08-03-2017 Всё о кино 439

Солярис Стивена Содерберга – победа или поражение?

Солярис Стивена Содерберга

Наша сегодняшняя статья будет интересна всем, кто любит смотреть хорошие Фильмы в HD качестве.

Фильм «Солярис» Стивена Содерберга - режиссера, который получил каннскую «Золотую пальмовую ветвь» за «Секс, ложь и видео» (1989) и «Оскар» за «Траффик» (2000), - является второй экранизацией романа Станислава Лема «Солярис» (и это первый случай, когда автор романа из бывших социалистических стран получил в качестве гонорара миллион долларов). То, что картина вторая, является одной из причин неудачи. Ибо те, кто смотрел первую - Андрея Тарковского в 1972 года, - даже не захотят их сравнивать. А для тех, которые не смотрели (таких большинство) и, тем более, не читали Лема, фильм скучный и непонятный, мало спецэффектов, мало секса.

Известно, что «Солярис» Тарковского Станиславу Лему не понравился, потому что режиссер его сменил, внеся свою интерпретацию. Оценка писателя новой премьеры, устроенной специально для него в Кракове, была в целом положительная. Хотя Содерберг свел все к мелодраме - нет никакого культурного и философского фона, никакой глубины. После просмотра фильма возникает вопрос - а при чем здесь вообще Солярис? Основная проблема - это отношения главных героев: психотерапевта Криса Кельвина и его жены Реи. Типичные темы - агрессия в супружеских отношениях, аборт, деструкция любовной связи - разрыв, самоубийство, - и впечатление, что космос здесь только повод, чтобы о них поговорить. Как и во всех мелодрамах, любовь героев проходит через многочисленные препятствия, главная из которых - психическая и физическая автодеструкция женщины. Мотивация поступков персонажей достаточно сложная и убедительная. Их психологические портреты глубокие и неоднозначные. Эмансипированная женщина потерпела поражение, не понимая обычных человеческих чувств, - она не только не хочет родить ребенка, а ей вообще не приходит в голову, что желание иметь детей может быть у Кельвина.

Кажется, что создатели фильма очень хотели всем понравиться: есть и еще одна актуальная сегодня тема клонирования, и политкорректность (чернокожая женщина как работник станции), и образ современного американского вундеркинда (который очень мало напоминает ученого - словарный запас слишком мал, скорее, рэпера с экспрессивными жестами, жвачкой, бейсболкой и удивительно, что без кока-колы), и обнаженного Джорджа Клуни, что, несомненно, понравится его многочисленным поклонницам. Режиссер поддерживает традиционную схему крупных американских мелодрам (например, «Унесенные ветром») - героиня не ждет любви, а идет ей навстречу, начиная свои «брачные игры». Согласно модными феминистическими тенденциями женщина является активной стороной в таких отношениях - именно Рея была их инициатором, она соблазняет Криса. И проявляет интеллектуальное превосходство над ним.

Новый «Солярис» является фильмом одного актера - большинство кадров демонстрирует лицо или тело Клуни. Что касается лица, то его выражение странным образом не изменяется в течение всего фильма независимо от того, какие эмоции должен испытывать герой - скучает (видит мертвую Рею), радуется (встречая ее снова), или переживает экстаз. Единственный способ, которым Клуни-Крис сигнализирует об изменении чувств, - глубокое дыхание, пот или - на худой конец - он закрывает лицо рукой. Джордж Клуни (как продюсер) не пригласил к участию в фильме хороших актеров, но даже те посредственные, играющие делают это профессиональнее его - их мимика, жесты ярче отражают характеры героев, чем его неподвижная маска. Когда Джереми Дэвис в роли Сноу (бывшего Снаута) пытается передать свои мысли и впечатления, не имея возможности сделать это словами, из-за инфляции слов - он прибегает к архетипному языку жестов. Гипертрофия его жестикуляции напоминает симптом некоторых психических болезней, но в данном случае это, пожалуй, следует понимать, как расширение возможностей передачи информации.

Еще одно подтверждение того, что фильм является чисто коммерческим проектом - его музыка. Она представляет собой коммерческий вид современной электронной музыки, приятной на слух, в стиле Китаро, Томите, Вангелиса и даже Жара. В ней нет никакой недосказанности, никакого опыта. Даже символизм музыкальной темы Соляриса звучит неубедительно потому, что время активности планеты ассоциируется у нас с угрозой для героев, а музыка звучит легкая, мелодичная, танцевальная. Единственная музыкальная тема, которая создает климат страха, появляется при деструкции этого виртуального мира, падение станции на Солярис - заимствована живьем из музыки Артемьева к фильму Тарковского - электронной музыки шумов, шелеста, которая была авангардной в 1970-х годах (space-music).

Любые наши сомнения в оценке фильма развеивает финал - он по-голливудски счастливый (happy-end) - независимо от того, это любовь двух людей, или двух фантомов, или Соляриса и Земли, или любой другой сомнительной комбинации - но это любовь, согласно стандарту, все побеждает. Главный недостаток фильма - недостаток тайны, недосказанности. То, что остается загадкой, не является существенной проблемой ни для романа, который был литературным источником, ни для самой картины.

Несмотря на попытки Стивена Содерберга завоевать массового зрителя, воспринимается фильм трудно, имеет много слишком затянутых эпизодов, и, как показывают статистические данные, посещаемость на второй неделе после премьеры резко снизилась. Все усилия «раскрутить» картину не смогли предотвратить поражение и с художественной стороны, и с коммерческой.

Анна Ландовская


Читати також