Отражение семейно-брачных отношений в «Декамероне» Джованни Боккаччо

Отражение семейно-брачных отношений в «Декамероне» Джованни Боккаччо

А. П. Батурин, В. В. Кузьмин

«Декамерон» Джованни Боккаччо, жившего и творившего во второй половине XIV в., - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором. Это многоцветная панорама нравов итальянского общества, классическое произведение итальянской литературы интересует нас, прежде всего, как исторический источник. Автор не ставил перед собой задачу достоверно и в точных деталях описать реалии своего времени, поскольку он создавал своё произведение, руководствуясь иными целями и задачами. Однако «Декамерон» рисует перед нами довольно широкую картину итальянской жизни. В фацециях (новеллах) широко представлены представители всех сословий, их материал отражает, в частности, семейно-брачные отношения в итальянском обществе данной эпохи.

Как известно, XIV в. стал переломным в жизни западноевропейского общества, он привнес определенные изменения и в представления о семье, браке, на место и роль женщины. Постараемся проследить эти изменения в «Декамероне». Сначала посмотрим, что собой представляли традиционные христианские взгляды на брак, семью и женщину до эпохи гуманизма.

В раннее Средневековье пользовались наибольшим распространением взгляды на брак сквозь призму религиозных догм (воззрения на брак как воплощение «первородного греха»). Характерными здесь являются рассуждения Августина Блаженного, который, хотя и оправдывал брак, но при этом делал акцент на необходимости воздержания [1]. Большинство авторов раннего Средневековья в рассуждениях о взаимоотношения между супругами часто ссылается на известный библейский догмат: «Глава жене - муж». Неравноправие женщины по сравнению с мужчиной - характерная черта христианской модели семьи на всем протяжении Средневековья. В данную эпоху не существовало даже привычных для нас понятий «брак» и «семья». Церковь практически не участвовала в процедуре бракосочетания (за исключением королевских семей).

Христианская концепция брака, как моногамного, нерасторжимого союза, утвердилась в западноевропейских странах лишь в ХІІ - ХІІІ вв. В это время он начинает причисляться к основным христианским таинствам. X - XIII вв. - время, когда женщина полностью принадлежала мужу. Во многих произведениях того времени прослеживается отношение к женщине как к добыче. Достаточно вспомнить, например, хорошо известный «Роман о Тристане и Изольде» [2].

Наиболее близким к официальному был не освященный церковью, порой очень длительный, на протяжении всей жизни, союз мужчины и женщины - конкубинат (сожительство). При этом наибольшее распространение конкубинат имел в среде клириков. Измена мужа в общественном сознании не считалась серьёзным проступком, а жены не слишком ревновали к зависимой служанке. В государственном праве вопрос о наказании мужа за измену вообще не ставился.

Наряду со сказанным выше, было бы неверно абсолютизировать неполноправие и приниженное положение женщин в средневековой Европе. Она ценилась прежде всего как мать, продолжатель рода, воспитатель, жена, хозяйка; ее жизнь проходила под знаком вменяемых ей Богом, природой и общественной моралью обязанностей.

Зародившееся в XIV веке гуманистическое мировоззрение в значительной степени изменило взгляды на брак, семью, на место и роль женщины. Посмотрим, насколько эти изменения нашли своё отражение в «Декамероне» Джованни Боккаччо.

Автор акцентирует внимание на том, что в большинстве случаев в основе семейных отношений лежали соображения экономического характера, а не свободные человеческие чувства. Отсюда, как следствие, - слабость супружеского союза. Во многих новеллах Боккаччо изображает жён, которые заводят любовников, не осуждая их за это, а лишь посмеиваясь над положением незадачливых мужей-рогоносцев... Заключение брака часто являлось сделкой, которую устраивали родители, не принимавшие воли тех, кто вступал в него. «Декамерон» направлен против брака, который является экономической сделкой, против авторитарных прав мужчины. У гуманиста Боккаччо мы видим провозглашение брака по любви правом человека, причем не только правом мужчины, но и правом женщины. Так, в X новелле третьего дня женщине предоставляется свобода выбора, и она покидает ненавистного мужа. Женщина у Боккаччо имеет право выбора, здесь можно говорить о том, что Боккаччо «эмансипирует» женщину и её чувства.

В «Декамероне» отчетливо проводится мысль о том, что все люди имеют право на счастье. Аргументирует это право Боккаччо словами одной из своих героинь - аристократки Гисмонды: «…у всех нас плоть от одного и того же плотского вещества, и все души созданы одним творцом с одинаковыми качествами» [3]. В данном случае эта женщина защищает свою любовь к человеку более низкого происхождения. Очень показательна в этом плане третья новелла второго дня, где девушка для защиты своего счастья отправляется к Папе - беспрецедентный случай для того времени.

Боккаччо, в отличие от куртуазных поэтов, которые не давали детального описания любовного чувства, наполняет любовь разнообразными конкретными оттенками, индивидуализирует его. «Моя любовь - горячая паче других» - говорит он во введении [3]. Или, например, описание чувств пожилого Альберто к вдове в десятой новелле первого дня, где заявляется о праве каждого на чувство: «Что я люблю <...> не должно удивлять человека мудрого» - говорит Альберто.

На основании новелл Боккаччо мы можем сделать заключение о достаточно широком распространении конкубината. Так, во второй новелле второго дня упоминается вдова, которую маркиз Аццо «любил пуще жизни и держал для своей надобности». В «Декамероне» мы можем наблюдать частые внебрачные связи, конкубинат, супружеские отношения вне церковного брака. В данном случае есть основание говорить о том, что представления о браке предшествующих эпох еще полностью себя не изжили. Об официальной позиции церкви по отношению к такому положению дел не трудно судить. Вместе с тем в «Декамероне» мы часто встречаем и самих клириков в качестве героев различных похождений сексуального характера. Например, вот что говорится об аббате в четвертой новелле первого дня: «…обняв и поцеловав её много раз, он взобрался на постель.».

Таким образом, в «Декамероне» довольно четко нашли свое отражение перемены во взглядах на женщину и на семейно-брачные отношения в Италии, происшедшие к XIV в., а само произведение Джованни Боккаччо представляется интересным и важным источником для изучения данной темы.

Литература:

  1. Августин. О граде Божьем / Августин // Творения Блаженного Августина. - Киев, 1905.
  2. Роман о Тристане и Изольде: [пер. Ю. Стефанова] : средневековый роман и повесть. - М. : Художественная литература, 1974. - C. 153 - 226.
  3. Боккаччо Дж. Декамерон / Дж. Боккаччо. - М.: Эксмо, 2006. - 528 с.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up