В. С. Курочкин

В. С. Курочкин

В. Афанасьев

Василий Степанович Курочкин, самый крупный после Некрасова революционный поэт 60-х годов, родился 9 августа 1831 года в Петербурге в семье бывшего крепостного, отпущенного на свободу и дослужившегося до дворянского звания. Учился Курочкин в кадетском корпусе и был выпущен офицером в гренадерский полк, где прослужил около четырех лет, после чего вышел в отставку и определился чиновником в один из департаментов. Чиновная карьера не привлекла Курочкина, и в 1857 году он оставляет службу, чтобы всецело посвятить себя литературе, склонность к которой проявлялась у него еще на школьной скамье.

Широкая известность Курочкина как поэта начинается с 1858 года, когда он выпускает отдельной книгой свои переводы песен Беранже, печатавшиеся до того в различных журналах. Несмотря на то, что со времени появления первых переводов Курочкина прошло целое столетие, они до сих пор остаются непревзойденными, и Курочкин с полным основанием считается лучшим переводчиком произведений знаменитого французского поэта. Легкость, непринужденность, живой юмор, а где надо и суровый драматизм (например, в «Старом капрале», положенном на музыку Даргомыжским) делают переводы Курочкина замечательными поэтическими произведениями. Курочкин не просто переводил Беранже, а творчески пересоздавал его, нередко перенося темы и образы песен французского поэта в условия тогдашней русской действительности. Это обеспечило переводам огромный успех у читателя 50-60-х годов.

С конца 50-х годов наступает самый яркий и плодотворный период в литературной деятельности Курочкина. Вместе с талантливым художником-карикатуристом Степановым Курочкин начинает в 1859 году выпускать еженедельный сатирический журнал «Искра», ставший вскоре одним из наиболее распространенных периодических изданий и имевший невиданный по тому времени тираж десять тысяч экземпляров. «Искра» была самым передовым и значительным из всех сатирических журналов 60-х годов. Курочкину удалось сплотить вокруг «Искры» поэтов и прозаиков, из числа которых необходимо назвать его брата Николая Курочкина, поэтов Минаева, Вейнберга, прозаиков Николая и Глеба Успенских, Решетникова, Левитова. Появлялись на страницах «Искры» и такие имена, как Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Добролюбов.

«Искра» живо откликалась на все события общественной и литературной жизни того времени. С самых передовых позиций, близких к позициям великих революционных демократов 60-х годов Чернышевского и Добролюбова, журнал обрушивался на крепостников, реакционеров, либеральных болтунов, жестоко высмеивая их в стихах, фельетонах, карикатурах. Душой «Искры», ее редактором и основным автором был Курочкин.

В пору работы в «Искре» Курочкин написал свои самые острые, самые яркие стихи. Подвергая уничтожающему осмеянию какого-нибудь реакционного журналиста за его выступления в печати, называя этого журналиста по фамилии, приводя цитаты из его писаний, Курочкин клеймил не только данного реакционера, но и всех подобных ему, ибо фигура осмеиваемого врага превращалась под пером поэта в сатирический образ большой обобщающей силы.

В 1873 году «Искра» была закрыта правительством. Прекращение журнала, которому Курочкин отдавал все свои силы и способности, тяжело отозвалось на поэте. После закрытия «Искры» он продолжал работать в различных газетах и журналах. Умер Курочкин 15 августа 1875 года в возрасте сорока четырех лет от слишком большой дозы морфия, по ошибке впрыснутой ему лечившим его врачом.

Буржуазные историки литературы замалчивали имя Курочкина, а если вспоминали изредка о поэте, то лишь как о переводчике Беранже. Между тем оригинальные стихотворения Курочкина представляют большую общественную и художественную ценность, являясь одним из высших достижений русской революционной поэзии 60-х годов. В наиболее смелых и сильных стихах поэта, которые не могли по цензурным условиям быть напечатаны в России и печатались за границей в «Колоколе» и других изданиях, содержались призывы к революционному ниспровержению царского самодержавия. Таково стихотворение «Двуглавый орел», где символ самодержавной власти «двуязычный, двуголовый» орел изображается виновником всех бедствий народа, таково стихотворение «Долго нас помещики душили» с его упоминаниями о декабристах, «поднявшихся на злодеев», о «друге Пугачева» и с прямым призывом к народной революции. Не случайно эти стихотворения расходились по России в списках и при аресте революционеров неоднократно были обнаруживаемы у них царскими жандармами. В начале 70-х годов Курочкин написал «кукольную комедию» (пьесу для театра марионеток) «Принц Лутоня», являющуюся беспощадной сатирой на царское самодержавие. Пьеса эта была опубликована уже после смерти поэта в урезанном виде, но и в таком виде ее не разрешили к постановке, ибо, по определению цензора, она являлась «очень злой сатирой на монархическую власть». Только после падения самодержавия «Принц Лутоня» был впервые поставлен на сцене.

Царское правительство пристально следило за Курочкиным, чувствуя в нем своего врага. У поэта производились обыски, а в 1866 году после покушения Каракозова на Александра II Курочкин был арестован и свыше двух месяцев просидел в Петропавловской крепости. На протяжении многих лет, почти до самой смерти, поэт находился под полицейским надзором.

В стихах, предназначавшихся для печати и проходивших через цензуру, Курочкин, естественно, был более сдержанным, чем в своих нелегальных произведениях. Но и здесь, обманывая бдительность цензоров, прибегая к эзоповскому языку, поэт старался будить у читателя чувство протеста против царского самодержавия, против его слуг и приспешников.

Один из основных мотивов поэзии Курочкина — это любовь к трудящемуся человеку, сочувствие ему. С точки зрения интересов этого человека поэт рассматривает все явления, вплоть до явлений природы.

С дружеским сочувствием рисуя злоключения бедняка-труженика, Курочкин гневно обрушивался на врагов трудящегося человека. Поэт страстно обличал самодержавно-бюрократический строй, клеймя такие его порождения, как самоуправство властей, взяточничество, цензурный произвол, подхалимство, барское самодовольство, презрение к труду и т. д. Не миловал Курочкин и представителей нарождающегося капитализма — крупных и мелких хищников всех мастей.

Огромна заслуга Курочкина как политического поэта в разоблачении либералов, пытавшихся пышными словами о свободе, гласности и просвещении прикрыть свою приверженность царскому самодержавию, свое стремление лишь подчистить и подкрасить» ничего не меняя в самой основе помещичье-монархического строя. Курочкин, как и другие поэты «Искры», видел в либералах особо опасных врагов, ибо свою истинную сущность они маскировали звонкими фразами.

Курочкин был убежденным противником так называемого «чистого искусства», искусства, уклоняющегося от служения народу, уводящего в узкий мирок мелких личных переживаний. Сторонники и защитники «чистого искусства» подвергались жестокому разгрому на страницах «Искры». Курочкин и его соратники по журналу безжалостно высмеивали их в метких и остроумных эпиграммах, в пародиях, сатирах. Используя форму пародируемого поэта — представителя «чистого искусства», искровцы вскрывали и обнажали идейное убожество его произведений, узость кругозора автора, архаичность его литературных приемов.

Объединение стихов и прозы в произведениях Курочкина отнюдь не кажется искусственным, неорганичным. И стихи, и проза, бьющие в одну цель, подчиненные единому идейному заданию, воспринимаются как неразрывное целое.

Замечательны короткие стихотворения Курочкина, высмеивающие реакционных критиков, которые после выхода романа Чернышевского «Что делать?» пытались нейтрализовать воздействие этого произведения на молодежь, объявляя его безнравственным. Вот одно из этих стихотворений:

«...Молодая жена!
Ты «Что делать?» взяла.
Эта книга полна
Всякой грязи и зла.
Брось зловредный роман,
В нем разврат и порок —
И поедем канкан
Танцевать в «Хуторок»!»

«Хуторком» назывался загородный петербургский ресторан. Показывая «блюстителя нравов», который запрещает жене читать роман Чернышевского и приглашает ее в сомнительное заведение танцевать «модный» кабацкий танец, Курочкин срывал маску с ханжи и лицемера, обнажая истинную основу его «нравственности».

Курочкин был горячим патриотом своей страны. «Родине предан любовью безвестною, честною», — писал он о себе в одном из стихотворений. Вера в могучие силы родины, в ее светлое будущее особенно ярко выразилась в одном из лучших стихотворений поэта «Тик-так! Тик-так!» Это стихотворение кончается словами:

«...Мы слышим в звуках всем понятных
Закон явлений мировых:
В природе нет шагов попятных,
Нет остановок никаких!
Мужайся, молодое племя!
В сияньи дня исчезнет мрак.
Тебе подсказывает время:
Тик-так! Тик-так!..»

Поэзия Курочкина сохраняла свою ценность до наших дней.

Л-ра: Литература в школе. – 1956. – № 4. – С. 75-77.

Биография

Произведения

Критика


Читати також