Йоханнес Торрентиус и его Эмблематический натюрморт
Эмблематический натюрморт (нидерл. Emblematisch stilleven) - простой натюрморт 17 века с эмблемами, который создал художник Йоханнес Торрентиус из города Харлем.
Йоханнес Торрентиус - это перевод латыни голландской фамилии Яна ван дер Беека (Johannes van der Beeck). Только тщательные архивные поиски дали возможность хоть что-то найти о его жизни.
Родился в 1589 году в Амстердаме. Известно, что провел бурную молодость в большом городе, женился в 1612 году, но не успокоился, как рядовые голландские бюргеры. Испорченные отношения с женой закончились расторжением брака в суде.
Свободного от семьи художника потянули в суд, когда он не уплатил денег бывшей жене. Затем он перебрался в Гарлем, где уже председательствовали фанатики-протестанты. Но продолжил роскошные пиры и опасные шутки. Сохранились отрывки воспоминаний о страстном художнике, который днем старательно работал в мастерской, а вечером шел в кабаки, где провоцировал шумные пиры, которые шокировали соседей. Художника арестовали в 1627 г. и обвинили в ереси, в создании эротических рисунков, в связях с анабаптистами и в атеизме. Художнику тщательно вспомнили и оформление развода, что не особо приветствовалось в те времена, и шумные пиры, и эротические рисунки, и победы в религиозных дискуссиях. Что-то очень задело и гарлемских должностных лиц, которые подкупили свидетелей, подавших следствию - страшные факты. Художника жестоко пытали в заключении, игнорируя и его популярность среди голландцев и иностранцев, потому что на его защиту встали дипломат Австрийской империи и сам британский король. Карл (король Англии) захотел перевезти популярного художника в Лондон, если тот так не нужен на родине.
Но фанатичные Гарлемские чиновники не отпустили жертву, которая занималась алхимией, научными исследованиями, писала какие-то трактаты. Не помогло и вмешательство знатных иностранцев. Художника приговорили к пожизненному заключению, а все картины и архив публично сожгли на костре. Приговор чиновников выполнили так старательно, что и по сей день всех удивляет их жестокость. Все попытки исследователей 20 века решить таинственную историю со светским лицом натолкнулись на почти полное отсутствие документов. Ученый Абрахам Бредиус, специалист по истории Золотого века голландской живописи, несколько лет пересматривал архивы, но нашел лишь несущественные мелочи. О «преступлениях» художника, если они были, нет свидетельств даже в судебных протоколах. Палачи, возможно, выпустили художника из тюрьмы, и его перевезли в Британию, где он болел в 1642 году. Он вернулся в Амстердам, где и умер через год - в феврале 1644. О художнике вспомнил Йоахим Зандрарт, но правды не знал и он.
О непримиримости позиций католиков и протестантов того времени свидетельствует и судьба художника, которого выгодно было признать еретиком. Оба идейные лагеря были непримиримы к еретикам, и скоро их наказания протестантами сравнялись с жестокостью фанатичных католиков.
Среди необычных вещей «Эмблематического натюрморта» - уздечка, как намек на необходимость прятать страсти в опасном обществе, закрыть собственный рот. Практически это единственная картина художника, которую нашли и которую спас случай. Кажется, яркая индивидуальность художника слишком впала в глаза непримиримым моралистам Гарлема, которые сделали все, чтобы раздавить художника окончательно.