Засаженный на Эльбу иль Елену
Как Дядюшка.

Содержание рондо «Племяннику известного человека», дата его создания и самое название позволяют утверждать, что оно написано в связи с узурпацией власти во Франции в 1852 году племянником Наполеона Бонапарта Луи Наполеоном, принявшим в качестве императора имя Наполеона III.

Содержание и стиль рондо свидетельствуют о негативном отношении поэта-декабриста к личности новоявленного французского императора, поправшего завоевания революции 1848 года. Насмешливый тон стихотворения создается благодаря интимно-фамильярному обращению к адресату на «ты» с использованием фамильярной формы «друг!», нарочито огрубленной простонародной лексики («толкнись-ко», «потеха»), а также благодаря ироническому рефрену — «как Дядюшка». Этому же способствует намек на басню Лафонтена о молодом вороне, который, желая подражать орлу и даже превзойти его, решил добыть себе на обед барана, но не смог его поднять, а запутавшись в его шерсти, стал добычей и посмешищем пастухов.

Катенин не изменил себе и последнее свое рондо, как и предыдущие,8 написал в стиле эпиграммы, в соответствии с рекомендациями В. К. Тредиаковокого.

Действительно, «Племяннику известного человека» по содержанию своему — эпиграмма, образец персонажной лирики с ее сатирической характеристикой адресата, с прямым обращением к нему. По форме же это классическое рондо, состоящее из 15-ти строк в 3-х строфах с двумя рифмами, написанное десятисложным стихом с рефреном, повторяющимся трижды.

Нам представляется, что Катенин де случайно обратился к форме рондо. Рондо с его троекратным рефреном и круговой композицией позволило поэту создать целую систему намеков на ничтожество императора Наполеона III и его возможную будущего судьбу.

Первые три стиха рондо содержат намек на судьбу Наполеона-дяди: самовластье, как оно ни сладко, ведет к беде. Сравнение развивается в последующих двух стихах, где идет речь об «отседе» на дне чаши, который не выплюнешь, «сколь ни трудись» («отсед» — символ расплаты за власть). Рефрен, замыкающий по традиции первый круг рондо, помогает Катенину выразить свое презрение к «племяннику известного человека», уверовавшему, что он второй Наполеон. Далее поэт замечает, что племянник не имеет права быть преемником дяди даже в силу того, что у него нет тех заслуг перед государством, какие были у Наполеона I, «нажившего с полдюжины побед». В третьей строфе автор полностью раскрывает свое презрительное отношение к узурпатору, сравнивая его с вороном, подражающим орлу. Стихотворение заканчивается той же мыслью, какая присутствует в его начале: самовластье влечет за собой жестокую расплату. Катенин высказал ее, намекнув на ссылку Наполеона на Эльбу и остров Св. Елены. Рефрен «как Дядюшка», завершающий круг, подчеркивает, что Наполеона III ожидает та же участь, что и его дядю Наполеона I. Так в форме рондо, наиболее подходящей для замысла, Катенин выразил свое негативное отношение к самодержавной власти, достойной лишь насмешки и презрения, и свою уверенность в неминуемой расплате самодержца за самовластье.

Найденное нами стихотворение Катенина проливает свет на ряд вопросов, связанных с мировоззрением поэта-декабриста, особенностями его художественного творчества. Содержание рондо убеждает в том, что Катенин и до конце жизни не изменил своим радикальным взглядам, приведшим его в ранние декабристские общества. Оно служит доказательством резко отрицательного отношения поэта к императорской власти, к личности самодержца. И наконец, оно позволяет нам судить о художественной манере Катенина последних лет, обнаруживает его приверженность к экспрессивной художественной форме.

Как говорилось выше, на том же листе, где было написано рондо, но с оборотной стороны, нами был обнаружен беловой автограф второго неизвестного стихотворения Катенина, сонета «На победу при Лепанте».

[…]

Сонет тяготеет к описательности, правда, предельно отвлеченной, лишенной конкретных деталей, красок. Благодаря названию становится ясным, что в сонете идет речь о событиях 1571 года, когда при греческом городе Лепанто испанско-итальянский флот под началом Дон-Жуана Австрийского одержал победу над турками. Катенин указал и на вдохновивший его источник: из Герреры. Иными словами, создание этого сонета связано с чтением сочинений испанского историка Антонио Герреры Тордесилласа. Может возникнуть вопрос, почему поэта заинтересовали события испанской истории XVI века. Возможно, объяснение следует искать в современной писателю исторической обстановке: в 1852 году произошло обострение русско-турецких отношений, что привело к войне с Турцией, начавшейся летом 1853 года. Обратившись к исторической аналогии, Катенин описал битву, в которой христиане победили мусульман.

Поэтика этого произведения очень близка к поэтике оды. Катенин, в частности, подбирает высокую лексику — старославянизмы, использует древнегреческое название моря — Понт. Черты одического стиля сонету придает не только лексика, но и торжественные обращения поэта сначала к морю, а затем — к победителям-христианам. Предельная отвлеченность содержания также роднит этот сонет с одой. В данном случае, стихотворение, написанное на конкретно-историческую тему, лишено исторических и национальных красок, хотя Катенин обладал большим опытом и мастерством в воспроизведении национально-исторического колорита. Это можно объяснить лишь особой авторской задачей, которая, по нашему мнению, состояла в том, чтобы воспеть победы христиан над турками-мусульманами вообще, вне временной и пространственной расположенности. Отсюда и отсутствие «колорита времени и места», отсюда и одическая характерность сонета.

Сонет 1852 года интересен в нескольких аспектах. Пометка — «из Герреры» — служит непосредственным доказательством обширных и редких знаний Катенина в области истории, о которых писали П. А. Каратыгин, Н. П. Макаров, П. Андреев. Стихотворение свидетельствует о глубоком понимании Катениным связи формы произведения с его содержанием, о безупречном владении им трудной формой сонета. Содержание произведения еще раз подтверждает общественную активность поэта, который живо откликался на события современной ему жизни.

Обнаруженные нами стихотворения П. А. Катенина, написанные в 1852 году, пока единственные со столь поздней датировкой. На наш взгляд, они представляют большой интерес для историков литературы вообще и для исследователей творчества Катенина в частности, расширяя представление о литературном наследии и личности видного писателя-декабриста.

Л-ра: Русская литература. – 1977. – № 3. – С. 86-89.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


up