Почему амбиции и цель в жизни для счастья не нужны
Стремиться к счастью - естественное человеческое желание. Но делают ли нас счастливее амбиции и желание достичь цели?
О поиске цели в жизни и самоактуализации написано много. Но нужны ли они нам на самом деле? Мой партнер все свое свободное время слоняется по дому, смотрит телевизор, читает только новости, работает на неквалифицированной работе и болеет за свою футбольную команду. И он вполне счастлив.
А я тем временем отчаянно "расту и развиваюсь", учусь, интересуюсь многими вещами, но моя жизнь особенно никак не меняется. Может умение дрейфовать по жизни и быть довольным тем, что имеешь, важнее стремления к "жизненной цели"? - Бренда, Блэкпул, Великобритания.
Вопрос о счастье и жизненной цели напоминают мне Дон Кихота, рыцаря-мечтателя из одноименного романа Сервантеса, и его оруженосца, наивного простака Санчо Панса.
В литературе всегда можно найти персонажей, которые рассказывают универсальные истины о человеческом бытии, опыте и психологии.
Пока действие романа постепенно разворачивается, мы узнаем, что оба персонажа очень умные. Но если цели Дон Кихота - утопические, романтические и, очевидно, недостижимые, Санчо всегда доволен тем, что имеет, - крышей над головой и куском хлеба с сыром и глотком вина.
Как психиатр я хорошо знаю, что открытые и любознательные личности всегда стремятся к новому опыту и ощущениям. Все странное и незнакомое, конечно, увлекательное, но и менее комфортное.
Беспокойная натура Дон Кихота, его потребность в острых ощущениях и стремление к романтическим идеалам заставляют его постоянно попадать впросак. Он не может удовлетвориться уютной мирской жизнью помещика и отправляется на борьбу с несправедливостью мира.
Его амбициозные цели, однако, сложно реализовать, а потому он всегда остается разочарованным.
В отличие от него, Санчо Панса мечтал о простых вещах - сыре и вино. Да, он конечно не всегда был счастливым, как и у каждого человека у него бывали неприятные эмоции.
Но он не описывал свои заботы в сложных экзистенциальных понятиях - и вряд ли они так мучили и смущали его.
С одной стороны, личность Санчо дает ему больше шансов достичь психологического благополучия и удовлетворения от жизни.
Но мы также помним, что мучительный идеализм Дон Кихота приносил ему случайные мгновения восторга, которые Санчо никогда не почувствовал.
Дону Кихоту были известны как самые высокие мгновения бытия, так и его жалкие моменты.
Личность Дон Кихота, по определению греческого врача Галена, можно назвать "холерической". Он страстный, харизматичный, импульсивный и чувственный. У него также чрезвычайно насыщенная, но очень нестабильная внутренняя жизнь, полная фантазий и эмоций.
Вскоре после второй мировой войны лондонский психолог по имени Ганс Айзенк разработал еще одну теорию личности, которая содержала показатели экстраверсии и невротизма.
Дон Кихот - это личность с высоким уровнем экстраверсии (он постоянно взаимодействует с внешним миром) и высоким уровнем невротизма (его эмоциональная жизнь нестабильная и интенсивная). Такое сочетание черт вполне соответствует "холерику" Галена.
Санчо - полная противоположность. В классификации Галена он был бы "флегматиком": интроверт, устойчив в эмоциональном плане с, безусловно, очень низким уровнем невротизма.
Он не смотрит на мир сквозь призму бурной фантазии, а потому видит обычные мельницы, там где Дону Кихоту усматриваются грозные гиганты.
От типа личности очень зависит психологическое благополучие человека. По сути, существует положительная взаимосвязь между счастьем и экстраверсией и отрицательная между счастьем и невротизмом.
Поскольку Дон Кихот более невротический, чем Санчо, но и более экстравертный, каждый из них переживает моменты счастья по-разному.
Получается, что для счастья нам нужен стабильно низкий уровень невротизма и высокий уровень экстраверсии. Но все не так просто.
Для тех, кто считает себя чуть более невротическим и чуть менее общительным, чем хотелось бы, хорошая новость. Напряженную и оживленную внутреннюю жизнь в сочетании с пытливым умом связывают с творческими способностями.
Касательно темы "самоактуализации". Известный американский психолог Абрахам Маслоу недаром поставил стремление личностного развития на вершину человеческих потребностей. Ваш личностный потенциал будет отличаться от вашего партнера.
По мнению Маслоу, перед тем как перейти к следующему уровню, нужно удовлетворить базовые потребности - вода и еда, потом безопасность, затем любовь, самооценка и только потом самоактуализация.
Но последующие исследования показали, что люди не всегда делают это в таком порядке и удовлетворения потребностей различных уровней может быть либо одновременным, или в другой последовательности, и, похоже, не влияет существенно на наше душевное спокойствие.
Британский философ XIX века Джон Стюарт Милл сформулировал идею счастья просто - это "желаемое удовольствия и отсутствие боли". А несчастье, по его мнению, - "это боль и лишения удовольствия".
Так же как и Маслоу, Милл видел в удовлетворении иерархию, от физиологических потребностей до духовных. Он также советовал не углубляться слишком в самоанализ.
"Спроси себя, счастлив ли ты, и прекратишь им быть", говорил мыслитель.
Разница между удовольствием и счастьем, а точнее, несовместимость между состоянием постоянного удовольствия и человеческой жизнью исследована в романах, написанных через столетие после Дон Кихота, как "Машина времени" или "О дивный новый мир".
Герои этих утопий живут в мире, где боли и страданий больше не существует. Но их псевдосчастье, лишенное выбора или напряженных эмоций, не является настоящим - по крайней мере по мнению авторов.
Действительно, на нашу способность чувствовать себя счастливым влияют черты нашей личности, темперамент и настроение, а не только душевное спокойствие или соотношение оптимизма и пессимизма.
Но имеет ли это значение? Мы не созданы быть счастливыми, будь наш стакан всегда полуполный или полупустой. Мы созданы, чтобы выживать и размножаться.
Поэтому мы все время от времени испытываем неприятные эмоции, и это не зависит от нашего характера.
Хорошо, Бренда, что вы не отказались от усилий расти как личность и не избавились от желания получать знания.
Оставайтесь той, кем вы есть, даже если это и не приносит вам постоянного душевного блаженства. Наша природа заключается в том, чтобы бесконечно гнаться за капризной и неуловимой бабочкой счастья, а не в том, чтобы поймать ее раз и навсегда.
Счастье нельзя разлить по бутылкам, купить или продать.
Однако его поиски могут стать путешествием, в которое вы отправляетесь вместе с вашим партнером.
И, возможно, вас утешит мысль, что наше вечное недовольство является важной частью того, что делает нас людьми.
Рафаэль Эуба - консультант и старший преподаватель психиатрии Королевского колледжа в Лондоне